• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Научные публикации

2016


Educational Migration from Russia to China: Social Network Data

This paper presents the results of our study of educational migration flows between Russian Federation and China. Using data from the most popular among Russian-speakers Social Networking Site VK, we explore "digital footprints" of migration, analyzing the factors influencing the size of migration flows from different Russian cities to China. We take into account different groups of parameters, in particular, geographic proximity of a city to China and to Russian educational centers, institutional presence of China, and Chinese web presence in the particular city. Resulting conditional inference tree with the relative number of educational migrants from each city as the outcome has R2 = .86


Выходные данные: Daniel Alexandrov, Viktor Karepin, Ilya Musabirov. Educational Migration from Russia to China: Social Network Data, in: WebSci '16: Proceedings of the 8th ACM Conference on Web Science. ACM, 2016. P. 309-311.

 

Private and Public Online Groups in Apartment Buildings of St. Petersburg

This paper is concerned with online communication of apartment buildings' residents on general purpose social networking site (SNS) VKontakte (VK), focusing on how groups' participants use instruments of SNS to separate place-based discussions and participation in wider community initiatives. With the help of topic modeling algorithm LDA, we analyzed posts collected from online groups related to apartment complexes in Saint-Petersburg to reveal differences of communication in open groups and restricted access groups. We also looked at overlaps between local groups of apartment buildings and city-wide movements. Our study shows that inside SNS there is a functional differentiation between restricted access groups and open groups, which have different audiences and communicative strategies. Restricted access (private) groups play an important role in the formation of neighbors' communities of trust and, supposedly, can be useful substitutes of face-to-face interaction for people moving into new buildings. Open (public) groups function as public forums for fostering neighbors' cooperation and attracting attention of broader public to local issues and conflicts.


Выходные данные: Vadim VoskresenskiyIlya MusabirovDaniel Alexandrov. Private and Public Online Groups in Apartment Buildings of St. Petersburg, in: WebSci '16: Proceedings of the 8th ACM Conference on Web Science. ACM, 2016. P. 301-306.


Virtual Caucasus on VK Social Networking Site

This paper provides mapping of ethnic themes and topics associated with the Caucasus on social networking site VKontakte popular in Eurasia. We collected data on virtual communities associated with major ethnic (Armenian, Georgian and Azerbaijani) and supra-ethnic ("Pan-Caucasian") groups. We combine network analysis (based on group co-membership) with LDA topic modeling (based on posts) to identify the ideologies and cultural features which unite and divide virtual Caucasus. The gap between warring nations is bridged by Pan-Caucasian virtual groups with no political ideology.


Выходные данные: Daniel Alexandrov, Alexey Gorgadze, Ilya Musabirov. Virtual Caucasus on VK Social Networking Site, in: WebSci '16: Proceedings of the 8th ACM Conference on Web Science. ACM, 2016. P. 215-217.


Локальные эффекты в воспроизводстве неравенства через систему образования

Образовательные системы разных стран в последние десятилетия подвергаются реформам, которые одновременно направлены как на поддержание свободного выбора образования, так и на обеспечение равного доступа к образованию с целью нивелировать социальное неравенство. Существующие попытки анализа территориального и образовательного неравенства не учитывают особенностей школьной дифференциации — различий между школами (и их типами) в социально-экономических характеристиках учеников. Целью данной работы стала демонстрация локальных эффектов во влиянии на образовательные успехи и притязания учащихся двух ключевых факторов: 1) социального положения семьи: образования и социально-профессионального статуса семьи (СПС, ISEI), а также 2) особенностей школьной дифференциации. Сравниваются три разных контекста: сельская местность, малый и большой города.


Выходные данные: Савельева С. С., Александров Д. А. Локальные эффекты в воспроизводстве неравенства через систему образования // В кн.: XVI Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества: в 4 кн. / Отв. ред.: Е. Г. Ясин. Кн. 4. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2016. С. 634-641.

Четыре стороны социальной агрессии: агрессоры, драчуны, жертвы и свидетели

Агрессивное поведение в подростковой среде (буллинг) выражается в запугивании и нападках на сверстников. Унижение и запугивание, оскорбления сверстников, драки с ними — довольно распространенное явление в школьной среде. Независи- мо от того, носит ли буллинг временный характер или сопровождает ребенка всю его школьную жизнь, он наносит вред физическому и психическому здоровью. Широкая распространенность агрессивного поведения и серьезные последствия для детей заставляют исследователей уделять все большее внимание изучению причин подростковой агрессивности. Исследования последних лет, посвященные буллингу в школе, находят частичное объяснение распространению такого поведения во влиянии социально-психологической среды класса и статусном подкреплении со стороны сверстников. В этой работе мы анализируем связь популярности подростка и его поведения, а также проверяем наличие этой связи в зависимости от распространенности агрессивного поведения в классах.

Выходные данные:  Титкова В. В.Александров Д. А, Иванюшина В. А. Четыре стороны социальной агрессии: агрессоры, драчуны, жертвы и свидетели // В кн.: XVI Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества: в 4 кн. / Отв. ред.: Е. Г. Ясин. Кн. 4. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2016. С. 590-601

Неравенство в образовательных успехах в российской школе: класс, гендер, этничность

Рассматривается влияние этнической, классовой и гендерной принадлежности учащихся на их образовательные успехи и достижения (на примере Санкт-Петербурга). Подробно обсуждаются выявленные паттерны: лучше учатся дети из семей более высокого статуса; успехи девочек значимо выше, чем мальчиков; этнических различий не обнаруживается. Для описания эффектов используется как дескриптивная статистика, так и регрессионный анализ. Авторы показывают необходимость учитывать все три структурных измерения неравенства при разработке образовательной социальной политики.

Выходные данные:  Тенишева К. А.Александров Д. А Неравенство в образовательных успехах в российской школе: класс, гендер, этничность // Социология образования. 2016. № 1. С. 64-74.

Подростковая агрессия: групповые нормы и социальный статус среди сверстников

В статье рассматривается связь между агрессивным поведением подростков и их социальным статусом в среде сверстников. Данные были собраны в 2013–2014 гг. в четырех учреждениях начального и среднего профессионального образования Санкт-Петербурга (всего 418 учащихся, средний возраст 17–18 лет). Проведен сплошной опрос учащихся параллели второго курса — репрезентативный для учебных заведений данного типа. Показано, что агрессивность подростков связана с высоким социальным статусом (популярностью) среди сверстников. В результате исследования установлено, что (1) агрессия более распространена в мужских классах, чем в женских; (2) не обнаружено различий между молодыми людьми и девушками по распространенности разных форм агрессивного поведения (вербальная, физическая, смешанная агрессия); (3) агрессивное поведение повышает популярность подростка среди сверстников; (4) уровень агрессивности среды влияет на популярность агрессоров-юношей; для девушек такой зависимости не наблюдается. Необходимы дальнейшие рандомизированные исследования «культуры насилия» в подростковых коллективах, которые могли бы дать представления об универсальности полученных выводов и возможных превентивных мерах по борьбе с подростковым насилием.

Выходные данные:  Иванюшина В. А., Титкова В. В.Александров Д. А Подростковая агрессия: групповые нормы и социальный статус среди сверстников // Социологический журнал. 2016. № 1. С. 54-71.

 

Школьная дифференциация в социальном контексте: сравнительный анализ двух сельских кейсов

В статье представлены результаты сравнительного исследования локальных образовательных систем в двух сельских районах. Анализ демонстрирует различия школ и образовательных траекторий на нескольких уровнях в зависимости от пространственного развития территории, успешности развития отдельных поселений и социальной дифференциации населения в поселении. На каждом уровне дифференциация формирует структурные ограничения, определяющие образовательные успехи и притязания подростков. Дифференциацию усиливает деление учеников на классы в зависимости от уровня учебной программы, что также влияет на их дальнейшие образовательные планы. Полученные результаты доказывают, что для изучения школ и их качества требуется применение комплексного подхода и анализ многоуровневой социальной дифференциации.

Выходные данные: Александров Д. А, Савельева С. С. Школьная дифференциация в социальном контексте: сравнительный анализ двух сельских кейсов // Социология образования. 2016. № 5. С. 85-97.

Подростковая алкоголизация и депрессия в образовательной среде колледжей и техникумов

Исследовательская работа изучает алкогольное поведение подростков в образовательной среде колледжей и техникумов. Анализируется связь между потреблением алкогольных напитков и предшествующим депрессивным состоянием среди подростков 17–18 лет. Лонгитюдные данные были собраны в четырех учреждениях среднего профессионального образования города Санкт-Петербурга (310 учащихся). Результаты показали, что алкоголизация подростков связана с усугублением депрессивного состояния в течение учебного года.

Выходные данные: Титкова В. В. Подростковая алкоголизация и депрессия в образовательной среде колледжей и техникумов // Социология образования. 2016. № 4. С. 74-83.


Informal In-Game Help Practices in Massive Multiplayer Online Game
s

В работе исследуется паттерны коммуникации, связанные с помощью агентами поддержки и обычными игроками в браузерной MMORTS/RPG Castlot. На основе журналов чатов с 12 серверов проанализирована разница между агентами поддержки и обычными игроками. Выявлено, что основная доля помощи в чатах приходится на обычных игроков, а не агентов поддержки. Также показано, что объём помощи агентов поддержки значимо падает по мере "старения" аудитории на сервере, в то время как обычные игроки сохраняют практики помощи, которые постепенно переносятся из публичных каналов общения в гильдийные.


Выходные
данные: Paul Okopny, Ilya Musabirov, Daniel Alexandrov. Informal In-Game Help Practices in Massive Multiplayer Online Games // Lecture Notes in Computer Science Vol. 8852: SocInfo 2014 International Workshops, Barcelona, Spain, November 11, 2014, Revised Selected Papers. Springer International Publishing, 2015.P. 218-222

 

Online Communication in Apartment Buildings

В работе исследуются основные паттерны коммуникации и взаимодействия в онлайн-группах жителей многоквартирных домов Санкт-Петербурга в социальной сети "ВКонтакте" (VK). С помощью частотного анализа слов и тематического моделирования выделены основные темы обсуждений в онлайн группах. Также обнаружено что коммуникация соседей в этих группах преимущественно связана с материальными нуждами и направлена на решение общих проблем, таких как ремонт дома, проблемы с управляющими компаниями и уплотнительная застройка. На основе онлайн-наблюдений загородскими активистами предполагается, что динамическая природа отношений в социальных сетях позволяет онлайн-сообществам, созданным для решения конкретной проблемы, сохраняться и после её решения.

Выходные данные Vadim Voskresenskiy, Kirill Sukharev,  Ilya Musabirov, Daniel Alexandrov. Online Communication in Apartment Buildings // Lecture Notes in Computer Science Vol. 8852: SocInfo 2014 International Workshops, Barcelona, Spain, November 11, 2014, Revised Selected Papers. Springer International Publishing, 2015. P. 52-55.

 

Socialization Through Informal Education: The Extracurricular Activities of Russian Schoolchildren

Статья Александрова Д.А. и Иванюшиной В.А. "Социализация через неформальное образование: внеклассаная деятельность российских школьников", опубликованная в 2014 году в "Вопросах образования" №3, переведена на английский язык и опубликована в международном журнале "Russian Education & Society".  В работе представлены результаты исследования объема услуг внеклассного и внешкольного образования и оценке потенциала учреждений дополнительного и неформального образования в решении задач социализации детей. 

Выходные данные
:Ivaniushina V. A., Alexandrov D. A. Socialization Through Informal Education:The Extracurricular Activities of Russian Schoolchildren // Russian Education &Society, №57 

Цифровые следы образовательных миграций: возможности новых данных

Это буклет показывает первые результаты проекта Digital Footprints of Educational Migrations — одного из проектов исследований Интернета и цифрового общества в рамках инициативы Digital Social Sciences and Humanities в НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург. Проект реализуется в лаборатории социологии образования руками студентов, которых учат самым современным методам работы с данными. Были собраны данные тысяч профилей «ВКонтакте» и сделана  нфографика, чтобы показать читателю студенческую географию и потоки между городами и странами.

Выходные данные: Карепин В.В., Мусабиров И. Л.,
 Александров Д. А.  Цифровые следы образовательных миграций: возможности новых данных.// НИУ ВШЭ-Санкт-Петербург, 2015


Социологическая экспедиция как исследовательская практика и форма обучения социологической теории 

В статье рассказывается о важность проведения социологических экспедиций и полевых практик для формирования социологов на примере полевой работы коллектива Научно-учебной лаборатории социологии образования и науки.

Выходные данные: Александров Д. А. Социологическая экспедиция как исследовательская практика и форма обучения социологической теории
» // Laboratorium. Журнал социальных исследований. 2015. Т. 7. № 2.


 

Бедность и развитие ребенка

Коллективная монография посвящена всестороннему анализу влияния социального неблагополучия на разные аспекты развития ребенка: когнитивные показатели, языковую компетенцию, школьную успеваемость, а также на социальный статус и успешность во взрослом возрасте.
Данное издание призвано познакомить читателя с подтвержденными результатами и нерешенными проблемами исследований в этой области. Отличительной особенностью книги является интегральное рассмотрение проблемы детского развития с точки зрения ряда смежных дисциплин: классической  психологии, нейропсихологии, социологии, социальной экономики. В книге подробно охарактеризованы методы анализа и измерительные инструменты (тесты, опросники и другие методики количественной оценки), применяемые в подобных исследованиях, а также детально описаны программы раннего вмешательства и их последствия.

Книга адресована как ученым, специалистам в разных областях знания, начиная от общественных наук и заканчивая нейробиологией, так и практикам, занимающимся проблемами детского когнитивного и языкового развития, дошкольного и школьного образования, а также читателям неспециалистам, заинтересованным в разностороннем и современном взгляде на проблематику бедности.

Выходные данные:  под редакцией: Александров Д.А.Иванюшина В.А., Маслинский К. А. Бедность и развитие ребенка. // М.: Рукописные памятники Древней Руси, 2015 - с. 392


О проблеме и книге в целом

Книга посвящена тому, как бедность и раннее социальное неблагополучие сказываются на ребенке и его развитие в самых разных аспектах. Группа авторов постаралась сделать монографию максимально междисциплинарной: проблемы влияния бедности на развитие ребенка рассматриваются с точки зрения классической психологии, нейропсихологии, нейрофизиологии, педиатрии, социологии и экономики; обсуждаются результаты и модели, разработанные в самых разных дисциплинах. Книга опирается преимущественно на американские и западноевропейские исследования, в которых влияние бедности на развитие ребенка систематически изучается в масштабных научных проектах.  Во многих странах эта тема глубоко осознана как общественно значимая, и для решения проблем бедности детей привлекаются значительные средства и реализуются масштабные программы вмешательства. К настоящему моменту в мировой литературе накоплен огромный объем данных и результатов о том, как и каким образом характеристики семьи и тесно связанные с ними свойства среды, окружающей ребенка, сказываются на его дальнейших успехах, языковых навыках и речевом поведении, эмоциональной сфере, общем когнитивном развитии и характеристике отдельных психических функций. Особенно важно то, что эти данные и результаты получены на масштабных национальных выборках, а часто и в больших лонгитюдных исследованиях, что позволяет не только изучить влияние бедности на развитие, но и оценить долговременные эффекты различных программ раннего вмешательства. 

Выходные данные:  Александров Д. А.Иванюшина В. А.«О проблеме и книге в целом» // В кн.: Бедность и развитие ребенка / Под общ. ред.: 
Д. А. АлександровВ. А. ИванюшинаК. А. Маслинский. М. : Рукописные памятники Древней Руси, 2015. Гл. 1. С. 8-28.



Бедность и ребенок до появления на свет

Накоплены многочисленные данные о том, что низкий вес при рождении, вследствие отдаленных эффектов на развитие ребенка и его здоровье, является одним из механизмов воспроизводства бедности. Несмотря на множество работ, посвященных этой проблеме, далеко не все ясно относительно причин, приводящих к рождению детей с низким весом. Здесь взаимодействуют как биологические, так и социальные факторы. В главе описано, как низкий вес при рождении влияет на физическое, психическое и интеллектуальное развитие ребенка; каковы социальные предпосылки, увеличивающие риск рождения детей с низким весом; какие возможны меры, позволяющие прервать порочный круг воспроизводства бедности через низкий вес при рождении. Глава опирается в основном на американскую и европейскую литературу, с привлечением, где только возможно, российского материала.

Выходные данные:
 
Иванюшина В. А., Котова Т. Н. Глава книги «Бедность и ребенок до появления на свет» // В кн.: Бедность и развитие ребенка / Под общ. ред.: Д. А. АлександровВ. А. ИванюшинаК. А. Маслинский. М. : Рукописные памятники Древней Руси, 2015. Гл. 4. С. 88-114.


Социально-экономический статус семьи и ребенок

В главе дается определение понятию "социально-экономический статус" (СЭС), которое далее используется на протяжение всей книги; далее кратко описаны  исследования влияния СЭС на развитие ребенка. Ресурсы, ассоциированные с различными компонентами СЭС, могут прямо или косвенно способствовать или препятствовать здоровому психическому, социальному, когнитивному развитию ребенка. Они также могут смягчать или, напротив, усугублять отрицательные эффекты неблагоприятной ситуации развития. Особое внимание уделено связи СЭС и родительских практик; современным исследованиям эффектов соседства; взаимоотношению между генетическими факторами, когнитивным развитием и социально-экономическим статусом.


 Выходные данные:  Иванюшина В. А.  Глава книги «Социально-экономический статус семьи и ребенок» // В кн.: Бедность и развитие ребенка / Под общ. ред.: Д. А. Александров, В. А. Иванюшина, К. А. Маслинский. М. : Рукописные памятники Древней Руси, 2015. Гл. 2. С. 29-45.


 Мобильность без рисков: образовательный путь «в университет через колледж»

Система профессиональных колледжей рассматривается как канал социальной мобильности, обеспечивающий максимальную  выгоду с минимальными рисками. Анализируются способствующие формированию такого канала особенности институционального контекста, сложившегося в России за последние 15 лет, и тенденции изменения этого контекста. Выделены три вида колледжей, возникшие в результате реорганизации данного уровня системы образования в России и различающиеся юридическим статусом и форматом взаимодействия с университетами. Описана социальная группа, использующая образовательную траекторию «в университет через колледж». Ее представители занимают промежуточное положение между теми, кто воспроизводит статус профессионального рабочего, и теми, кто воспроизводит статус высококвалифицированного профессионала. Для них характерен средний уровень успешности в школьном обучении. По результатам опросов 9-классников, проживающих в мегаполисе (Санкт-Петербург) и в одном из районов Ленинградской области, проанализированы мотивы выбора образовательной траектории «в университет через колледж», а также представления учащихся о выгодах, издержках и рисках выбранного пути. Сделан вывод о высокой значимости места жительства учащихся для выбора данной образовательной траектории. Для жителей сельской местности, где структурные ограничения гораздо сильнее, чем в мегаполисе, выбор альтернативного образовательного пути характерен в меньшей степени. В отличие от мегаполиса, на селе такой выбор совершает более информированная и высокостатусная группа. На основании сравнения систем колледжей в нескольких странах авторы приходят к заключению, что, в отличие от Германии, где колледжи обеспечивают статусное воспроизводство, в России, как и в США, они представляют собой канал восходящей социальной мобильности.

Выходные данные: Александров Д. А., Тенишева К. А., Савельева С. С. Мобильность без рисков: образовательный путь «в университет через колледж»// Вопросы образования. 2015. № 3. 


 Этнический состав школ и миграционный статус школьников в России

В статье впервые представлены данные об этническом разнообразии российских школ и соотношения этничности и миграционного статуса школьников. В основе исследования лежат результаты опросов школьников в 365 школах пяти регионов РФ (Московская область, Санкт-Петербург, Ленинградская область, Томск, Псков) при общем числе опрошенных 21320 учащихся. Больше всего школьников с неродным русским в школах Подмосковья (16%), меньше всего – в школах малых городов и поселков Ленинградской области (6,6%) и Пскова (8,5%). В выборке представлено 56 этнических групп, хотя большинство из них очень малочисленно. В Санкт-Петербурге, Пскове и Томске среди детей с родным русским языком местные уроженцы составляют 63-66%, в то время как в Подмосковье их лишь 44%. Среди этнических меньшинств местных уроженцев больше всего в Томске и Пскове (38-39%). В Санкт-Петербурге среди украинцев, белорусов и татар больше местных уроженцев или мигрантов 2-го поколения, тогда как среди таджиков и узбеков преобладают мигранты 1,5 поколения (46-49%). В Подмосковье среди всех этнических групп преобладают мигранты 1,5 поколения, но особенно их много среди узбеков и таджиков (62%). В Томске большинство представителей этнических меньшинств являются либо местными уроженцами, либо мигрантами 2-го поколения. Статистика этнического и миграционного статуса школьников позволяет оценить не только объем миграционных потоков, но и ретроспективную временную динамику для разных этнических групп. Семьи украинцев, азербайджанцев, армян, грузин активно переезжали в РФ 15-20 лет назад. В настоящее время интенсивная миграция идет у таджиков, узбеков, киргизов, привозящих с собой детей разного возраста. Работа содержит рекомендации органам управления образованием о необходимости наладить грамотный учет школьников с неродным русским языком независимо от наличия у школьника гражданства, но обязательно в сочетании с миграционной историей семьи.

Выходные данные:  
Александров Д.А.Иванюшина В.А., Казарцева Е. В. Этнический состав школ и миграционный статус школьников в России // «
Вопросы образования», № 2'2015. 



Socio-Economic Factors for Reading Performance in PIRLS: Income Inequality and Segregation by Achievements

В данной работе изучается взаимосвязь между достижениями учеников в чтении и характеристиками семьи и школы в странах с различным уровнем экономического неравенства и стратификации. Экономическое неравенство измеряется при помощи индекса Джини; стратификация отражает степень неравенства распределения учеников по школам в зависимости от их достижений по чтению. Проанализированные данные включают результаты тестирования по чтению и ответы на вопросы анкеты 190 456 четвероклассников, их родителей, а также ответы на вопросы анкеты 6987 представителей школьных администраций в 41 стране. В качестве метода анализа данных использовалась многоуровневая линейная регрессия. По результатам исследования, школьники с недостатком домашних занятий по чтению более успешно справились с заданиями теста в школах с более высоким средним социально-экономическим статусом, а также в странах с более высоким уровнем экономического неравенства. Кроме того, чем выше уровень стратификации, тем выше достижения учеников по чтению, несмотря на то, что мера стратификации отражает степень неравенства распределения по школам.





 2014

Disentangling Peer Influence On Multiple Levels

В статье рассматривается влияние сверстников на успеваемость в школе. В  частности, как академическая мотивация друзей связана с оценками ученика.  Для анализа используется метод многоуровневой  регрессии. Проверяется  влияние  сверстников на разном  уровне  социального окружения: на уровне школы, класса, друзей. Методы  сетевого анализа определяют социальное окружение  школьников разными способами: клики, полные эго сети, взаимные эго сети. Результаты исследования показали, что друзья (определенные через клику или эго сеть) оказывают сильное влияние на академические представления ученика, при учете его индивидуальных характеристик 
 
Выходные данные
  Ivaniushina V. A. ,  Alexandrov D. A.   Disentangling Peer Influence On Multiple Levels   / Working papers by NRU Higher School of Economics. Series SOC "Sociology". 2014. No. 43.


Социализация через неформальное образование : внеклассная деятельность российских школьников

В статье представлены результаты масштабного исследования по изучению объема услуг внеклассного и внешкольного образования и оценке потенциала учреждений дополнительного и неформального образования в решении задач социализации детей. Исследование проводилось методом анкетирования самих учащихся как потребителей услуг. Для опроса был разработан и апробирован новый инструмент, позволяющий детально описать разные аспекты внеклассной деятельности и ее связь с учебой и социально-психологическими характеристиками школьников. На большом статистическом материале (более 6 тысяч анкет школьников из нескольких регионов России) описано, каков охват детей разных возрастов внеклассными занятиями; какие виды занятий более популярны для тех или иных возрастных групп; в каком возрасте дети больше вовлечены в эту деятельность; причины неучастия во внеурочной деятельности; инфраструктура внеклассных занятий; относительная частота структурированных и неструктурированных занятий; связь между внеклассными занятиями и формированием самооценки, чувства принадлежности и удовлетворенности школой. Описаны возрастные и гендерные профили разных видов занятий; выявлены наиболее популярные виды занятий. Показано, что структурированная внеклассная деятельность, в отличие от неструктурированной, связана с повышенной самооценкой (как общей, так и адемической), чувством принадлежности к школе, удовлетворенностью школой.

Выходные данные:  Иванюшина В.А.,Александров Д.А. Социализация через неформальное образование: внеклассная деятельность российских школьников // «Вопросы образования», № 3'2014. 


2013

Некоммерческие организации Санкт-Петербурга по материалам опроса 2012 года

Важность изучения третьего сектора не вызывает сомнений, и анализ состояния этой сферы требует достоверной информации. Проблема в том, что такой информации — надежной, актуальной и доступной для населения и бизнеса, для государственных и муниципальных органов — остро не хватает. Нам не много известно о том, какую деятельность осуществляют некоммерческие организации,какие услуги они предоставляют населению; почти ничего не известно о количестве и занятости волонтеров, о взаимодействии некоммерческих организаций друг с другом, а также с государственными и муниципальными института-ми. Нет ясности даже в вопросе о том, сколько у нас НКО. Настоящая статья вносит ясность в эти вопросы.

Выходные данные: Александров Д.А.Иванюшина В.А.Шишова Е.С.  Некоммерческие организации Санкт-Петербурга по материалам опроса 2012 года // Негосударственные некоммерческие организации в Санкт-Петербурге 2013. СПб бОО «Центр развития некоммерческих организаций», 2013.

 

Антишкольная культура и социальные сети школьников

На разных уровнях — школы, класса, тесных групп общения (дружеских клик) — оцениваются прошкольные и антишкольные установки подростков. Для выделения клик применяются методы социального сетевого анализа. Эмпирической основой исследования является опрос школьников Санкт-Петербурга, проведенный в 2010 г. (7300 учеников, 419 классов, 104 школы). С помощью многоуровневого регрессионного анализа показано, что 1) социально-экономическая дифференциация российских школ не приводит к возникновению поляризации прошкольных/антишкольных установок в разных типах школ; 2) поляризация установок происходит и закрепляется на уровне клик; 3) установки на уровне клики оказывают значимое влияние на образовательный результат при контроле по социодемографическим характеристикам ученика и его индивидуальным установкам.

Выходные данные: Александров Д.А.Иванюшина В.А. Антишкольная культура и социальные сети школьников // «Вопросы образования», №2‘2013.

 

Basking in the glory of schools: school characteristics and the self-concept of students in mathematics

Статья посвящена исследованию связи академического контекста, индивидуальных достижений и представления школьников о своих способностях по математике. Известно, что академический успех сверстников положительно влияет на достижения всех членов группы. В то же время, доказано, что представление школьников о своих способностях ухудшается, если они окружены успешными сверстниками, т.к. индивиды формируют представление о себе на основе сравнения с окружающими. Учащиеся со средней успеваемостью чувствуют себя увереннее в своих силах в окружении слабо успевающих сверстников (эффект большой рыбки в маленьком пруду (BFLPE), открытый H.Marsh). С другой стороны, престиж школы (в представлении учеников и родителей) прибавляет к уверенности учащихся в себе, т.к. индивиды склонны «разделять» славу других (т.н. эффект «воспринимаемой славы»). Мы проверяем два из описанных выше эффектов – BFLPE и эффект «воспринимаемой славы». Мы полагаем, что оба эффекта сильнее выражены в странах со стратифицированной образовательной системой, где существует более явная разница между успевающими и неуспевающими учениками, а школы ранжируются по престижу. Мы сравниваем взаимодействие академического контекста, успеваемости и представления о своих возможностях по математике в стратифицированных (Россия и Чехия) и нестратифицированных (Норвегия и Швеция) образовательных системах на основе базы TIMSS’07, используя HLM7. Наше исследование продемонстрировало (1) отсутствие эффекта большой рыбки в маленьком пруду для всех четырех стран, т.е. достижения группы положительно связаны с индивидуальным представлением учащегося о своих способностях; (2) наличие эффекта «воспринимаемой славы» только в стратифицированных образовательных системах; (3) больший положительный эффект обучения в лучших школах для неуспевающих учащихся.

Выходные данные: Тенишева К.А.Александров Д.А. Basking in the glory of schools: school characteristics and the self-concept of students in mathematics // SOC "Sociology", Высшая школа экономики, 01/2013. -28 с.

 

Different levels of social organization in the formation of anti-school attitudes among adolescents

Статья посвящена изучению про-школьных и анти-школьных установок подростков на разных уровнях организации образовательной сферы: уровень школы, уровень класса, уровень тесных групп общения (дружеских клик). Для выделения клик применяются методы социального сетевого анализа. Эмпирической основой исследования является опрос школьников Санкт-Петербурга, проведенный в 2010 году (7300 учеников, 419 классов, 104 школы). С помощью метода многоуровневого регрессионного анализа показано: (1) социально-экономическая дифференциация российских школ не приводит к возникновению поляризации про-школьных/анти-школьных установок в разных типах школ; (2) поляризация установок происходит и закрепляется на уровне клик; (3) установки на уровне клики оказывают значимое влияние на образовательный результат при контроле по социо-демографическим характеристикам ученика и его индивидуальным аттитюдам.

Выходные данные: V.A. IvaniushinaD.A. Alexandrov. Different levels of social organization in the formation of anti-school attitudes among adolescents // EDU "Education", Высшая школа экономики, 01/2013. -23 с.

 

Sociometric popularity in a school context

В статье рассматривается, как социометрическая популярность школьника связана с его образовательными успехами в контексте разной академической культуры и образовательных устремлений, характерных для всего класса или школы. Выборка состоит из 5058 школьников из 270 классов из 98 школ Санкт-Петербурга. Для анализа данных были использованы многоуровневые регрессионные модели с использованием программы HPM7. Были обнаружены разные эффекты для мальчиков и девочек, что указывает на гендер-специфичный характер отношений между академическими успехами и популярностью. Результаты демонстрируют, что в классах с низкой учебной мотивацией хорошие оценки мальчиков отрицательно связаны с их популярностью, тогда как в классах с высокой мотивацией отношение обратное.
Выходные  данные: V.TitkovaV.A. IvaniushinaD.A. Alexandrov. Sociometric popularity in a school context // EDU "Education", Высшая школа экономики, 02/2013. -30 с.

 

Этнические сообщества в социальных сетях

В процессе глобализации национальные границы стираются, миграция возрастает, появляются не только реальные, но и виртуальные этнические сообщества. Основной целью данного проекта является изучение этнических сообществ на сайте “vkontakte.ru”, на котором они создают «этнические» группы. Предполагалось, что это самый популярный сайт социальных сетей, однако в ходе работы стало очевидно, что среди армян сайт «odnoklassniki.ru» более популярен, а прибалтийские этнические группы и вовсе не объединяются на данном интернет-ресурсе. Доклад является изложением результатов коллективной работы, которую помимо авторов выполняли: Д. Александров, Е. Сукиасян, К. Сухарев, М. Остапенко, М. Маргарян, В. Костенко. Основные этапы проекта соответствовали последовательному выполнению следующих задач: (1) выявление географического распределения образовательной миграции в России, (2) поиск и анализ этнических студенческих виртуальных сообществ и их локализации, (3) определение связности между разными виртуальными сообществами одной этнической группы при помощи метода сетевого анализа.

Выходные данные: Горгадзе А. А.Хван И. С. Этнические сообщества в социальных сетях // Современная социология - совремнной России: Сборник статей памяти первого декана факультета социологии НИУ ВШЭ А.О. Крыштановского [Электронный ресурс] | НИУ ВШЭ; РОС; СоПСо. - М: НИУ ВШЭ, 2012. - С. 589-597.  ISBN 978-5-904804-08-4

 

Измерение характеристик социальной организации школы

В 2010 году на основе опыта зарубежных коллег, коллективом НУЛ СОН был сконструирован первый вариант инструмента, направленного на измерение нескольких характеристик организационной среды школы: для учителей: коллективная действенность, чувство принадлежности, удовлетворенность работой, удовлетворенность лидером; для учащихся:  действенность, чувство принадлежности, удовлетворенность школой, академическая культура. После этого, был проведен опрос в 48 школах Санкт-Петербурга и Ленинградской области (1980 учащихся и 741 учитель). С помощью формальных статистических методов инструментарий был доработан, были сконструированы шкалы. Не все теоретические конструкты одинаково хорошо поддаются операционализации. Валидность полученных измерений была проверена содержательно с помощью оценок экспертов. Эмпирический анализ позволил продемонстрировать операциональную эффективность новых теоретических конструктов.

Выходные данные: Ходоренко Д. К.Иванюшина В. А. Измерение характеристик социальной организации школы // Современная социология - совремнной России: Сборник статей памяти первого декана факультета социологии НИУ ВШЭ А.О. Крыштановского [Электронный ресурс] | НИУ ВШЭ; РОС; СоПСо. - М: НИУ ВШЭ, 2012. - С. 258-270.  ISBN 978-5-904804-08-4

 

Язык, общество и школа

Книга «Язык, общество и школа» посвящена социолингвистике школьного образования. В ней на материале различных стран и языков рассматриваются такие проблемы, как выбор языка образования, языковая социализация, обучение второму языку, распро­страненные в школе дискурсивные практики. Важнейшие вопросы, на которые пытаются ответить авторы, можно сформулировать так: каким образом можно применить методы исследования, выработанные социолингвистикой, к тому богатому материалу, который предоставляет в наше распоряжение школа? Что нового может сообщить нам социолингвистика о происходящем в школьных стенах? Что дает анализ языковых процессов на материале школы для понимания функционирования языка в обществе и общества посредст­вом языка? Где в конечном счете те точки пересечения между языковыми и социальными процессами, для которых принципиально значимым оказывается анализ происходящего в пределах школы?

Выходные данные: Баранова В.В., Гаврилова Т.О., Панова Е. А., Федорова К.С. Язык, общество и школа / Под общей редакцией К.С. Федоровой. — М.: Новое литературное обозрение, 2012. — 448 с. - ISBN 978-5-4448-0004-1

Университеты в условиях рынка

Предисловие к русскому изданию знакомит читателя с основными этапами биографии и научной карьеры автора книги, 25-го президента Гарвардского университета. Кратко охарактеризовав особенности американской системы образования и основные изменения, которые она пережила в 20 веке, Д.Александров раскрывает в своем предисловии основную идею книги: сохранение университетских ценностей при соблюдении баланса между академическим консерватизмом и ответом на вызовы и соблазны современности. Он подчеркивает, что огромный опыт и авторитет Д.Бока делают его книгу ценным источником знаний для политиков и управленцев в области образования. В предисловии также описаны и кратко охарактеризованы другие книги Дерека Бока и приведен список его основных трудов.

Выходные данные: Бок, Д. Перев.: Университеты в условиях рынка. Коммерциализация высшего образова-ния / пер. с англ. Карп С.Я.; н. ред. и предисловие к рус. изд. Александров Д.А.; нац. исслед. ун-т «Высшая школа эконо-мики». — М.: изд. дом Высшей школы экономики, 2012. — 224 с. — (Теория и практика образования). — 1000 экз. — ISBN 978-5-7598-0832-9 (в пер.).

  

Educational pathways and trajectories of rural students. I. Local educational systems

Исследование посвящено рассмотрению сортинга между сельскими школами и образовательного выбора девятиклассников в местном контексте. Для этого исследователи используют понятие "локальной образовательной системы" - набора социальных и географических возможностей и существующих образовательных путей, определяющих образовательный выбор учащихся и их родителей.

Выходные данные: D.A. AlexandrovK.Tenisheva, S.Savelyeva, E. Kochkin. Educational pathways and trajectories of rural students. I. Local educational systems // WP 001 "Sociology of Education and Science Laboratory Working Papers SESL", Sociology of Education and Science Laboratory, 2012.

 

Migrant children in Russia. I. Migration, ethnicity and segregation in St. Petersburg

Статья представляет предварительные результаты исследования детей из семей трудовых мигрантов в школах Санкт-Петербурга, проведенного на материале 104 школ, 419 классов, 7380 учеников.

Выходные  данные: D.A. AlexandrovV.V. BaranovaV.A. Ivaniushina. Migrant children in Russia. I. Migration, ethnicity and segregation in St. Petersburg // WP 001 "Sociology of Education and Science Laboratory Working Papers SESL", Sociology of Education and Science Laboratory, 2012. -29 p.

 

Языковая социализация детей мигрантов

В статье на материале лингвистических биографий мигрантов рассматриваются следующие вопросы: какова компетенция первого и второго поколения мигрантов в русском языке? Как распределены языки детей мигрантов и какие факторы влияют на выбор русского или родного языка и на отношение к титульному и доминирующему языку? Существует ли проблема языкового сдвига для мигрантов второго поколения? Работа представляет некоторые результаты полевой работы в Санкт-Петербурге, Москве и Московской области в рамках продолжающегося в Лаборатории социологии образования и науки НИУ ВШЭ исследования трудовой миграции, построенного на сочетании количественных и качественные методов.

Выходные данные: Баранова В.В. Языковая социализация детей мигрантов // Антропологический форум. 2012. № 17. С. 157-172.

Дети и родители-мигранты во взаимодействии с российской школой

Представлены результаты первого в России масштабного исследования адаптации детей из семей мигрантов в школах. На большом эмпирическом материале обсуждаются вопросы этнической и социальной дифференциации школ, взаимодействия родителей со школой, отношения учителей к иноэтничным ученикам, межэтнического общения школьников. С использованием метода многоуровневой регрессии продемонстрировано влияние миграционного и этнического статуса на успеваемость. Показано, что дети-мигранты, принадлежащие к этническим меньшинствам, демонстрируют высокий уровень учебной мотивации и учатся не хуже, чем их местные сверстники в этих же школах, а образовательные планы иноэтничных мигрантов не отличаются от таковых этнического большинства. Анализ сетей общения в классах свидетельствует об отсутствии дискриминации представителей этнических меньшинств со стороны этнического большинства.

Выходные  данные: Александров Д.А.Баранова В.В.Иванюшина В.А. Дети и родители-мигранты во взаимодействии с российской школой // Вопросы образования, 2012. № 1. C. 176—199

Кавказ и Средняя Азия. Курс лекций для социальных работников. Предназначен для помощи в практической работе с мигрантами из Средней Азии и Кавказа

Данная брошюра является составной частью учебного пособия для социальных работников, сталкивающихся в своей практике с мигрантами из Средней Азии и Кавказа. Вторая часть данного пособия состоит из лекционного курса. В брошюре кратко описано географическое положение регионов, история их отношений с Россией, религиозные и культурные традиции, а также причины массовой миграции из Средней Азии и Кавказа после распада Советского Союза,  в том  числе вооруженные конфликты. Особое внимание уделяется положению женщин и традициям воспитания детей, поскольку именно с этой группой мигрантов чаще всего работают сотрудники социальных служб.

Выходные данные: Кавказ и Средняя Азия. Курс для социальных работников. Часть 2. Предназначен для помощи в практи-ческой работе с мигрантами из Средней Азии и Кавказа / Сост. Александров Д.А., Костенко В.В.Понарин Э.Д. / Группа технической поддержки по вопросам достойного труда и Бюро МОТ для стран Восточной Европы и Центральной Азии, Санкт-Петербургский филиал Национального исследовательского уни-верситета «Высшая школа экономики». – Москва: МОТ, 2012. - ISBN 978-92-2-426371-2 

Кавказ и Средняя Азия. Учебный курс для социальных работников. Общие положения о географии, культуре и религии мигрантов из Средней Азии и Кавказа

Данное пособие предназначено для социальных работников, сталкивающихся в своей практике с мигрантами из Средней Азии и Кавказа. Оно включает краткое и доступное описание культурных и религиозных особенностей тех этнических групп, которые составляют большую часть миграционного потока в Россию. Кроме того, приводятся современные теоретические концепции миграции, а также историческая справка о связи регионов Кавказа и Средней Азии с Россией. В приложении содержится информация, которая может помочь социальному работнику в конкретной ситуации, например необходимые контакты, а также юридические сведения о правовом статусе мигрантов разных категорий на территории Российской Федерации.

Выходные данные: Кавказ и Средняя Азия. Учебный курс для социальных работников. Часть 1. Общие положения о геогра-фии, культуре и религии мигрантов из Средней Азии и Кавказа / Сост. Александров Д.А., Костенко В.В.Понарин Э.Д. / Группа технической поддержки по вопросам достойного труда и Бюро МОТ для стан Вос-точной Европы и Центральной Азии, Санкт-Петербургский филиал Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». – Москва: МОТ, 2012. - ISBN 978-92-2-426369-9

 

Межэтническое общение в российских школах: изучение методом сетевого диадного анализа

Статья посвящена применению метода многоуровневого сетевого диадного анализа (multilevel р2 model) для изучения межэтнических отношений в школе. Обсуждаются возможности, преимущества и ограничения метода; сетевой подход сравнивается с методами изучения мнений и настроений. Приводятся результаты применения моделирования методом р2 для анализа сетей общения в 80 полиэтничных классах школ Санкт-Петербурга.

Выходные данные: Иванюшина В.А.Александров Д.А. Межэтническое общение в российских школах: изучение методом сетевого диадного анализа // Социология: 4М, 2012. № 35. C. 29—56

Положение детей мигрантов в Санкт-Петербурге

Исследование проведено НУЛ СОН по заказу Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) в Российской Федерации и общественной благотворительной организации «Санкт-Петербургский центр международного сотрудничества Красного Креста». Отчет частично основан на данных долгосрочного исследования НУЛ СОН, финансируемого Программой фундаментальныхисследований НИУ ВШЭ. Настоящее издание подготовлено при финансовой и технической поддержке ЮНИСЕФ

Выходные данные: Александров Д.А.Иванюшина В.А.Костенко В.В., Савельева С.С., Тенишева К.А. Положение детей мигрантов в Санкт-Петербурге (полная версия) / Москва: Детский фонд ООН - ЮНИСЕФ, 2012. 168 с. - ISBN 978-5-9903016-5-8

2011 

Америка за школьной партой

В послесловии к книге «Америка за школьной партой» Д.Александров описывает изменения, которые претерпела российская система среднего образования за последние 50 лет, и школьные реформы последних десятилетий. Он раскрывает редко замечаемую двойственную роль школы: с одной стороны, школа должна поддерживать стабильность через сохранение традиций; с другой стороны – готовить новое поколение для жизни в будущем, еще не существующем, обществе. Это неразрешимое фундаментальное противоречие имманентно присуще школе как институту. Д.Александров показывает, какие уроки российская система образования может извлечь из исторического описания эволюции американской школьной системы. В послесловии приведены важные факты американской истории, что облегчает для российского читателя понимание некоторых моментов переведенной книги. В заключение описывается биография автора, Патриции Грэм.

Выходные данные: Грэм, П. А.Америка за школьной партой. Как средние школы отвечают ме-няющимся потребностям нации [Текст] / пер. с англ. Карп С.Я.; коммент. С. А. Исаева; н. ред. и послесловие Александров Д.А.;  Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономи-ки». — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2011. — 288 с. — (Тео-рия и практика образования). — 1000 экз. — ISBN 978-5-7598-0831-2 (в пер.).

Дети из семей мигрантов в школах Санкт-Петербурга

Описаны: этнический состав школьников Санкт-Петербурга, отношение учителей к иноэтничным детям, взаимоотношения родителей со школой, взаимодействие детей-мигрантов и школы, стратегия адаптации к школе в зависимости от возраста переезда, различные аспекты языковой адаптации. В работе использован сетевой анализ общения школьников для оценки социального включения/исключения.Брошюра посвящена актуальной проблеме адаптации детей из семей мигрантов в школе. Представлены первые результаты исследования по долгосрочному проекту «Дети-мигранты в российских школах», полученные при изучении двадцати двух школ Санкт-Петербурга.

Выходные данные: Александров Д.А. Дети из семей мигрантов в школах Санкт-Петербурга: предварительные данные : рабочие материалы НУЛ СОН / Александров Д.А.Баранова В.В.Иванюшина В.А. -СПб.: Изд-во Политехи, ун-та, 2011. - 100 с. - ISBN 978-5-7422-2901-8 

Бедность и развитие ребенка


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!