• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Социальные сети подростков

Проект посвящен исследованию социального взаимодействия школьников. Средствами социального сетевого анализа (Social Network Analysis) изучаются отношения между подростками – дружба, помощь, вражда, нападки сверстников (bullying), социальное исключение и популярность, выявляются характеристики социальной среды классов и школ, описываются социальные процессы влияния сверстников (peer influence, peer pressure).

В ходе проекта ставится множество исследовательских вопросов. Как подростки выбирают себе друзей? Почему одни ученики оказываются популярными, а другие в изоляции от сверстников? Почему в одних классах все дружат со всеми, а в других классах дружеские сети разбираются на отдельные клики? Что объединяет подростков в клики: нелюбовь к школе или схожие музыкальные интересы? Почему курение помогает заводить новых друзей, а потребление алкоголя нет? Приобретают ли популярность агрессивные подростки? Приводит ли виктимизация к социальной изоляции? Как выстраиваются отношения в многонациональных классах?

Исследования проводятся на анализе кросс-секционных сетевых данных об отношениях между 10200 учениками из школ и гимназий Санкт-Петербурга и 7400 учениками из школ Московском области, и лонгитюдных сетевых данных по 700 учащимся четырех колледжей Санкт-Петербурга. Лонгитюдное исследование началось с первого года поступления подростков в колледжи и продолжится до их выпуска в мае 2016 года.

На этом материале уже сделано несколько работ, освещающих разные стороны социальных отношений подростков. Статья «Межэтническое общение в российских школах: изучение методом сетевого диадного анализа» (В.А. Иванюшина, Д.А. Александров) посвящена встраиванию детей в дружеские сети. В ней представлено исследование дружеских отношений в классах со смешанным этническим составом. Результаты сетевого анализа показали, что подростки заводят себе друзей, не обращая внимания на их этническую принадлежность. Статья доказывает, в российских школах отсутствует дискриминация детей-мигрантов со стороны школьников этнического большинства. Статья «Антишкольная культура и социальные сети школьников» (В.А. Иванюшина, Д.А. Александров) исследуют влияние сверстников на образовательные достижения школьников, и как показано в статье «Популярность школьников и образовательная среда школы» (Титкова В. В., Иванюшина В. А., Александров Д. А.) не всегда подростки оценивают образовательные успехи сверстников как важные достижения.


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!