• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Среднее профессиональное образование

Проект “Профессиональное образование “синих воротничков” 2014 г

Поддержан ЦФИ НИУ ВШЭ в 2014 г.

Проект был призван изучить структуру поля среднего профессионального образования (СПО) в Петербурге, апробировать методики для оценки среды образовательных учреждений и изучить образовательные траектории рабочей молодежи.

В ходе проекта была собрана детальная информация о различных характеристиках учреждений среднего профессионального образования (СПО) разного типа: материальной и кадровой обеспеченности, социально-профессиональном статусе и образовании родителей учащихся. Кроме того, при помощи специально разработанных социально-психологических инструментов измерялись такие характеристики организационной среды учреждений, как отношение к получаемой профессии, уровень вовлеченности в учебный процесс, чувство принадлежности к колледжу/техникуму и пр.

Эмпирическую базу проекта составили: 1) 38 формализованных интервью с администрацией учебных заведений СПО, предлагающих образование по техническим специальностям;  2) 40 полуструктурированных интервью с учащимися технических профессиональных лицеев и колледжей; 3) анкетный опрос учащихся 1-х и выпускных курсов 30 учебных заведений СПО технического профиля (176 групп, 3083 учащихся), что позволяет сравнить образовательные мотивы, профессиональные планы и другие характеристики двух возрастных когорт учащихся: 16-17 лет и 18-19 лет.

В результате анализа данных были выделены типы учебных заведений СПО в Петербурге с точки зрения успешности их адаптации к запросам учащихся и потребностям рынка труда, а также выработаны предположения о возможностях для повышения мотивации к учебе и профессии студентов СПО. Также были разработаны и апробированы инструменты для независимой оценки качества учебных заведений среднего профессионального образования. Были сделаны выводы о мотивах выбора молодыми людьми учебных заведений того или иного типа, тех или иных специальностей, их профессиональных стремлениях, представлениях о своем профессиональном будущем и жизненной траектории. Собранные данные не только демонстрируют процесс сегрегации в профессиональном образовании в виде объективного процесса социального отбора, но и позволяют сделать выводы о том, как учащиеся из семей с разным социально-профессиональным статусом воспринимают систему СПО, вырабатывают собственные стратегии действия внутри нее.

Результаты наших разработок могут быть применены для проведения независимой оценки качества образования и улучшения показателей учебного процесса учебными заведениями системы СПО, а также при разработке управленческих решений и предложений по развитию взаимодействия промышленных предприятий СПб с учреждениями СПО.


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!