Научные публикации
В этом разделе собраны научные публикации сотрудников Лаборатории.
2023
Factors Influencing Adolescent Alcohol Consumption: Parents And Depression
Входные данные: Валединский П. И., Ivaniushina V. A., Alexandrov D. A., Khodorenko D. K. Factors Influencing Adolescent Alcohol Consumption: Parents And Depression / NRU Higher School of Economics. Series SOC "Sociology". 2023. No. 101.
2022
School structure, bullying by teachers, moral disengagement, and students’ aggression: A mediation model
Цель: Выяснение взаимосвязей между факторами, предсказывающими агрессивное поведение, является приоритетом для программ предотвращения буллинга. Мы исследуем два возможных механизма, связывающих школьную дисциплинарную структуру и агрессивное поведение учащихся: моральное отчуждение и буллинг со стороны учителей.
Методы: работа проведена на регионально репрезентативной выборке из 213 школ, принимавших участие в исследовании школьного климата в Калужской области РФ в 2019 году. Аналитическая выборка содержала анонимные ответы 16 809 учащихся 6–9 классов (12–15 лет); девочки составляли 51% респондентов. Аналитическая процедура заключалась в моделировании структурными уравнениями
(SEM), метод реализован в программе Mplus 8.7.
Результаты: Модель медиации хорошо соответствует данным, подтверждая, что ясность и справедливость школьных правил негативно предсказывает агрессию школьников, в то время как моральное отчуждение школьников и издевательства со стороны учителей частично опосредует ассоциацию между дисциплинарной структурой и агрессией.
Вывод: мы подтверждаем, что авторитарный школьный климат, характеризующийся четкой и справедливой дисциплинарной структурой, связан со снижением буллинга в школе. Новым результатом является свидетельство о медиирующих механизмах и влиянии агрессии учителей на поведение учащихся. Профилактические программы, направленные на устранение буллинга и унижения со стороны учителей и снижение морального отчуждения учащихся могут снизить уровень насилия и виктимизации в школе.
Входные данные: Ivaniushina V and Alexandrov D (2022) School structure, bullying by teachers, moral disengagement, and students’ aggression: A mediation model. Front. Psychol. 13:883750. doi: 10.3389/fpsyg.2022.883750
Архив публикаций
2021
Распространенность буллинга: возрастные и гендерные различия, значимость размера и типа школы
В статье обсуждаются методические вопросы измерения распространенности буллинга, приводятся данные о частоте его проявлений в разных странах мира, обсуждаются причины существенного разброса в оценках. На данных масштабного репрезентативного опроса (18 433 ученика из 201 школы), проведенного в школах Калужской области, описываются характеристики буллинга на индивидуальном уровне и на уровне школы. Установлено, что 15,3% школьников 6–9-х классов в течение учебного года становятся жертвами буллинга, что совпадает с данными межстранового исследования под эгидой ВОЗ Health Behavior in School-Aged Children Study на общенациональной репрезентативной российской выборке. В рассмотренной возрастной категории учащихся максимальная частота буллинга (19,4%) выявлена в 6-х классах, минимальная (11,1%) — в 9-х. Девочки и мальчики оказываются жертвами буллинга примерно с равной частотой, при этом мальчики более подвержены физической агрессии, девочки — вербальной и социальной. Школы очень сильно различаются по распространенности буллинга: от 0 до 40% учащихся, столкнувшихся в течение года с проявлениями буллинга, на школу, причем частота травли не связана со структурными характеристиками школы (тип школы, расположение в городе или в селе, размер, социально-экономический статус). Обсуждается связь буллинга со школьным климатом и предлагаются направления дальнейших исследований.
Входные данные: Иванюшина В. А., Ходоренко Д. К., Александров Д. А. (2021) Распространенность буллинга: возрастные и гендерные различия, значимость размеров и типа школы // Вопросы образования / Educational Studies Moscow. № 4. С. 220–242. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2021-4-220-242
Peer influence in adolescent drinking behavior: A meta-analysis of stochastic actor-based modeling studies
Входные данные: Ivaniushina V. A., Titkova V. Peer influence in adolescent drinking behavior: A meta-analysis of stochastic actor-based modeling studies // Plos One. 2021. Vol. 16. No. 4. P. 1-16
Восприятие беспорядка и социальный контроль в новых жилых массивах: опыт социологического исследования
Конструкции с отрицательными элементами ни капли и ни разу в русском языке
«Какая речь может идти об акценте, если речь идет о сохранении языка?»: отношение к неполной языковой компетенции
Статья посвящена дискуссиям о неполной компетенции и представлениям об источниках знания калмыцкого языка в среде калмыцких языковых активистов и в сообществе в целом. Недавние инициативы по возрождению языка привели к появлению новых говорящих на миноритарных языках РФ, и особенности их языка часто становятся предметом обсуждения в сообществе. «Традиционные» носители миноритарного как родного могут создавать барьеры для новых говорящих и оценивать их речь как неаутентичную или неправильную. В статье рассматриваются источники знания калмыцкого языка: различные проекты по обучению и изучению миноритарного языка, попытки популяризации идиома и этнической культуры, а также онлайн-группы матерей, сознательно практикующих общение на миноритарном языке со своими детьми. Эти новые формы усвоения языка анализируются в контексте других признаваемых в сообществе форм знания калмыцкого. В задачи статьи входит изучение отношения к языку новых говорящих и представлений о том, каким образом можно выучить калмыцкий. С этой точки зрения среди калмыков существуют двойственные представления: с одной стороны, негативно оценивается акцент новых говорящих и младшего поколения в семье, с другой — разнообразные инициативы активистов вызывают исключительно положительные отклики, в частности позитивно оценивается смешение кодов как часть комического эффекта. В сообществе нет строгого барьера между семейным и несемейным изучением языка, допустимым способом признается изучение языка в школе.
«Это всего лишь шутка!» Что такое обидная шутка для подростков?
2019-2020
2020
Неравенство успехов и притязаний девятиклассников: уровень локальных образовательных систем
С помощью линейного и логистического регрессионного моделирования были протестированы следующие предикторы: пол школьника, уровень образования матери, социально-экономический статус и культурный капитал родителей, статус школы, а также успеваемость в случае моделей с зависимой переменной виде образовательных притязаний. Полученные результаты сопоставлены, в том числе с помощью расчета предельных эффектов.
Результаты демонстрируют, что в каждой из локальностей складывается свой особенный характер социального воспроизводства. Большие репрезентативные выборки показывают нам лишь возможную общую логику, тогда как сплошные выборки на отдельных территориях позволяют более точно замерить эффекты. Знание локального контекста в этих кейсах дает возможность полученные результаты объяснить.
The new powers of the pedsovet: social control during the Thaw and the transformation of disciplinary practice in a town school, 1953—68
Призрак педократии в театре марионеток: о школьном самоуправлении и границах детской агентности в первые годы советской власти
1920-е гг. в Советской России известны как период беспрецедентного роста автономии детей в разных областях общественной жизни. Сюда можно отнести принятое Наркомпросом в 1918 г. решение о введении детского самоуправления в единой трудовой школе. Эта радикальная идея, распространенная на все школы страны, за последующее десятилетие быстро деградировала к гораздо более умеренной педагогической позиции, реализовавшейся в наборе непритязательных повседневных практик, прежде всего собраниях и дежурствах. В этой статье эволюция идеи и практик самоуправления анализируется на основании опубликованных и архивных источников, в которых содержатся описания практик и высказывания педагогов, учителей и школьников о школьном самоуправлении. Анализ аргументов в пользу расширения или ограничения детской агентности в самоуправлении показывает, что учителя восприняли введение самоуправления как наступление на собственный авторитет и что среди педагогов существовал широкий консенсус о необходимости контролировать детскую агентность, прежде всего в принятии решений. Противоречие между декларациями о детской самостоятельности и необходимостью контроля со стороны педагога снималось за счет апелляции к педагогическому мастерству, позволяющему сделать манипуляцию детьми незаметной.
Видимо-невидимо: миграция и трансформация языкового ландшафта Санкт-Петербурга
2019
Peer influence in adolescent drinking behaviour: a protocol for systematic review and meta-analysis of stochastic actor-based modeling studies
Входные данные: Ivaniushina V. A., Titkova V., Alexandrov D. A. Peer influence in adolescent drinking behaviour: a protocol for systematic review and meta-analysis of stochastic actor-based modeling studies // BMJ Open. 2019. Vol. 9. No. 7. P. 1-5.
Women Data Science Leaders in Russia
The project “Women Data Science Leaders in Russia” aims to increase gender diversity and women‘s participation in the Russian data science community by means of developing online courses and video materials that present female role models for female students, in order to change the stereotypes that affect the perception of the data science field.
Трекинг, школьная мобильность и образовательное неравенство
Межшкольным трекингом называется распределение учеников по разным типам школ, различающимся образовательным потенциалом. В большинстве стран ОЭСР трекинг осуществляется в возрасте 15–16 лет; в России разделение потоков учащихся на «академический» (10–11‑й классы школы) и «неакадемический» (профессиональные лицеи и колледжи) треки также происходит в 15 лет, после 9‑го класса. Однако и до этого разделения образовательных траекторий российские дети учатся в школах разных типов («обычные» школы, школы с углубленным изучением отдельных предметов, гимназии, лицеи); некоторые авторы называют такое распределение учащихся по типам школ «пре-трекингом» [Косякова и др., 2016]. До сих пор не было эмпирических данных о том, насколько часто ученики меняют школу до формального трекинга после 9‑го класса. В статье на основании административной базы данных школ Санкт-Петербурга, содержащей сведения обо всех переходах из одной школы в другую за 2014/2015 учебный год, анализируется частота смены школы учащимися с 1‑го по 11‑й класс. Рассматривается частота смены школы отдельно для разных классов (параллелей), начиная с 1‑го класса, и общая частота переходов между школами. Для выбора образовательной траектории после 9‑го класса («академический» либо «неакадемический» трек) построены регрессионные модели, связывающие долю учеников, уходящих в образовательные организации системы профессионального образования, с характеристиками школы. Результаты исследования свидетельствуют о высокой стабильности выбора школы: 65% школьников российского мегаполиса, имея широкие возможности смены школы, учатся в одной и той же школе с 1‑го до 9‑го класса; 85% учатся в одной и той же школе с 5‑го по 9‑й класс. Стабильность выбора школы согласуется с выводами Ю. А. Косяковой с соавторами о наличии пре-трекинга в российской средней школе. Полученные результаты обсуждаются применительно к проблеме образовательного неравенства.
Алкогольное поведение подростков и внеклассные занятия спортом
Статья посвящена изучению связи внеклассных структурированных занятий спортом с употреблением алкоголя среди студентов из учреждений начального и среднего профессионального образования (СПО) Санкт-Петербурга. Данные, собранные в 2014 году, содержат информацию о занятиях индивидуальными и командными видами спорта и частоте употребления алкоголя студентами из 29 учреждений СПО (всего 2935 учащихся, средний возраст 17 лет, 77% юношей). Результаты порядковой логистической регрессии показывают, что внеклассные структурированные занятия спортом слабо связаны с рисковым поведением. Установлено, что (1) существуют различия в частоте употребления алкоголя между юношами и девушками; (2) занятия командными видами спорта положительно связаны с вовлечением в рисковое поведение; (3) занятия командными видами спорта способствуют вовлечению в рисковое поведение как юношей, так и девушек; (4) достижение совершеннолетия сильнее связано с риском алкоголизации, чем внеклассные спортивные занятия. Для понимания того, являются ли полученные выводы уникальными для спортивных внеклассных занятий или универсальными для всех внеклассных занятий, предполагающих командную работу молодых людей, необходимы дальнейшие исследования.
Статусные неравенства в здоровье: значение социального положения родительской семьи
School segregation in St. Petersburg – the role of socioeconomic status
Инженерные компетенции в социогуманитарных и экономико-управленческих направлениях
В статье рассматривается тенденция расширения областей востребованности инженерных компетенций, что формирует новые вызовы перед развитием образовательных программ. Отмечено, что ответ на них требует междисциплинарного взаимодействия на различных уровнях, приведены примеры такого взаимодействия. Кроме того, в статье описан опыт разработки отдельных курсов и инициатив, обеспечивающих проникновение «цифровых» инженерных компетенций в неинженерные направления.
Выходные данные: Суворова А. В., Мусабиров И. Л., Карепин В. В., Кузнецова А. Д., Гуляев П. Р. Инженерные компетенции в социогуманитарных и экономико-управленческих направлениях // Инженерное образование. 2019. № 25
“Цифровые следы” и измерения ценности особенных благ
В рамках данного обзора мы фокусируем внимание на “цифровых следах” и вычислительном текстовом анализе как новом подходе к исследованию механизмов формирования ценности особенных благ. Главным преимуществом описанных методов является возможность выявить новые механизмы и измерения опыта использования особенных благ, не обязательно предусмотренные теорией, но являющиеся важной его частью; а также наблюдать механизмы в их взаимодействии и столкновениях, позволяя социальным ученым более глубоко анализировать отдельные аспекты информационного общества.
Predictors of Academic Achievement in Blended Learning: the Case of Data Science Minor
This paper is dedicated to studying patterns of learning behavior in connection with educational achievement in multi-year undergraduate Data Science minor specialization for non-STEM students. We focus on analyzing predictors of aca-demic achievement in blended learning taking into account factors related to initial mathematics knowledge, specific traits of educational programs, online and of-fline learning engagement, and connections with peers. Robust Linear Regression and non-parametric statistical tests reveal a significant gap in achievement of the students from different educational programs. Achievement is not related to the communication on Q&A forum, while peers do have effect on academic success: being better than nominated friends, as well as having friends among Teaching Assistants, boosts academic achievement.
Выходные данные: Musabirov I., Поздняков С. И., Tenisheva K. Predictors of Academic Achievement in Blended Learning: the Case of Data Science Minor // International Journal of Emerging Technologies in Learning. 2019. Vol. 14. No. 5. P. 64-74
The preverbal Negation Particle esə in Kalmyk: Historical Development and Typological Context of Negators in Subordinate clause
‘Invisible minorities’ and ‘hidden diversity’ in Saint-Petersburg's linguistic landscape
Входные данные: Baranova V. V., Fedorova K. ‘Invisible minorities’ and ‘hidden diversity’ in Saint-Petersburg's linguistic landscape // Language and Communication. 2019. Vol. 68. P. 17-27.
2017-2018
2018
Digital Transformation and Global Society Third International Conference, DTGS 2018, St. Petersburg, Russia, May 30 –June 2, 2018, Revised Selected Papers, Part I
The 75 revised full papers and the one short paper presented in the two volumes were carefully reviewed and selected from 222 submissions. The papers are organized in topical sections on e-polity: smart governance and e-participation, politics and activism in the cyberspace, law and regulation; e-city: smart cities and urban planning; e-economy: IT and new markets; e-society: social informatics, digital divides; e-communication: discussions and perceptions on the social media; e-humanities: arts and culture; International Workshop on Internet Psychology; International Workshop on Computational Linguistics.
Digital Transformation and Global Society. Third International Conference, DTGS 2018, St. Petersburg, Russia, 2018, Revised Selected Papers. Part II. Communications in Computer and Information Science 859
This two volume set (CCIS 858 and CCIS 859) constitutes the refereed proceedings of the Third International Conference on Digital Transformation and Global Society, DTGS 2018, held in St. Petersburg, Russia, in May/June 2018.
The 75 revised full papers and the one short paper presented in the two volumes were carefully reviewed and selected from 222 submissions. The papers are organized in topical sections on e-polity: smart governance and e-participation, politics and activism in the cyberspace, law and regulation; e-city: smart cities and urban planning; e-economy: IT and new markets; e-society: social informatics, digital divides; e-communication: discussions and perceptions on the social media; e-humanities: arts and culture; International Workshop on Internet Psychology; International Workshop on Computational Linguistics.
Выходные данные: Digital Transformation and Global Society. Third International Conference, DTGS 2018, St. Petersburg, Russia, 2018, Revised Selected Papers. Part II. Communications in Computer and Information Science 859 / Ed. by Daniel A. Alexandrov, A. V. Boukhanovsky, A. V. Chugunov, Y. Kabanov, O. Koltsova. Issue 859. Springer Publishing Company, 2018
Educational Migration from Russia to the Nordic Countries, China and the Middle East. Social Media Data
We use social media and WWW data to analyse international educational migration from Russia. We find substantial regional differences in migration patterns for three contrast directions: the Nordic countries, China and the Middle East. We built a model of migration flows with geographic distances to destination countries, various socio-demographic data and institutional characteristics of educational organisations.
Выходные данные: Alexandrov D., Karepin V., Musabirov I., Daria Chuprina. Educational Migration from Russia to the Nordic Countries, China and the Middle East. Social Media Data, in: Companion Proceedings of the The Web Conference 2018. Geneva : International World Wide Web Conferences Steering Committee, 2018. P. 49-50.
Дифференциация школьного выбора: два района Санкт-Петербурга
Выходные данные: Александров Д. А., Тенишева К. А., Савельева С. С. Дифференциация школьного выбора: два района Санкт-Петербурга // Вопросы образования. 2018. № 4. С. 199-229
Применение метода условных деревьев решений к моделированию выбора школы родителями
Выходные данные: Тенишева К. А., Савельева С. С., Александров Д. А. Применение метода условных деревьев решений к моделированию выбора школы родителями // Социология: методология, методы, математическое моделирование. 2018. № 46. С. 44-84
Школьный климат: концепция и инструмент измерения
Социально-психологический климат в школе обеспечивает эмоциональное благополучие детей и способствует эффективному учебному процессу. До сих пор в России не было инструмента для измерения качества и характера школьной жизни. Лаборатория социологии образования и науки НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге разработала инструмент для оценки школьного климата и применила его в исследовании 249 школ Калужской области в 2016/2017 учебном году. В книге описаны составляющие школьного климата, методика разработки измерительного инструмента и первые результаты анализа. В приложении приводится пример индивидуального отчета для школы. Книга предназначена для исследователей и практиков образования: для руководителей образовательных учреждений, сотрудников органов управления образованием, педагогов, специалистов по оценке качества образования. Материалы исследования могут быть использованы для независимой оценки качества образования.
Выходные данные: Александров Д. А., Иванюшина В. А., Ходоренко Д. К., Тенишева К. А., Школьный климат: концепция и инструмент измерения. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2018.
Event-driven Spectators' Communication in Massive eSports Online Chats
Выходные данные: Musabirov I., Bulygin D., Paul Okopny, Konstantinova K. Event-driven Spectators' Communication in Massive eSports Online Chats, in: Extended Abstracts of the 2018 CHI Conference on Human Factors in Computing Systems. NY : Association for Computing Machinery (ACM), 2018. P. LBW564:1-LBW564:6
Code-sharing networks of non-STEM students: the case of data science minor
In this work-in-progress report, we outline the first results from our study of collaboration networks in a two-year Data Science minor for non-STEM students at the Higher School of Economics, St. Petersburg, Russia.
Выходные данные: Musabirov I., Bakhitova A. Code-sharing networks of non-STEM students: the case of data science minor, in: Proceedings of the 23rd Annual ACM Conference on Innovation and Technology in Computer Science Education. , 2018. P. 389-389
Designing for Code Sharing in a Data Science Course for non-STEM students
Выходные данные: Okopny P., Musabirov I., Bakhitova A. Designing for Code Sharing in a Data Science Course for non-STEM students, in: Proceedings of the 6th International Conference on Designs for Learning. Bergen : Centre for the Science of Learning & Technology (SLATE), 2018. P. 47-53
2017
Analyzing Web Presence of Russian Universities in a Scientometric Context
Digital Transformation and Global Society. Second International Conference, DTGS 2017, St. Petersburg, Russia, June 21–23, 2017, Revised Selected Papers
Выходные данные: Digital Transformation and Global Society. Second International Conference, DTGS 2017, St. Petersburg, Russia, June 21–23, 2017, Revised Selected Papers / Ed. by Alexandrov Daniel A., A. V. Boukhanovsky, A. V. Chugunov, Kabanov Yury, Koltsova Olessia. Cham : Springer, 2017
Anti-school attitudes, school culture and friendship networks
Выходные данные: Ivaniushina V. A., Alexandrov D. A. Anti-school attitudes, school culture and friendship networks // British Journal of Sociology of Education. 2017. P. 1-19
Studying Patterns of Communication in Virtual Urban Groups With Different Modes of Privacy
This paper is concerned with online communication of apartment buildings' residents on general purpose social networking site (SNS) VKontakte (VK), focusing on how groups' participants use instruments of SNS to separate place-based discussions and participation in wider community initiatives. With the help of topic modeling algorithm LDA, we analyzed posts collected from online groups related to apartment buildings in St. Petersburg to reveal differences in communication in open groups and restricted access groups. We also looked at overlaps between local groups of apartment buildings and city-wide movements. Our study shows that inside SNS there is a functional differentiation between restricted access groups and open groups, which have different audiences and communicative strategies. Restricted access (private) groups play an important role in the formation of neighbors' communities of trust and, supposedly, can be useful substitutes of face-to-face interaction for people moving into new buildings. Open (public) groups function as public forums for fostering neighbors' cooperation and attracting the attention of the broader public to local issues and conflicts.
Выходные данные:VadimVoskresenskiy, MusabirovI., AlexandrovD. A. Studying Patterns of Communication in Virtual Urban Groups With Different Modes of Privacy / NRU Higher School of Economics. Series SOC "Sociology". 2017.
Trajectories of student interaction with learning resources in blended learning: the case of data scince minor
The paper presents the preliminary results of the analysis of student learning behavior in a blended undergraduate Data Science course for a heterogenous group of non-STEM students. To identify learning trajectories, a mixture model was applied to cluster students according to the use of available resources in the course. ClusteringВыходные данные: Musabirov I., Alina Bakhitova. Trajectories of student interaction with learning resources in blended learning: the case of data science minor, in: Proceedings of the 16th Koli Calling International Conference on Computing Education Research. NY : ACM, 2017. P. 191-192.
Vocational education paths, youth activities, and underage drinking in Russia: How early does the trouble start?
Выходные данные: Lushin V., Jaccard J., Ivaniushina V. A., Alexandrov D. A. Vocational education paths, youth activities, and underage drinking in Russia: How early does the trouble start? // International Journal of Drug Policy . 2017. Vol. 45. P. 48-55.
Deconstructing Cosmetic Virtual Goods Experiences in Dota 2
Выходные данные: Musabirov I., Bulygin D., Paul Okopny et al. In bk.: CHI '17: Proceedings of the 2017 CHI Conference on Human Factors in Computing Systems. NY: ACM, 2017. P. 2054-2058.
Связь внеклассных занятий с учебными успехами и самооценкой подростков
Выходные данные: Александров Д. А., Тенишева К. А., Савельева С. С. Связь внеклассных занятий с учебными успехами и самооценкой подростков // Вопросы образования. 2017. Т. 4. С. 217-241
Образовательные онлайн-ресурсы для школьников и цифровой барьер
Под цифровым барьером первого уровня понимается различие в доступе к интернету у разных групп населения, цифровой барьер второго уровня — это различия в практиках использования интернета. Эмпирической базой исследования являются опросы школьников, выполненные в 2014–2016 гг. в Санкт-Петербурге (94 школы, 3739 учеников 10‑х и 11‑х классов) и в Калужской области (249 школ, 27 904 ученика 6–9‑х классов). Показано, что в мегаполисе цифровой барьер первого уровня отсутствует. В Калужской области различия в доступе к интернету обусловлены типом населенного пункта (город или село), составом семьи (полные или неполные семьи) и образованием родителей школьника (наличие или отсутствие высшего образования); в самом уязвимом положении оказываются школьники, социально-экономическое положение которых характеризуется совпадением всех трех негативных акторов. Что касается использования интернета, то ни в Калужской области, ни в Санкт-Петербурге не выявлено различий между школьниками в зависимости от семейного бэкграунда, типа школы, типа населенного пункта. Большинство школьников пользуются образовательными ресурсами, причем интенсивность использования увеличивается с возрастом.
Выходные данные: Александров Д. А., Иванюшина В. А., Симановский Д. Л. Образовательные онлайн-ресурсы для школьников и цифровой барьер // Вопросы образования. 2017. № 3. С. 183-201.
Стратегии трудоустройства учителей в мегаполисе и дифференциация школ
Школы в больших городах дифференцируются по уровню престижа, качества образования и квалификации учителей. В статье анализируется один из механизмов, который приводит к неравномерному распределению квалифицированных учителей по школам – стратегии педагогов при выборе места работы. Мы предполагаем, что стратегии поиска работы в значительной степени зависят от квалификации и профессиональных достижений учителя. Это исследование выполнено на материале интервью с учителями (N=49), работающими в школах различного статуса (общеобразовательных, с углубленным изучением какого-либо предмета, гимназиях) в двух районах Санкт-Петербурга. Мы рассматриваем выбор школы при первоначальном трудоустройстве и при смене места работы. Анализ интервью показал, что на рынке труда учителей сосуществуют разные модели трудоустройства, сближающие его и с рынком квалифицированного, и с рынком неквалифицированного труда. В рамках «аутсайдерской» стратегии школы рассматриваются как организации-потенциальные наниматели, тогда как «инсайдерская» перспектива ориентирована на коллектив, к которому учитель стремится присоединиться. В сегменте престижных школ учителя при выборе места работы обращают внимание прежде всего на условия труда, в то время как в непрестижных – на географическое расположение. Для рынка труда педагогов характерны инбридинг (наем выпускников школы на работу в ней), трудоустройство в школу, где обучаются дети, коллективный переход учителей на новое место работы. Наряду с результатами исследования обсуждаются выводы для образовательной политики в области обеспечения равных образовательных возможностей. Мы предполагаем, что паттерны поиска и смены места работы среди учителей могут быть механизмом привлечения квалифицированных учителей в менее престижные школы.
Идентичность учителей: выбор профессии и адаптация к школе
Выходные данные: Баранова В. В., Маслинский К. А. Идентичность учителей: выбор профессии и адаптация к школе // Журнал социологии и социальной антропологии. 2017. Т. XX. № 90 (2). С. 104-119.
Неприязненные отношения в подростковой среде: с чем связано их возникновение
Выходные данные: Титкова В. В., Иванюшина В. А. Неприязненные отношения в подростковой среде: с чем связано их возникновение // Социологический журнал. 2017. Т. 23. № 2. С. 96-114.
2015-2016
2016
Family Background and School Choice in Cities of Russia and Estonia: Selective Agenda of the Soviet Past and Present
Выходные данные: Poder K., Lauri T., Ivaniushina Valeria, Alexandrov Daniel. Family Background and School Choice in Cities of Russia and Estonia: Selective Agenda of the Soviet Past and Present // Studies of Transition States and Societies. 2016. Vol. 8. No. 3. P. 5-28.
Educational Migration from Russia to China: Social Network Data
Выходные данные: Daniel Alexandrov, Viktor Karepin, Ilya Musabirov. Educational Migration from Russia to China: Social Network Data, in: WebSci '16: Proceedings of the 8th ACM Conference on Web Science. ACM, 2016. P. 309-311.
Academic help seeking among Russian minority and non-minority adolescents: A social capital outlook
Выходные данные: Valeria Ivaniushina, Daniel Alexandrov, Lushin V. Academic help seeking among Russian minority and non-minority adolescents: A social capital outlook // Learning and Individual Differences. 2016. Vol. 50. P. 283-290.
Private and Public Online Groups in Apartment Buildings of St. Petersburg
Virtual Caucasus on VK Social Networking Site
Выходные данные: Daniel Alexandrov, Alexey Gorgadze, Ilya Musabirov. Virtual Caucasus on VK Social Networking Site, in: WebSci '16: Proceedings of the 8th ACM Conference on Web Science. ACM, 2016. P. 215-217.
Остаться учителем? Факторы, влияющие на отношение к уходу из учительской профессии
Рассматриваются структурные и социально-психологические факторы, влияющие на установки школьных учителей по отношению к смене профессии. Анализируется воздействие таких факторов, как трудности на рабочем месте, возможности альтернативного трудоустройства, уверенность в своей эффективности и эмоциональная привязанность к учительской профессии. Опрос был проведен среди учителей государственных средних школ в Санкт-Петербурге (730 человек). Регрессионный анализ полученных данных показал, что уверенность в своей эффективности и приверженность профессии являются наиболее сильными предикторами верности учителя избранной профессии. Некоторые из рассмотренных в исследовании стрессовых факторов, связанных с работой, повышают вероятность ухода из профессии. При этом продолжительность педагогического стажа и наличие опыта работы вне школы не оказывают влияния на решение уйти из школы. Данные исследования не подтверждают гипотезу о том, что начинающие учителя легче принимают решение о смене профессии. Обсуждается применение полученных результатов в целях удержания учителей в профессии.
Структура академической мотивации: ожидания и субъективные ценности освоения университетского курса
Статья посвящена изучению структуры мотивации студентов при освоении сложного университетского курса. Работа выполнена в теоретической рамке теории ожиданий и ценностей (expectancy-value theory) и направлена на решение трех задач: анализ гендерных различий в мотивации; выявление связей между компонентами мотивации и образовательными результатами; оценку роли предшествующих образовательных достижений и предшествующего образовательного выбора. Cравниваются две альтернативные теоретические модели и проверяется их соответствие эмпирическим данным, собранным при опросе студентов 2‑го курса бакалавриата, обучающихся на майноре «Обработка и анализ данных». Основной метод анализа — моделирование структурными уравнениями (SEM, structural equation modeling), реализованное в статистическом пакете MPlus version 7.31. Показано, что этот курс более популярен среди юношей; при этом юноши более уверены в своих силах, однако оценки за курс у юношей и девушек не различаются. В структуре индивидуальных ценностей гендерных различий также не обнаружено. Студенты направлений «Социология» и «Экономика» считают курс более полезным и интересным, чем студенты-юристы и гуманитарии. Анализ структурными уравнениями подтвердил эмпирическую валидность модели, в которой ожидание успеха непосредственно влияет на образовательный результат, а ценности оказывают на него лишь опосредованное влияние, через ожидания. Полная модель, включающая мотивацию, гендер, образовательную программу и предыдущие успехи, объясняет 34% дисперсии образовательного результата.
Выходные данные: Иванюшина В. А., Александров Д. А., Мусабиров И. Л. Структура академической мотивации: ожидания и субъективные ценности освоения университетского курса // Вопросы образования. 2016. № 4. С. 229-250. doi
Локальные эффекты в воспроизводстве неравенства через систему образования
Выходные данные: Савельева С. С., Александров Д. А. Локальные эффекты в воспроизводстве неравенства через систему образования // В кн.: XVI Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества: в 4 кн. / Отв. ред.: Е. Г. Ясин. Кн. 4. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2016. С. 634-641.
Четыре стороны социальной агрессии: агрессоры, драчуны, жертвы и свидетели
Неравенство в образовательных успехах в российской школе: класс, гендер, этничность
Подростковая агрессия: групповые нормы и социальный статус среди сверстников
Школьная дифференциация в социальном контексте: сравнительный анализ двух сельских кейсов
Подростковая алкоголизация и депрессия в образовательной среде колледжей и техникумов
2015
Informal In-Game Help Practices in Massive Multiplayer Online Games
Выходные данные: Paul Okopny, Ilya Musabirov, Daniel Alexandrov. Informal In-Game Help Practices in Massive Multiplayer Online Games // Lecture Notes in Computer Science Vol. 8852: SocInfo 2014 International Workshops, Barcelona, Spain, November 11, 2014, Revised Selected Papers. Springer International Publishing, 2015.P. 218-222
Online Communication in Apartment Buildings
Socialization Through Informal Education: The Extracurricular Activities of Russian Schoolchildren
Выходные данные: Ivaniushina V. A., Alexandrov D. A. Socialization Through Informal Education:The Extracurricular Activities of Russian Schoolchildren // Russian Education &Society, №57
Цифровые следы образовательных миграций: возможности новых данных
Выходные данные: Карепин В.В., Мусабиров И. Л., Александров Д. А. Цифровые следы образовательных миграций: возможности новых данных.// НИУ ВШЭ-Санкт-Петербург, 2015
Социологическая экспедиция как исследовательская практика и форма обучения социологической теории
Выходные данные: Александров Д. А. Социологическая экспедиция как исследовательская практика и форма обучения социологической теории» // Laboratorium. Журнал социальных исследований. 2015. Т. 7. № 2.
Бедность и развитие ребенка
Данное издание призвано познакомить читателя с подтвержденными результатами и нерешенными проблемами исследований в этой области. Отличительной особенностью книги является интегральное рассмотрение проблемы детского развития с точки зрения ряда смежных дисциплин: классической психологии, нейропсихологии, социологии, социальной экономики. В книге подробно охарактеризованы методы анализа и измерительные инструменты (тесты, опросники и другие методики количественной оценки), применяемые в подобных исследованиях, а также детально описаны программы раннего вмешательства и их последствия.
О проблеме и книге в целом
Книга посвящена тому, как бедность и раннее социальное неблагополучие сказываются на ребенке и его развитие в самых разных аспектах. Группа авторов постаралась сделать монографию максимально междисциплинарной: проблемы влияния бедности на развитие ребенка рассматриваются с точки зрения классической психологии, нейропсихологии, нейрофизиологии, педиатрии, социологии и экономики; обсуждаются результаты и модели, разработанные в самых разных дисциплинах. Книга опирается преимущественно на американские и западноевропейские исследования, в которых влияние бедности на развитие ребенка систематически изучается в масштабных научных проектах. Во многих странах эта тема глубоко осознана как общественно значимая, и для решения проблем бедности детей привлекаются значительные средства и реализуются масштабные программы вмешательства. К настоящему моменту в мировой литературе накоплен огромный объем данных и результатов о том, как и каким образом характеристики семьи и тесно связанные с ними свойства среды, окружающей ребенка, сказываются на его дальнейших успехах, языковых навыках и речевом поведении, эмоциональной сфере, общем когнитивном развитии и характеристике отдельных психических функций. Особенно важно то, что эти данные и результаты получены на масштабных национальных выборках, а часто и в больших лонгитюдных исследованиях, что позволяет не только изучить влияние бедности на развитие, но и оценить долговременные эффекты различных программ раннего вмешательства.
Выходные данные: Александров Д. А., Иванюшина В. А.«О проблеме и книге в целом» // В кн.: Бедность и развитие ребенка / Под общ. ред.:
Д. А. Александров, В. А. Иванюшина, К. А. Маслинский. М. : Рукописные памятники Древней Руси, 2015. Гл. 1. С. 8-28.
Бедность и ребенок до появления на свет
Выходные данные: Иванюшина В. А., Котова Т. Н. Глава книги «Бедность и ребенок до появления на свет» // В кн.: Бедность и развитие ребенка / Под общ. ред.: Д. А. Александров, В. А. Иванюшина, К. А. Маслинский. М. : Рукописные памятники Древней Руси, 2015. Гл. 4. С. 88-114.
Социально-экономический статус семьи и ребенок
Выходные данные: Иванюшина В. А. Глава книги «Социально-экономический статус семьи и ребенок» // В кн.: Бедность и развитие ребенка / Под общ. ред.: Д. А. Александров, В. А. Иванюшина, К. А. Маслинский. М. : Рукописные памятники Древней Руси, 2015. Гл. 2. С. 29-45.
Мобильность без рисков: образовательный путь «в университет через колледж»
Выходные данные: Александров Д. А., Тенишева К. А., Савельева С. С. Мобильность без рисков: образовательный путь «в университет через колледж»// Вопросы образования. 2015. № 3.
Этнический состав школ и миграционный статус школьников в России
Выходные данные: Александров Д.А., Иванюшина В.А., Казарцева Е. В. Этнический состав школ и миграционный статус школьников в России // «Вопросы образования», № 2'2015.
Socio-Economic Factors for Reading Performance in PIRLS: Income Inequality and Segregation by Achievements
В данной работе изучается взаимосвязь между достижениями учеников в чтении и характеристиками семьи и школы в странах с различным уровнем экономического неравенства и стратификации. Экономическое неравенство измеряется при помощи индекса Джини; стратификация отражает степень неравенства распределения учеников по школам в зависимости от их достижений по чтению. Проанализированные данные включают результаты тестирования по чтению и ответы на вопросы анкеты 190 456 четвероклассников, их родителей, а также ответы на вопросы анкеты 6987 представителей школьных администраций в 41 стране. В качестве метода анализа данных использовалась многоуровневая линейная регрессия. По результатам исследования, школьники с недостатком домашних занятий по чтению более успешно справились с заданиями теста в школах с более высоким средним социально-экономическим статусом, а также в странах с более высоким уровнем экономического неравенства. Кроме того, чем выше уровень стратификации, тем выше достижения учеников по чтению, несмотря на то, что мера стратификации отражает степень неравенства распределения по школам.
2014 и ранее
2014
Disentangling Peer Influence On Multiple Levels
Выходные данные: Ivaniushina V. A. , Alexandrov D. A. Disentangling Peer Influence On Multiple Levels / Working papers by NRU Higher School of Economics. Series SOC "Sociology". 2014. No. 43.
Социализация через неформальное образование : внеклассная деятельность российских школьников
2013
Некоммерческие организации Санкт-Петербурга по материалам опроса 2012 года
Антишкольная культура и социальные сети школьников
Basking in the glory of schools: school characteristics and the self-concept of students in mathematics
Different levels of social organization in the formation of anti-school attitudes among adolescents
Sociometric popularity in a school context
Выходные данные: V.Titkova, V.A. Ivaniushina, D.A. Alexandrov. Sociometric popularity in a school context // EDU "Education", Высшая школа экономики, 02/2013. -30 с.
Этнические сообщества в социальных сетях
Измерение характеристик социальной организации школы
Язык, общество и школа
Университеты в условиях рынка
Educational pathways and trajectories of rural students. I. Local educational systems
Migrant children in Russia. I. Migration, ethnicity and segregation in St. Petersburg
Языковая социализация детей мигрантов
Дети и родители-мигранты во взаимодействии с российской школой
Кавказ и Средняя Азия. Курс лекций для социальных работников. Предназначен для помощи в практической работе с мигрантами из Средней Азии и Кавказа
Кавказ и Средняя Азия. Учебный курс для социальных работников. Общие положения о географии, культуре и религии мигрантов из Средней Азии и Кавказа
Межэтническое общение в российских школах: изучение методом сетевого диадного анализа
Положение детей мигрантов в Санкт-Петербурге
2011
Америка за школьной партой
Дети из семей мигрантов в школах Санкт-Петербурга
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.