• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Архив исследований

Проблема детей из бедных семей в локальном измерении

Координаторы проекта: Даниил Александров, Екатерина Шишова

С 2006 года сотрудники Лаборатории работают над созданием лонгитюдной базы данных по бедным семьям, которые живут как в сельской местности Ленинградской области, так и в Санкт-Петербурге. Первые интервью собирались еще в рамках сетевого социологического проекта «Бедность в локальном измерении», поддержанного фондом «Хамовники». В последующие годы исследователи продолжили работу с бедными и неблагополучными семьями и их детьми, наблюдая их жизненные траектории в динамике.

Важным вопросом исследования было определение того, какие семьи являются бедными, а какие нет. Для того, чтобы выяснить, как эту проблему решают на официальном уровне, были опрошены представители местного сообщества,  учреждений социальной защиты (детский дом, социально-реабилитационный центр, служба помощи пенсионерам, отдел по социальной защите населения), милиции, администрации поселения, школы. Такой подход позволил отобрать максимально разнообразные и контрастные случаи для исследования.

По итогам проекта был собран массив качественных данных, состоящий преимущественно из интервью и дневников наблюдения. База содержит сведения о 49 кейсах, 17 из которых мы наблюдали более одного года. Полученные эмпирические данные позволяют описать многообразие случаев бедности, а также на примере нескольких семей детально рассмотреть проблему в динамике. В 2010 году данные были закодированы с помощью NVIVO. В данный момент идет работа над аналитическим отчетом.

Самостоятельным направлением проекта стало изучение работы учреждений социальной защиты по отношению к бедным. Не все нуждающиеся попадают в ведение социальной защиты. В ходе работы было выдвинуто предположение о том, что шансы получить поддержку увеличиваются преимущественно для тех членов местного сообщества, которые считаются местными жителями «благородными бедными». Исследователи попытались понять, как работает социальная защита и другие системы оказания помощи бедным.

Еще одним направлением работы стал анализ организации воспитания детей в бедных семьях и анализ социального исключения детей-сирот. Было сделано несколько важных выводов о влиянии уровня образования на организацию повседневной жизни детей, а также о характере социального исключения детей сирот в городских школах в сравнении с пригородным сообществом.

Данный проект призван разобраться в институциональной структуре учреждений, которые направлены на решение проблем одной из наиболее уязвимых категорий детей - детей в «социально-опасном положении». За лето и осень 2008 г. была проделана значительная эмпирическая и аналитическая работа в Приозерском районе Ленинградской области. На первой стадии проекта, за время летних полевых работ в Приозерском районе Ленинградской области, было взято более 30 интервью с сотрудниками и воспитанниками учреждений, родителями, собраны статистические данные и отчеты о работе этих учреждений, уставы и законодательные акты, регламентирующие их деятельность.

В ходе исследования был собран большой объем уникальных данных о социальных траекториях детей (данные собраны из разных источников), впервые описана институциональная структура учреждений, которые занимаются проблемами детей из «неблагополучных» семей. В качестве результата проекта планируется представить рекомендации Министерству здравоохранения и социальной защиты РФ.

Дети в социально опасном положении: жизненные траектории в контексте социальной и образовательной политики

Координаторы проекта: Наталья ДаниловаАнастасия Милая

Данный проект был призван разобраться в институциональной структуре учреждений, которые направлены на решение проблем одной из наиболее уязвимых категорий детей - детей в «социально-опасном положении». В 2007 и  2008 г. были собраны эмпирические данные в Приозерском районе Ленинградской области: более 30 интервью с сотрудниками и воспитанниками учреждений, родителями, собраны статистические данные и отчеты о работе этих учреждений, уставы и законодательные акты, регламентирующие их деятельность. По итогам работы были описаны социальные траектории детей, впервые описана институциональная структура учреждений, которые занимаются проблемами детей из «неблагополучных» семей.


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!