Юбилейная конференция факультета социологии НИУ-ВШЭ Санкт-Петербург «Социология в действии»
2 и 3 марта 2012 года в НИУ ВШЭ – Санкт – Петербург прошла юбилейная конференция "Социология в действии", посвященная десятилетию петербургского факультета социологии Вышки.
На конференции было проведено несколько секций, среди которых «Возрастные идентичности (молодость/старость)», «Политика, государство и право», «Мигранты и миграции», «Родительство», «Производство социальных идентичностей в текстах» и другие.
2 марта в секции «Социальная структура и социальное неравенство» Даниил Александров представил результаты коллективной работы сотрудников Лаборатории в докладе «Социальная селекция и этническая сегрегация в школах».
Собранные Лабораторией массивы данных, позволяют сделать вывод о том, что рынок петербургских школ весьма сегментирован. Такая ситуация связана с несколькими причинами, важнейшей из которых является введенное нормативно-подушевое финансирование школ. Малокомплектным школам выгодно принимать на учебу мигрантов, поскольку в противном случае они будут недофинансированы или вовсе могут быть закрыты. Отдельные примеры на микроуровне иллюстрируют эту ситуацию. Например, в Центральном районе есть три школы, которые находятся очень близко друг к другу: в одной много мигрантов, в двух других их практически нет. Подобная микросегрегация также складывается в Сестрорецке и в других случаях. Еще одна причина межшкольной сегрегации – жилищная стратификация, когда одна школа собирает детей из элитных новостроек, а другая – из расселенных трущоб, где проживают нелегальные мигранты (конкретный пример мы изучали в Адмиралтейском районе).
Если сравнивать Петербург и Московскую область, то в Подмосковье ситуация отличается, и представленная схема не всегда работает. В Королеве, например, механизмы сортинга и селекции совершенно иные, а в Мытищах ситуация больше напоминает петербургскую.
Описав все эти примеры, Даниил Александров сделал вывод, что существуют разные локальные системы, в которых могут действовать различные правила. При этом границы «локальных образовательных систем» не совпадают с административными границами районов, что особенно четко видно на примере Невского района, в котором сортинг и селекция идут по обоим берегам Невы, поскольку родители стараются не возить детей в школу на другую сторону реки. Соответственно, нельзя проводить анализ селекции и сортинга в школах на общенациональных выборках, иначе получится «средняя температура по больнице».
В настоящее время в Лаборатории также проводился анализ сетевой динамики антишкольной культуры. В многоуровневые регрессионные модели был включен не только индивидуальный уровень, но и школьный, и уровень «клик» – групп школьников, которые плотно общаются между собой. В выявлении клик помогла специальная программа Kliquefinder, которая идентифицирует их в сетевых данных. Выборка исследования очень большая - 419 полных сетей классов в 104 школах, что делает возможным сравнение эффекта окружения с эффектом школ. Многоуровневый регрессионный анализ демонстрирует, что большая часть вариации в антишкольных установках, успеваемости и пр. характеристиках объясняется на уровне клик (26%), а не уровне школы (5%). Соответственно, можно предположить, что именно в кликах формируются антишкольные аттитюды, решения о последующем образовании и т.д.
После доклада последовало много вопросов из зала. Первый вопрос был задан о том, как в исследовании замерялись антишкольные настроения. Даниил Александров объяснил, что в исследовании Лаборатории они измеряются при помощи нормативных и аттитюдных вопросов, на основе которых конструируется индекс. Хотя на эти типы вопросов школьники отвечают практически одинаково, возможно, не очень корректно сочетать их в одном индексе. Лаборатория планирует доработать инструментарий в этом отношении.
Также был задан вопрос об отношении к детям мигрантов в школах. В Петербурге мигранты попадают в малокомплектные, неуспешные школы, где они учатся лучше и прилежнее местных одноклассников. Учителя их очень хвалят за усердие, исполнительность и уважительное отношение к преподавателям и к школе.
Важный вопрос касался дружеских сетей среди детей мигрантов. Даниил Александров рассказал, что представители большинства «этнически слепы», то есть для них не имеет значения национальность их друзей. Дети мигрантов также не формируют моноэтнических коалиций, однако нередко предпочитают дружить с теми одноклассниками, у которых также есть опыт миграции.
Официальное закрытие конференции состоялось 3 марта 2012 года за круглым столом, ведущим которого был Даниил Александров. В рамках круглого стола обсуждались вопросы новых требований к качеству эмпирических исследований, их методологической прозрачности, вопросы укорененности теоритических выводов в данных, публичной роли “действующих социологов” и другие.
Подготовили Екатерина Трофимова и Вероника Костенко