Праздник образования и науки
Лаборатория по-научному отметила свой пятилетний юбилей
Открыла сессию проректор НИУ ВШЭ Мария Юдкевич докладом «Академические зарплаты и контракты в России и в мире», в ходе которого представила исследование академических систем 28 стран мира, а точнее содержания контрактов и заработков преподавателей вузов. Проект выполняется Институтом институционального анализа ВШЭ совместно с Center for International Higher Education (Boston College).
Обычно в странах, где преподавателям мало платят, существует огромное количество должностных градаций, позволяющих мотивировать сотрудников без повышения платы. В России относительно много ступеней к академическому олимпу. Кроме того, в одних странах существует высокая финансовая дифференциация между профессором и ассистентом: в Китае четырехкратная разница в доходах, и низкая, как в Норвегии, где ставка профессора выше от ассистентской всего на 30%. Низкая академическая мобильность характерна больше чем для половины стран. В зале было высказано предположение, что, возможно, академическая мобильность может рассматриваться как сила, а не слабость вуза, так как тот может обладать достаточным объемом средств, чтобы его ученые не искали финансового счастья на стороне. Однако, по мнению Марии Юдкевич, академическая мобильность не сводится к погоне за ресурсами, это, скорее, вопрос академической культурной нормы, университетского взаимного опыления.
После Марии за кафедру один за другим выходили сотрудники Лаборатории социологии образования и науки, представившие палитру исследований лаборатории.
Первой выступала Ксения Тенишева с докладом «Влияние социальной среды на представление о себе и своих способностях». Самооценка человека зависит от того, с кем он себя сравнивает. Оказывается, чем сильнее окружение, тем скромнее представление о своих способностях, срабатывает эффект маленькой рыбки в большом пруду. С другой стороны, повышение самооценки за счет слабого окружения ведет к деградации личности.
Доклад Диляры Валеевой назывался «Как дружить в университете». Вопросы, которые она рассматривала в своем исследовании, касались формирования дружеских связей, какие различия существуют между связями дружескими и связями, возникающими в процессе помощи по учебе.
Даниил Александров сделал доклад «Исследование анти-школьной культуры». В многоуровневые регрессионные модели был включен не только индивидуальный уровень, но и школьный, и уровень «клик» – групп школьников, которые плотно общаются между собой. В выявлении клик помогла специальная программа Kliquefinder, которая идентифицирует их в сетевых данных. Выборка исследования очень большая - 419 полных сетей классов в 104 школах, что делает возможным сравнение эффекта окружения с эффектом школ. Многоуровневый регрессионный анализ демонстрирует, что большая часть вариации в антишкольных установках, успеваемости и пр. характеристиках объясняется на уровне клик (26%), а не уровне школы (5%). Соответственно, можно предположить, что именно в кликах формируются антишкольные аттитюды, решения о последующем образовании и т.д.
Завершил юбилейный семинар доклад Веры Титковой "Популярность школьников в контексте академической культуры".
Подготовила Татьяна Чернова