IV межвузовская студенческая конференция "Социология в действии"
1 марта 2012 года состоялась IV межвузовская студенческая конференция "Социология в действии", одну из секций на которой организовал СЛОН.
Конференция началась с выступления доктора социологических наук Вадима Волкова, проректора Европейского университета в Санкт-Петербурге, научного руководителя Института проблем правоприменения, на тему: «От объяснения мира к его изменению: новая социология права». После кофе-брейка студенты и преподаватели разошлись по секциям. Всего было 10 секций, в каждой по несколько панелей.
Коллектив НУЛ СОН представил результаты коллективной и индивидуальной работы в десятой секции «Современные исследования образования: проблемы и методы» (руководители Д.А. Александров, С.С. Савельева). Выступали студенты, магистранты и сотрудники Лаборатории, представители других вузов Петербурга, а также коллеги из московской Вышки.
Секция началась с выступления Елены Колотовой (НИУ ВШЭ, аспирантура факультета социологии). Она представила результаты изучения феномена отсева студентов в российских вузах. Исследование показало, что бакалавров чаще всего отчисляют их из-за неуспеваемости, но они восстанавливаются очень часто (74%), магистранты же, напротив, зачастую уходят по собственному желанию и редко восстанавливаются (29%).В ходе исследования была выявлена взаимосвязь системы отбора студентов и их последующего отсева (ЕГЭ, олимпиады). Были подтверждены закономерности, которые наблюдаются в большинстве зарубежных стран (влияние пола студента и года обучения). Также исследование показало, что отчисление зависит не только от усилий студентов, но и от созданных в университете условий.
Мария Петрова (НИУ ВШЭ - Петербург, 3 курс) рассказала о трекинге и социальной селекции в локальной образовательной системе: селекция возникает в условиях развитой инфраструктуры и наличия школ конкурентов (различия статусов школ и их результатов), трекинг возникает там, где ограничены возможности выбора школа и существует более одного класса в параллели. Выяснилось, что класс, выбранный учеником, играет большую роль - он конструирует его образовательный притязания и определяет его академический выбор. В своей работе Мария использовала данные собранные НУЛ СОН.
Наталья Малошонок (НИУ ВШЭ, аспирантура факультета социологии) предложила новую методологию изучения студенческой вовлеченности в учебный процесс. Существующие методы не позволяют сравнивать вузы, так как на индекс влияют размер вуза и институциональные условия, поэтому Наталья предложила связать индекс с академической успеваемостью. Данный подход имеет свои достоинства и недостатки, как отметила Наталья. Недостатком является субъективность - невозможно проверить соответствие индексов действительности, а преимуществом - отражение академического и социального аспектов вовлеченности, применение статистически обоснованного приписывания весов индексам, возможность сравнения вузов и факультетов по степени студенческой вовлеченности.
Ксения Тенишева (НИУ ВШЭ - Петербург, 2 курс магистратуры) представила свою модель влияния социально-психологических факторов на образовательные достижения и образовательный выбор. В современных исследованиях социально-психологическим факторам уделяется мало внимания, поэтому при помощи моделирования структурными уравнениями (SEM), Ксения разработала собственную модель, включающую в себя и социально-психологические, и социально-экономические факторы. Было доказано, что и те, и другие факторы оказывают заметное влияние на успеваемость и образовательный выбор учащихся (в некоторых случаях опосредованно, например, образование матери является ключевым социально-экономический фактор, но его влияние опосредованно через мотивацию к учебе).
Дарья Ходоренко (НУЛ СОН) выступила с докладом о влиянии социально-психологических характеристик учителей на достижения учащихся. Дарья представила результаты коллективной работы сотрудников СЛОНа. При анализе были использованы данные, собранные в школах Петербурга и Ленинградской области в 2010 году. Предложено было выделить следующие критерии при изучении качества школ: академическая культура, принадлежность, действенность, то есть уверенность в том, что действия приведут к ожидаемому результату и удовлетворенность как учителей, так и учеников. В результате анализа выяснилось, что чувство принадлежности учащихся положительно связано с вовлеченностью в учебный процесс, что успеваемость ученика положительно связана с его чувством принадлежности к школе, что чем выше общая удовлетворенность школой у ребенка, тем выше чувство принадлежности учеников к школе, причем в сельских школах эта закономерность видна лучше, чем в гимназиях, однако разницы между сельскими и городскими средними школами отмечено не было.
Вера Титкова (НУЛ СОН) рассказала о факторах социометрической популярности школьников. Исследование было выполнено при помощи метода генератора имен. Сравнивались два типа классов - низкомотивированные классы с высокой антишкольной культурой и высокомотивированные классы с низкой антишкольной культурой. Характеристики группы задают факторы популярности: в высокомотивированных классах с низкой антишкольной культурой главная ценность - это образование (ВУЗ), в низкомотивированных классах с высокой антишкольной культурой главными ценностями является наличие опыта работы и ранний выход на рынок труда. Исследование показало, что в мальчики в классе популярнее девочек, однако степень их успеха зависит от типа класса, наличия опыта работы и их образовательного выбора. Примечательно, что в низкомотивированных классах девочка, которая хорошо учится, может быть популярнее мальчика.
Проблема организации детских домашних садов в Москве была поднята Еленой Конобеевой(НИУ ВШЭ, ф-т социологии) в докладе «Негосударственные услуги в сфере детского дошкольного образования». Острая нехватка мест в государственных дошкольных учреждениях подтолкнула исследователей к анализу данного явления, выяснилось, что существует целый комплекс юридических проблем, которые препятствуют реализации данной деятельности. Были выявлены ограничения, препятствующие развитию данного бизнеса, а именно: полулегальное существование таких детских садов, отсутствие доступа к бюджетным деньгам, дискриминирующая политика в отношении всего коммерческого сектора, исключающая частную сферу услуг из образовательного процесса, и отсутствие тех льгот, которые существуют для государственного образовательного сектора. Однако этот бизнес нужно развивать, ведь частные детские сады решают проблему трудоустройства работающих матерей, профессиональных педагогов, воспитателей, нянь и людей пожилого возраста, а также в таких детских садах разрабатываются новые авторские программы и методики по работе с детьми.
Последним докладчиком была Анна Исакова (СПбГУ, факультет социологии). Она поделилась своими планами по написанию диссертации на тему «Включенность российских студентов в европейское образовательное пространство: особенности историко-социологического анализа». Анна планирует изучить российских студентов с точки зрения их социально-демографического профиля, моделей поведения и жизненных стратегий, а также принимающую среду (университет, страна, общество) и рассмотреть в исторической перспективе российскую и европейские системы высшего образования. Своими задачами она видит рассмотрение возможностей увеличения кооперации между вузами, улучшение возможности признания дипломов и сроков обучения и поощрения мобильности студентов, преподавателей, исследователей. Доклад Анны вызвал бурное обсуждение, в ходе которого коллеги давали ей идеи и советы.
В целом, в первый день удалось охватить практически всю образовательную сферу – от детских садов до высшего образования. Доклады были тесно связаны и перекликались между собой, что способствовало оживленной дискуссии после выступлений. В этом году секция, организованная СЛОНом получилась одной из самых больших и насыщенных. После выступлений все участники и гости секции были приглашены на чай в Лабораторию. Благодаря общению в неформальной обстановке, участникам удалось лучше узнать о проектах и научных интересах друг друга, а также договориться о совместном семинаре.
Подготовила Екатерина Трофимова