• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Рисковое поведение и здоровье подростков

СЛОН проводит широкий спектр исследований эмоционального благополучия и рискового поведения подростков. Мы изучаем курение, употребление алкоголя, депрессию, агрессию и социальную тревожность подростков с разными социально-демографическими характеристиками из разных образовательных сред. Нас интересует, в частности, какие подростки оказываются в группах повышенного риска, происходит ли социальное «заражение», приводящее к распространению вредных для физического и психического здоровья практик, как рисковое поведение и психологическое благополучие связано с академической успеваемостью и мотивацией учащихся и школьников.

Депрессия, агрессия и социальная тревожность

В рамках лонгитюдного исследования учащихся четырех колледжей Санкт-Петербурга собраны данные о психологическом здоровье подростков. Измерялся уровень депрессии, агрессивности и социальной тревожности каждого подростка на протяжении трех лет обучения. Для оценки психологического состояния использовались специально разработанные для подросткового возраста опросники CES-Depression (Center for Epidemiologic Studies), опросник П. Орпинас для измерения агрессивности, и опросник М. Грен-Ланделл для изменения социальной тревожности. Вопросы были переведены и адаптированы для русскоязычных школьников, и предварительно апробированы сотрудниками НУЛ СОН.

Употребление алкоголя и внеклассная деятельность школьников

В рамках проекта «Внеклассная деятельность учащихся школ» 2012 года, проводился опрос в нескольких городах и поселках РФ. В ходе этого опроса в г. Томске и двух поселках Томской области удалось собрать данные о потреблении алкоголя учащимися 9-х классов. Практики потребления алкоголя измерялись по двум параметрам: частота потребления и крепость напитков. В исследовании ставится вопрос, как связаны разные виды внеклассных занятий с алкогольным поведением и может ли внеклассная деятельность школьников быть механизмом защиты от алкоголизации в подростковом возрасте.

Обучение профессии и алкогольное поведение подростков в техникумах

Цель этого исследования изучение образовательной среды колледжей и ее связи с успехами и карьерными планами учащихся, а также с их рисковым поведением. Способность учреждения создать среду, вовлекающую подростков в получение профессии и поддерживающую желание обучаться, может служить фактором предотвращения подростковой алкоголизации.В рамках проекта «Профессиональное образование “синих воротничков”» проводился опрос учащихся первого и выпускных курсов 30 технических учебных заведений СПО г. Санкт-Петербурга. Данные позволяют сравнить образовательные мотивы, социально психологические характеристики, профессиональные планы, а так же практики употребления спиртных напитков двух возрастных когорт учащихся: 16-17 лет и 18-19 лет. В анкете содержались блоки вопросов на оценку частоты потребления алкоголя разных видов (крепкие напитки, вино, пиво, баночные коктейли). Кроме этого, задавался вопрос о частоте алкогольного опьянения. Сравнение результатов для двух возрастных когорт демонстрирует, что частота потребления алкоголя растет с возрастом.

Динамика алкоголизации подростков и влияние ближайшего окружения

Для изучения рискового поведения в динамике в 2013 г. было начато лонгитюдное исследование, в котором поведение одних и тех же подростков прослеживалось на протяжении всего периода обучения в профессиональном колледже (с 15 до 18 лет). Дпя исследования были выбраны 4 колледжа с разным гендерным составом (один преимущественно мужской, один смешанный, два преимущественно женских). В опросах приняло участие около 700 учащихся (в возрасте от 15 лет на момент начала исследования), окончивших 9 классов общеобразовательной школы. За время обучения проведено 4-5 волн опроса.

Научный проект посвящен изучению влияния дружеских отношений на распространение рискового поведения среди учащихся колледжей и техникумов Санкт-Петербурга. Мы смотрим на взаимоотношения подростков внутри колледжей/техникумов (социальные дружеские сети) и потребление ими алкогольных напитков на протяжении всего образовательного периода (2-3 года). Социальные связи рассматриваются как пути «заражения» рисковым поведением и заимствования практик потребления алкоголя.

Результаты сетевого моделирования на лонгитюдных данных показали, что в отличие от курения, которое способствует возникновению дружеских связей, но не является "заразным", практики алкогольного потребления не помогают налаживать социальные связи, но оказываются «заразными» внутри сплоченных групп. Подростки подвергаются влиянию сверстников и заимствуют их практики алкогольного потребления.

Установки подростков относительно практик алкогольного потребления и сопутствующих рисков

Весной 2015 года начат проект, направленный на выявление установок подростков (учащихся техникумов) относительно различных поведенческих, эмоциональных и социальных последствий потребления алкоголя ими самими и их сверстниками. Анкета состоит из открытых вопросов на оценку положительных и отрицательных эффектов алкогольного опьянения, эмоций от употребления алкоголя, а так же о факторах, которые мешают или наоборот привлекают молодых людей к употреблению алкогольных напитков.

Результатом этого проекта станет разработка статистической модели, позволяющей на основании измерения оценки подростков последствий алкоголизации предсказывать алкогольное поведение (частоту потребления алкоголя). Кроме того, на основании этих результатов будут разработаны научно обоснованные интервенции, направленные на регулирование рискового поведения подростков, в частности, на снижение потребления алкоголя.


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!