• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Праздник образования и науки

Лаборатория по-научному отметила свой пятилетний юбилей

8 декабря 2012 года наша Лаборатория отметила свое пятилетие. По случаю первого юбилея состоялся академический семинар "Образование. Миграция. Сетевой анализ", завершившийся праздничным фуршетом. 

Открыла сессию проректор НИУ ВШЭ Мария Юдкевич докладом «Академические зарплаты и контракты в России и в мире», в ходе которого представила исследование академических систем 28 стран мира, а точнее содержания контрактов и заработков преподавателей вузов. Проект выполняется Институтом институционального анализа ВШЭ совместно с Center for International Higher Education (Boston College).
Обычно в странах, где преподавателям мало платят, существует огромное количество должностных градаций, позволяющих мотивировать сотрудников без повышения платы. В России относительно много ступеней к академическому олимпу. Кроме того, в одних странах существует высокая финансовая дифференциация между профессором и ассистентом: в Китае четырехкратная разница в доходах, и низкая, как в Норвегии, где ставка профессора выше от ассистентской всего на 30%. Низкая академическая мобильность характерна больше чем для половины стран. В зале было высказано предположение, что, возможно, академическая мобильность может рассматриваться как сила, а не слабость вуза, так как тот может обладать достаточным объемом средств, чтобы его ученые не искали финансового счастья на стороне. Однако, по мнению Марии Юдкевич, академическая мобильность не сводится к погоне за ресурсами, это, скорее, вопрос академической культурной нормы, университетского взаимного опыления.
После Марии за кафедру один за другим выходили сотрудники Лаборатории социологии образования и науки, представившие палитру исследований лаборатории.
Первой выступала Ксения Тенишева с докладом «Влияние социальной среды на представление о себе и своих способностях». Самооценка человека зависит от того, с кем он себя сравнивает. Оказывается, чем сильнее окружение, тем скромнее представление о своих способностях, срабатывает эффект маленькой рыбки в большом пруду. С другой стороны, повышение самооценки за счет слабого окружения ведет к деградации личности. 
Доклад Диляры Валеевой назывался «Как дружить в университете». Вопросы, которые она рассматривала в своем исследовании, касались формирования дружеских связей, какие различия существуют между связями дружескими и связями, возникающими в процессе помощи по учебе.
Даниил Александров сделал доклад «Исследование анти-школьной культуры». В многоуровневые регрессионные модели был включен не только индивидуальный уровень, но и школьный, и уровень «клик» – групп школьников, которые плотно общаются между собой. В выявлении клик помогла специальная программа Kliquefinder, которая идентифицирует их в сетевых данных. Выборка исследования очень большая - 419 полных сетей классов в 104 школах, что делает возможным сравнение эффекта окружения с эффектом школ. Многоуровневый регрессионный анализ демонстрирует, что большая часть вариации в антишкольных установках, успеваемости и пр. характеристиках объясняется на уровне клик (26%), а не уровне школы (5%). Соответственно, можно предположить, что именно в кликах формируются антишкольные аттитюды, решения о последующем образовании и т.д.
Завершил юбилейный семинар доклад Веры Титковой "Популярность школьников в контексте академической культуры". 

Подготовила Татьяна Чернова