«Рыбка в пруду». Доклад К. Тенишевой на международной конференции в Кадисе.
«Рыбка в пруду». Доклад К. Тенишевой на международной конференции в Кадисе.
С 17 по 21 сентября в испанском городе Кадис состоялась ежегодная Европейская конференция образовательных исследований (ECER).Тема конференции «Необходимость образовательных исследований для борьбы за свободу, образование и развитие для всех» (The Need for Educational Research to Champion Freedom, Education and Development for All) перекликается с тематикой встречи образовательной сети ESA в Генте, но охватывает более широкий спектр возможных проблем и вопросов. Отличается ECER и масштабом, в конференции принимают участие сотни, а то и тысячи участников со всего света: США, Канада, Австралия, Китай, Россия, я не говорю уже о европейских странах. Это очень важное для исследователей образования мероприятие, которое проходит с 1992 года в разных университетах (например, в прошлом году оно проводилось в Берлине, и тогда я выступала на конференции такого уровня впервые).
Я выступала с докладом«Интеракционные эффекты окружения на уверенность в себе в сфере математики» (Conditional Environmental Effectson Self-Confidence in Learning Math). Это исследование НУЛ СОН, в котором оценивается влияние успеваемости по математике на уверенность школьников в собственных силах по этому предмету. Мы использовали данные TIMSS за 2007 год. В качестве теоретической рамки была выбрана концепция Герберта Марша, ее еще называют концепция «большой рыбки в маленьком пруду».
Предположим, есть учащийся из очень сильного математического класса, он понимает, что он - "середнячок", потому что в таких классах обычно, чтобы почувствовать уверенность в своих силах надо победить на всероссийской олимпиаде, попасть в тройку лучших учащихся в классе, съездить на какую-нибудь международную олимпиаду, не меньше. До того, как это произойдет, он думает: «Да, я знаю математику лучше многих, но все равно недостаточно хорошо». В то же время, попади этот ученик в плохо успевающий по математике класс, где он хуже двух учеников и лучше семи — этого окажется достаточно, чтобы существенно сказаться на его уверенности. Учащийся из математического класса и из обычного, получается, подходят к себе с линейками разного масштаба.
Концепция Марша тесно связана с концепцией референтной группы или frame of reference. Планку хорошему и плохому задает группа, с которой ты себя сравниваешь. Для хорошей школы - с самыми лучшими, для плохой - наоборот, с самыми худшими. Если ты лучше худших, это уже достижение. Если же ты хуже лучших, ты не очень уверен в себе. Это и есть суть данной концепции, в маленьком пруду и небольшая рыбка может оказаться больше прочих, то есть большой.
Уже имея некое представление о том, как устроено школьное образование в России в целом и в С.-Петербурге в частности, мы предположили, что есть школы, отличная репутация которых ни для кого не секрет. И обучение в таких школах будет повышать уверенность в себе даже самым плохим ученикам, просто сам факт будет им помогать. Но при этом, и здесь уже подключается концепция Марша, хотя начальный уровень уверенности в себе у них выше, он будет расти медленнее, чем среди учащихся из плохих школ.
Такие гипотезы мы тестировали и обнаружили, что этот эффект действительно есть, но только в странах с жестко стратифицированной системой образования, как в России. Ведь в случае с нашей страной, образовательный путь с самого начала зависит от выбора между гимназией, лицеем или общеобразовательной школой. Конечно, этот выбор совершает не сам ученик; его родители и школа, принимая или отклоняя кандидатуру, делают это за него. Похоже ситуация обстоит в Чехии, хотя выбор там происходит немного позже. Суть одна - если вы учитесь в сильной школе (мы определяли их как лучшие по успеваемости), вы более уверены в себе. Однако в странах, где школы не отличаются друг от друга и никто не знает, насколько хороша та или иная школа (Швеция и Норвегия), этот эффект пропадает. Коллеги-исследователи нашли наш вывод весьма интересным.
Подводя итоги, можно сказать, что сентябрь 2012 года выдался богатым на международные конференции, посвященные изучению образования — профильного направления для нашей Лаборатори. Я надеюсь, что привезла свежие идеи в нашу Лабораторию и еще год мы будем активно работать.
Ксения Тенишева