• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Сотрудники СЛОНа выступили на Международной Конференции в Кадисе

Cотрудники СЛОНа выступили на Международной Конференции в Кадисе

 С 17 по 21 сентября в испанском городе Кадис состоялась ежегодная Европейская конференция образовательных исследований (ECER). В числе исследователей, представлявших НИУ ВШЭ, были младшие научные сотрудники НУЛ СОН Ксения Тенишева, Евгений Варшавер и студентка магистратуры Тамара Петрова.

 Европейская конференция по исследованиям образования была организована Европейской ассоциацией исследований в области образованияВ конференции принимают участие сотни, а то и тысячи участников со всего света: США, Канада, Австралия, Китай, Россия, не говоря уже о европейских странах. Это очень важное для исследователей образования мероприятие, которое проходит с 1992 года в разных университетах (например, в прошлом году оно проводилось в Берлине).  Ксения Тенишева, Евгений Варшавер и Тамара Петрова рассказали о своих впечатлениях о поездке, сделанных и прослушанных докладах и дальнейших планах.

Тамара Петрова, студентка второго курса магистерской программы "Современный социальный анализ":

 Я представляла промежуточные результаты своего исследования причин неравенства образовательных достижений школьников в области чтения  по данным PEARLS, лонгитюдного опроса, который проводится в 43 странах. Метод моего исследования - многоуровневый анализ, где первый уровень - экономические показатели развития стран, а на втором - социально-экономический статус ребенка и результаты его теста по чтению. У меня было две рабочие гипотезы, которые подтвердились. Первая, чем выше уровень экономического неравенство в стране, измеряемого индексом Джинни, тем больше экономический статус влияет на успеваемость. Вторая, чем выше уровень ВВП страны, тем меньше экономический статус влияет на успеваемость. При этом я использовала такие контрольные переменные: возраст, является ли ученик мигрантов, говорил ли он на языке тестирования до поступления в школу.

 Но контрольные переменные оказались незначимы, только социально-экономический статус имел значение, что странно и это тоже отметили в дискуссии после моего доклада. На конференции мне посоветовали пересчитать результаты и перейти к трехуровневым моделям, добавив уровень школ. Это и входит в мои ближайшие планы.

 Я благодарна за полученные советы. Возможность диалога такого уровня - это самое важное, что есть в международных конференциях. Я получила возможность пообщаться с единомышленниками, которым интересна моя работа, а мне - их. Например, встретила знакомого мне по обучающему тренингу в Торонто, Канада, Пламена Миросчинки. Это исследователь из Гамбургского центра, который занимается анализом данных TIMMS, PISA, PEARLS. Еще познакомилась с Андресом Сандовал-Эрнандесом, который является сотрудником этого центра. Его заинтересовал мой доклад, и мы обменялись контактами. Для меня ECER был первым выступлением на международной арене, где, видя, как общается Ксения и как большую стопку своих визиток она разменяла на такую же с контактами исследователей с похожими научными интересами, я поняла - у меня еще все впереди. Теперь я точно знаю, что моя работа в международном тренде, многие ученые занимаются похожими вещами. Это не стало для меня новостью, но оказалось приятным и добавило уверенности в себе, из Испании я привезла много новых идей и стимул заниматься моим исследованием дальше. 

Ксения Тенишева, младший научный сотрудник НУЛ СОН:

 Тема конференции «Необходимость образовательных исследований для борьбы за свободу, образование и развитие для всех» (The Need for Educational Research to Champion Freedom, Education and Development for All) перекликается с тематикой встречи образовательной сети ESA в Генте, но охватывает более широкий спектр возможных проблем и вопросов. В Кадисе весь первый день был отведен только на выступления начинающих исследователей. Еще четыре дня составляли основную программу, включающую более 20 параллельно идущих сессий, на каждой из которых представлялось 3-4 доклада — это примерно 80 человек, выступающих одновременно. В таких условиях каждый участник сталкивается с типичной проблемой свободного рынка, когда из всего многообразия сессий надо выбрать то, что тебе интересно.

 Сессия «Оценка, тестирование и измерение» ("Assessment, evaluation, testing and measurement"), на которой я представляла свой доклад, была посвящена международным сравнительным исследованиям в образовании (обычно это выступления с результатами работы с такими, известным в НУЛ СОН, базами данных как TIMSS, PISA, PIRLS и им подобными, но бывают доклады, основанные на собственных данных, при условии что они сходны по масштабу). Еще одна сессия «Сообщества, семьи и обучение в образовательных исследованиях» ("Communities, families and schooling in educational research"), посвящена капиталам семьи и воздействию структуры на образовательный выбор. И третья сессия «Дети и подростки, подверженные риску, и городское образование» ("Children and youth at risk and urban education"), опять же касается образовательного выбора. Первая сессия стоит особняком, она чисто количественная, вторая же и третья сочетают в себе как качественные, так и количественные исследования.

 Я выступала с докладом«Интеракционные эффекты окружения на уверенность в себе в сфере математики» ("Conditional Environmental Effectson Self-Confidencein Learning Math"). Это исследование НУЛ СОН, в котором оценивается влияние успеваемости по математике на уверенность школьников в собственных силах по этому предмету. Мы использовали данные TIMSS за 2007 год. В качестве теоретической рамки была выбрана концепция Герберта Марша, ее еще называют концепция «большой рыбки в маленьком пруду». 

 Очень перспективной я считаю работу Криса Тейлора «Образовательные рынки, выбор школы и сегрегация: европейское сравнение» (Education Markets, School Choice and Segregation: a European Comparison). Он с коллегами из университета de Mons сравнивал, как соотносятся образовательный путь и выбор школы в Бельгии и в Англии на примере двух городов.   Сочетать географические данные и  характеристики учеников — это задача, которую еще предстоит решить нашей Лаборатории. Это сотрудничество могло бы существенно продвинуть нашу работу вперед.

 Кроме того, я познакомилась со множеством исследователей - это новые контакты, новые горизонты. Сам факт того, что ты слушаешь чужие доклады, которые так или иначе касаются твоей темы, он помогают переосмыслить то, что ты делаешь. Они дают новый импульс твоей собственной работе. Я надеюсь, что привезла свежие идеи в нашу Лабораторию. Еще год мы будем активно работать. 

 
Евгений Варшавер, младший научный сотрудник НУЛ СОН:

 Кадис – один из старейших городов Европы, который славится огромным  католическим собором в стиле барокко. В свое время Кадис был крупнейшим испанским портом, откуда начинались путешествия  в Новый Свет. Именно поэтому многие улицы города названы в честь Колумба, Кортеса и других знаменитых путешественников. 

 В первый день конференции я участвовал в секции  «Новые исследователи» с докладом «Предикторы различий в образовательных достижениях между мигрантами и представителями местного населения в 14 странах» по проекту, который я веду в ЛССИ. Я получил ценные замечания от одной женщины, американского профессора украинского происхождения – она попала в эту секцию по ошибке, но эта ошибка оказалась весьма полезной для меня. 

 Особенно мне запомнился доклад Вибеке Рон Ноер (Университет Копенгагена). Она занимается школьной этнографией и изучает динамику поведения школьных коллективов Так как я собираюсь заниматься этой темой, ее выступление очень меня заинтересовало. Вибеке Рон Ноер подробно осветила вопросы, связанные с методологией подобных исследований. Также меня интересовали выступления, в которых затрагивались темы интеграции и миграции. Так, моё внимание привлёк доклад на тему организации учебного взаимодействия между североафриканскими, балканскими и украинскими школьниками в Бельгии. Результаты исследования, лежащего в основе этого доклада, показывают, что арабы стараются быть похожими во всем на своих родителей; балканские дети  сравнивают себя с местными жителями, а  украинцы – со своими ровесниками в их родной стране. Олег Попов (Университет Умеа, Швеция), рассказал о проблемах, с которыми сталкиваются «несопровождаемые мигранты» (unaccompanied migrants) из Афганистана и Сомали в шведских школах. Его проект, на мой взгляд, имеет не только научную ценность, но и серьезную практическую значимость. Один испанский исследователь сравнивал, насколько хорошо интегрируются в принимающее общество дети мигрантов в зависимости от того, ходят ли они в школу или остаются дома с родителями. Он пришел к выводу, что дискриминация ощущается меньше, если дети посещают школу. Конференция в Кадисе стала для меня первым опытом участия в столь крупном академическом мероприятии за рубежом. 

 Благодаря поездке в Испанию я приобрел много новых знаний и полезных знакомств, а главное, получил запас вдохновения и идей для дальнейшей работы! 

Подготовила Екатерина Кулдина и Екатерина Трофимова