Социальная информатика и анализ веб-данных
В рамках направления "Социальная информатика" НУЛ СОН проводит исследования и координирует студенческие проекты по изучению социальных сетей в жизни подростков, тематических групп VKontakte и Odnoklassniki, многопользовательских онлайн компьютерных игр, онлайн-сообществ, социальных аспектов репутационных и рекомендательных истем, социальных исследований онлайн-образования и образовательной аналитики, геймификации, "серьёзных игр" и дизайна социальных взаимодействий.
Образовательная аналитика, геймификация, дизайн социальных взаимодействий в онлайн образовании
Приобретающая все большую актуальность в связи с возрастающим интересам к онлайн-курсам и повышением требований к эффективности образовательного процесса тема образовательной аналитики представлена в лаборатории изучением структуры мотивации студентов к освоению сложных дисциплин, эффектов со-обучения (peer effects), а также анализом группового взаимодействия в рамках практических проектов. Для этого применяется сочетание традиционных опросных инструментов с методами социально-сетевого анализа (Social Network Analysis) и интеллектуального анализа образовательных данных (Educational Data Mining), а также текстового анализа.Помимо собственно образовательной аналитики, новой интересной темой, привлекающей как студентов, так и исследователей является геймификация, применение "серьёзных игр" и дизайн социальных взаимодействий в онлайн- и смешанном образовании (blended learning).
Городские сообщества
Онлайн-коммуникация в многоквартирных домах
Проект посвящен изучению паттернов коммуникации жителей многоквартирных домов в виртуальной реальности. Объектом исследования являются онлайн-группы, созданные жителями для общения с соседями, внутри социальной сети «ВКонтакте». Акцент в проекте делается на анализе функциональных отличий групп, имеющих открытый доступ для всех пользователей социальной сети, и групп с ограниченным доступом.
Применение алгоритмов тематического моделирования позволяет нам выделить особенности коммуникации в разных типах групп, и, кроме этого, сделать выводы о том, для каких целей данные группы создаются жителями, и в чем заключаются их функциональные отличия. Анализируя пересекающихся участников, мы также можем увидеть, как исследуемые локальные инициативы связаны с общегородскими движениями и изучить более глубоко существующие паттерны взаимодействия.
Картирование городских инициатив в социальных сетях
Проект направлен на построение соцсетевой карты между онлайн-сообществами, созданными городскими жителями внутри социальной сети «ВКонтакте». Основными задачами проекта является выявление групп сообществ, объединенных на основе общих функций или территориальной близости, анализ вертикального взаимодействия между локальными и общегородскими инициативами и анализ профилей участников данных сообществ.
В рамках проекта предполагается построение нескольких типов соцсетей, основанных на пересекающихся участниках, на подписках и на репостах. Для построения данных сетей собраны данные профилей и подписок из виртуальных групп, относящихся к административным районам, историческим районам, муниципальным районам, улицам и отдельным домам. Также нами были собраны группы, относящиеся к инициативным общегородским движениям. Наличие разных типов групп позволит нам проанализировать и сравнить взаимодействия между сообществами на разных городских уровнях, а также выявить связь между уровнями.
Результаты проекта представлены на международных конференциях, включая Social Informatics 2014 workshop CityLabs 2014, GESIS Winter Computational Social Science Symposium 2014, International Confernce on Computational Social Science 2015, опубликована работа:
Онлайн-игры
Изучение многопользовательских онлайн-игр в лаборатории фокусируется на социальной динамике во внутриигровых сообществах, процессе адаптации и социального обучения новичков. Как и в большинстве проектов, основными рабочими методами являются социально-сетевой анализ, интеллектуальный анализ текста и методы машинного обучения. Результаты проекта были представлены на международных конференциях, включая Social Informatics 2014 workshop Explorations on Games and Gamers (EGG 2014), GESIS Winter Computational Social Science Symposium 2015, ACM CHI Play 2015.
Опубликованы работы:
Musabirov, Ilya, Paul Okopny, and Denis Bulygin. 2015. “Analyzing Chat Logs in Online Games for Tutorial Improvement.” In Proceedings of the 2015 Annual Symposium on Computer-Human Interaction in Play, 661–66. CHI PLAY ’15. New York, NY, USA: ACM. doi:10.1145/2793107.2810335.
Цифровые следы образовательных миграций: возможности новых данных
Проект находится на стыке двух важных тем лаборатории -- "Социальная информатика" и "Миграционные процессы и образование". Используя "цифровые следы" миграции в социальных сетях (VK и Odnoklassniki) мы анализируем международные образовательные траектории иностранных студентов в России и российских студентов за рубежом, а также структуру и тематики этнических групп в социальных сетях.
На конференции "Образование и мировые города: перспективы БРИКС" были представлены первые результаты проекта Digital Footprints of Educational Migrations — одного из проектов исследований Интернета и цифрового общества в рамках инициативы Digital Social Sciences and Humanities в НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург. Проект реализуется в лаборатории социологии образования руками студентов, которых учат самым современным методам работы с данными. Были собраны данные тысяч профилей «ВКонтакте» и сделана инфографика, чтобы показать студенческую географию и потоки между городами и странами. Результаты проекта были выпущены в брошюре на русском и английском языке.
В рамках изучения образовательных траекторий российских студентов за рубежом мы исследуем "цифровые следы" миграционных потоков между Россией и Китаем на основе данных «ВКонтакте». Были построены индикаторы традиционного культурного и веб-присутствия Китая вконкретном городе. Для российских городов с населением более 100 тыс. человек построена модель, анализирующая факторы, влияющие на долю образовательных мигрантов в Китай в каждом из городов.
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.