• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Визит профессора Ван Тубергена (Утрехтский университет)

5 и 6 апреля в НИУ ВШЭ (СПб) прошли лекции профессора Франка ван Тубергена из университета Утрехта, Нидерланды.

5 - 6 апреля 2012 года в НИУ - ВШЭ (Санкт-Петербург) прошли лекции и рабочие семинары профессора Франка Ван Тубергена (Утрехтский университет, Нидерланды).

В последнее время Лаборатория сформировала серьезные связи с голландскими коллегами как на индивидуальном, так и на институциональном уровне. Так, в апреле 2011 года рабочие семинары по сетевому анализу в СЛОНе проводили Кристиан Штеглих и Марайтье ван Дуийн (Гронинген), в ноябре лекции читали Франс Ферон и Ханс Босма из университета Маастрихта, несколько сотрудников посетили летнюю школу в Утрехте и зимние мастер-классы в Гронингене. Наконец, в январе 2012 года Даниил Александров договорился о рабочем сотрудничестве и студенческом обмене между лабораториями петербургской Вышки и Гронингеном.

Такое интенсивное сотрудничество связано в первую очередь с тем, что исследования образования и миграции, которые проводятся в Нидерландах, теоретически и методологически близки к проектам Лаборатории. В ряду голландских коллег профессор Ван Туберген занимает особое место, поскольку масштабный проект изучения детей мигрантов в четырех европейских странах, в котором он отвечает за голландскую часть, наиболее близок к тому исследованию, которое Лаборатория в течение многих лет проводит в школах Петербурга и Московской области.

5 апреля профессор  Ван Туберген прочел публичную лекцию, в которой подробно рассказал об исследовании, посвященном детям-мигрантам в четырёх европейских странах (“Children of Immigrants: Longitudinal Study in 4 European Countries”). В первой части презентации Туберген рассказал непосредственно о проекте и о его основных целях, во второй были представлены первые результаты.

В межстрановом исследовании принимают участие четыре страны: Германия, Нидерланды, Великобритания и Швеция. Особенностью проекта является его панельный (лонгитюдный) характер, а также дизайн выборки: выборка является рандомизированной, при этом в нее входят как мигранты, так и местное население, что позволяет делать адекватные сравнения.

Исследование началось с октября 2009 года, в 2010 году был проведён пилотный опрос, в ноябре 2010 - первая волна исследования. В ноябре 2011 прошла вторая волна, через год планируется третья волна.  Опрашивались школьники 14 лет. Выборка составила 50 процентов детей мигрантов и 50 – «местных», соответственно. Лонгитюдное исследование предполагает опрос тех же самых школьников через равные промежутки времени, что позволяет проследить изменения дружеских связей, образовательных планов, ценностных установок и многое другое. Однако, исследователи неизбежно сталкиваются с тем, что некоторые ученики переезжают, меняют школу, переходят в другой класс. Это значительно затрудняет работу, особенно это касается третьей волны исследования, когда многие школьники, как в России после 9 класса, выбирают учебу в колледжах. Исследователи надеются, что удастся найти этих учеников с помощью электронной почты или социальных сетей и попросить их заполнить анкету.  

Основными целями исследования являются, во-первых, изучение структурной, культурной и социальной интеграции мигрантов в Европе, и во-вторых, изучение изменений, которые происходят в семьях мигрантов в течение времени (через поколения).

В качестве маркеров культурной интеграции исследователи рассматривают этническую самоидентификацию, религиозные практики, владение родным языком и языком принимающей страны. Например, была замечена тенденция спада практики общения на родном языке у мигрантов в ряду поколений, т.е. чем больше поколений живёт семья в новой стране, тем меньше в семейном общении используется родной язык.

В качестве параметров структурной интеграции, то есть того, как ученик встраивается в социальные институты принимающей страны, исследователи изучали рисковые практики, девиантное поведение, образовательные предпочтения и планы школьников-мигрантов. Как подчеркнул Ван Туберген, чрезвычайно важно было бы проследить, как реализуются эти планы, когда они выйдут на рынок труда, смогут ли они реализовать свои планы. Это может стать задачей следующего проекта.

Для изучения социальной интеграции исследователи изучали социальные сети в классах: кто с кем дружит, кто с кем встречается, кто кого обижает и т.д. Эта часть проекта была особенно важна для исследователей СЛОНа, потому что в нашей лаборатории много занимаются анализом социальных сетей школьников. Базы данных Лаборатории содержат сети дружеских отношений для более чем 400 классов из школ Санкт-Петербурга и Московской области, и этот массив обрабатывается с помощью тех же техник, которые применяются в европейском исследовании. В частности, сотрудники Лаборатории обсудили с Ван Тубергеном технические сложности обработки данных такого типа, поскольку существующее программное обеспечение и методы (P2 и ERGM) недостаточны для решения задач в этой области. P2 моделирование позволяет работать со многими сетями одновременно, но этот метод анализа имеет серьезные ограничения, а ERGM позволяет провести тонкий анализ только одной сети. Над проблемой многоуровневого  анализа сетевых данных сейчас работают многие специалисты по исследованию сетей, в частности, Марк Транмер, приезжавший в Лабораторию в начале апреля.

В заключение Ван Туберген сказал, что в дальнейшем планируется продолжение исследования, а также добавление стран-участников в проект или добавление новых возрастных когорт.

Во второй день, 6 апреля, научные сотрудники и стажёры-исследователи СЛОНа представили Франку ван Тубергену свои проекты. Вероника Костенко рассказала об исследовании ценностей и норм детей мигрантов на базе данных, собранных в ходе проекта «Положение детей мигрантов в Петербурге», проведенном по заказу ЮНИСЕФ. Выборка составила 50% детей-неграждан и 50% граждан (всего 623 опрошенных). Судя по полученным результатам, дети мигрантов более склонны к ценностям традиционализма, однако, они также высоко оценивают важность помощи другим, равноправия и др.

Евгений Варшавер рассказал о разнице образовательных достижений местных детей и детей-мигрантов. Исследователи для анализа использовали данные Всемирного исследования ценностей (WVS), а также Международной программы оценки учеников (PISA). Исследователи установили, что наряду с разницей в семейных характеристиках, регион происхождения мигрантов существенно влияет на образовательные успехи.

Ксения Тенишева предоставила результаты об исследовании образовательных достижений детей-мигрантов. В работе были использованы данные НУЛ СОН: 104 школы в СПб, 7300 учеников 7-9 классов. Одним из выводов стало то, что представители этнических меньшинств в России более мотивированы в смысле образовательных достижений, чем представители большинства, но пока не явно, будет ли снижаться эта мотивация во втором поколении.

Алексей Горгадзе рассказал о проекте «Этнические сообщества в социальных сетях» - коллективном проекте, в котором преимущественно принимали участие студенты и стажеры-исследователи Лаборатории. Основные части этого проекта - образовательная миграция, студенческие организации и сетевой анализ этнических объединений. В фокус исследования попали как сами приезжие студенты, так и этнические группы, создаваемые в социальной сети «Вконтакте». В последней части исследователь предоставил результаты, в том числе – сетевой анализ этнических групп в «Вконтакте», где показал связи групп и групп-друзей, построив социальные сети.

Даниил Александрович Александров рассказал о масштабном исследовании детей мигрантов в российских школах. Использовались собранные данные по Санкт-Петербургу, Ленинградской и Московской областям. Сложившиеся ситуации в двух представленных городах отличны друг от друга, в СПБ более низкий уровень миграции. Если говорить о сортинге  между школами, то, как правило, дети-мигранты концентрируются в маленьких школах. Данные исследования также показали, что наличие детей-мигрантов и их мотивация в маленьких или обычных СОШ благотворно влияют на обучение «местных» детей, тогда как при обучении в гимназиях иная ситуация.

Участники ответили на вопросы, выслушали комментарии, а также в дискуссии с гостем обсудили свои проекты. Профессор Ван Туберген заинтересовался исследованиями, которые проводятся в Лаборатории, предложил идеи развития нескольких проектов, а также обсудил планы дальнейшего академического сотрудничества и проект студенческого обмена между НИУ ВШЭ СПб и университетом Утрехта. 

Подготовили Мария Петрова и Вероника Костенко