• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Как появился и начал расти СЛОН

Светлана Савельева - заместитель заведующего Лабораторией социологии образования и науки, в том числе, со Светланы Сергеевны и выглядел не так, каким мы видим его сейчас. Если вы до сих пор не знакомы с историей СЛОНа, не слышали про то, какими эмоциями жили студенты на ранних экспедициях и как лаборатория пришла к исследованию школ - этот материал для вас.

СЛОН запускает серию материалов, посвященных работникам лаборатории. Из статей вы сможете узнать, какими карьерными путями шли работники лаборатории и как они начинали этот путь. Как выглядела, чем жила лаборатория 10 лет назад и чем занимались студенты-социологи. 
Читайте, вдохновляйтесь и выбирайте свой путь.

Настоящая школа выживания

По словам Светланы Савельевой, история лаборатории началась с 2007 года, когда она была официально оформлена, хотя на самом деле все начало происходить с 2006 года. Несколько выпускников Европейского университета составили часть коллектива нового большого проекта про бедность и неравенство. Была задача — попробовать понять, что такое бедность в разных регионах, в разных контекстах. В каждом регионе было взято два кейса — сельский и городской. Для участия в нем были собраны исследовательские коллективы в разных точках России — Иркутск, Ульяновск, Новосибирск. Светлана Савельева вместе с Марией Сафоновой поехала в сельский кейс, выбрав для этого Приозерский район. Даниил Александрович, будучи научным руководителем этого большого проекта, высказал инициативу взять с собой еще и студентов. Сначала это показалось участникам проекта лишней обузой. Времени мало, как строить работу — неясно… Но в итоге студентов взяли, пять человек. 

“Мы сняли там квартирку и устроили такой научно-исследовательский сквот. Многому учились впервые. Я уже имела опыт проведения интервью. Но полноценное участие в проекте — с разработкой дизайна исследования, в ситуации, когда нет договоренностей, и надо искать контакты, брать интервью прямо на улице — это было впервые. Настоящая школа выживания. Нынешние экспедиции — лайт версия, потому что темы попроще, в том плане, что ты не сталкиваешься с жесткой частью реальности. А мы искали бедность, и находили не только бедность, очень много неблагополучия. Мы провели там месяц или больше, и стало понятно, что это крутой опыт не только для студентов, но и для нас самих, и участие студентов — это не нагрузка, они обогащают нашу точку зрения. Полезно для обеих сторон участников этого исследования.”

Светлана Савельева рассказывает, что студентам все это понравилось настолько, что они не хотели оставлять работу по окончанию. После экспедиции ребята продолжали полулегально собираться в Вышке. Выпрашивали ключ от методического кабинета, чтобы собраться на семинар и обсудить социологические тексты. Как-то зимой студенты наследили в кабинете, и нельзя было оставить грязный пол после семинара. Ребята мыли полы своими руками. У всех них была высокая мотивация.

Официальное рождение СЛОНа

В Питерской Вышке тогда не было ни одной научно-исследовательской лаборатории, так что СЛОН стал первой такой организацией, и, можно сказать, стоял у истоков увлечения студентов в настоящие проекты.

Работа продолжалась на прежнем внутреннем запале еще год. Студенты так же собирались, читали и обсуждали тексты на английском языке. Летом 2007 года сформировавшаяся команда социологов из Вышки и Европейского Университета отправились в новую экспедицию, потому что исследование еще продолжалось. Взяли больше студентов. Становилось все более очевидно, что такие выезды надо развивать в Вышке в виде практики, причем именно выезды за пределы города, потому что именно полное погружение дает многое. 

“Это очень позитивный и важный опыт для студентов любой специальности — выехать куда-то в глушь, желательно подальше, не в географическом смысле, а в смысле разницы социальной. Увидеть, как устроена жизнь в этом другом месте, потому что это в любом случае раздвигает твои собственные горизонты, и ты понимаешь, что на самом деле вариантов развития или выборов может быть больше, чем один. Ты привык думать так, а можно думать иначе.” 

Осенью этого же года (2007 года) в Питер приехал Кузьминов, ректор вышки, и его заместитель — Мария Марковна Юдкевич. Ярослав Иванович уже был наслышан от Даниила Александровича о том, какая в Санкт-Петербурге складывается работа у юных исследователей, но пока что она была неформальной. Тогда Даниил Александрович договорился с ним о чаепитии у себя же дома, предложил позвать студентов.

“В какой-то момент мы все оказались у Даниила Александровича за большим столом под абажуром, Ярослав Иванович пил чай, расспрашивал студентов и всех-всех-всех, чем мы живем, чем вообще тут занимаемся. Студенты, волнуясь, что-то рассказывали с горящими глазами, как они ходят в поле, с кем они разговаривают. Местами со своим пониманием, по-детски, местами уже очень продумано. Завершением этого разговора стала короткая речь Ярослава Игоревича: “Ну, что я думаю, нам нужно создавать научно-учебную лабораторию в Петербурге”. Все были удивлены. Мы думали, что поделимся, чего у нас тут творится, но, видимо, уже были какие-то планы на развитие научно-учебной части в ВУЗе.”

Ребята воодушевили самых главных, и в 2007 году в ноябре была открыта научно-учебная Лаборатория социология образования и науки, первая в Питерской вышке. Появилась доступная возможность для студентов вовлекаться в разные исследования, в разные типы научной деятельности, с разными форматами. Светлана Савельева, обучаясь и сотрудничая с Европейским Университетом, в 2006 году пришла в проект как член экспедиционной команды — взяв на себя работу со студентами. А уже в 2007 году Даниил Александрович предложил занять должность заместителя заведующего лабораторией, и Светлана осталась в Вышке. 

СЛОН продолжает активно поддерживать экспедиции на протяжении многих лет. Последние два года, 2018-2019, студенты и работники лаборатории отправляются в Калужскую область, исследуя школьный климат, разговаривая с учениками и учителями разных учебных заведений. Но сейчас экспедиции выглядят иначе — это уже не месяц, не целое лето, а порядка двух недель. Условия тоже изменились —исследователи едут организованно, заручившись поддержкой министра образования Калужской области. Едут с заранее установленными договоренностями, с отчетами для директоров школ, проработанными и зазубренными интервью-гайдами. Процесс выходит на более продвинутый уровень, и польза от таких поездок не уменьшается. О том, как прошла экспедиция этого года, можно почитать здесь https://slon.hse.ru/news/278631108.html

Проекты: тогда и сейчас.
На вопрос, какие основные темы разрабатывает лаборатория, Светлана Савельева отвечает, что спектр интересов очень широкий, и занимались здесь многим. Из темы бедности СЛОН вырос случайно — потому что первая экспедиция относилась к этой теме. Но сейчас многое сосредоточено на образовании. Образовании и неравенстве. Прежде появлялись исследования в сфере социологии науки, но постепенно они отошли на второй план. 

“Одно время мы развивали тему про сообщество и включенность в сообщество, как функционируют сообщества сельские и городские, на каких принципах, что является на селе основным, кто эти сообщества развивает реально.” 

Тема, в области которой развивается Светлана Савельева — это дифференциация школ, этой же теме посвящена диссертация. Исследователи Лаборатории образования и науки заходят туда с множеством разных вопросов. Эта сфера разрабатывалась в полях, ученые расспрашивали про детей, не только про исключенных или неблагополучных — вообще про всех детей. Был такой подраздел: как школа нивелирует или воспроизводит неравенство, сложившееся в обществе. В лаборатории создали методику по анализу школьного климата. 

“Это наша оригинальная разработка, — рассказывает Светлана. — Школу важно оценивать не только по образовательным достижениям в области ЕГЭ и оценок. Школа — это климат, атмосфера, уровень доверия между учениками и учителями. И мы создали такую методику, которая измеряет много чего в области школьного социально-психологического климата. Мы также занимаемся анализом рискового поведения подростков.” 

Среди тем, в рамках которой школа активно изучается сейчас — это дети мигрантов. Как они адаптируются к культуре принимающей страны, как их здесь встречают, с какими проблемами дети мигрантов сталкиваются. Особый раздел — знание русского языка, поскольку умение выражаться на русском многое предопределяет в процессе обучения. Здесь же изучается и взаимодействие со сверстниками, одноклассниками, дружба и социальные связи. Дети мигрантов находятся в зоне риска, и потому попадают в поле зрения. 

“Мы долгое время этим занимались, и сейчас нам показалось важным собрать старые материалы в кучу. Поняли, что реальность очень быстро меняется, и что-то из наших находок до сих пор актуально, а где-то, возможно, дела уже не так обстоят. Мы решили вернуться в поле, сделать книжку по этой теме. Она актуальна, но до сих пор по этой теме мало информации.”

Светлана Сергеевна ведет проект “Выбор школы”. Как родители выбирают школы, почему, как на самом деле школы отличаются, в представлении родителей, к чему приводят разные родительские убеждения по отношению к школам, как это связано с дальнейшим социальным воспроизводством. В том числе, с воспроизводством неравенства. Еще одно большое направление, появившееся пять лет назад, и активно развивающееся сейчас — это цифровые следы и big data, под главой Ильи Мусабирова. Об этом читайте в следующих материалах.

Постигать миры человеческие

На вопрос, что Светлане Савельевой особенно нравится в работе в лаборатории, она отвечает:  “Мне нравится то, что моя работа связана с людьми. Мне, конечно, нравится и в данных ковыряться, их анализировать, но важна также и человеческая составляющая. Меня привлекает, что у меня есть возможность в рамках исследования постигать миры человеческие. Как в представлениях других людей устроена жизнь. А особенно интересно проходить этот путь вместе со студентами, потому что они приходят такие со своими убеждениями, а потом сталкиваются с реальностью. И у них шок. Мне нравится наблюдать, как у них на моих глазах происходит такое расширение горизонта.” 

Светлана рассказывает, что лаборатория каждый год сильно меняется. Кто-то уходит, кто-то остается. 

“Это бывает сложно принять, потому что ты считаешь что нужно так, а происходит иначе. С другой стороны, это важная штука, чтобы не стоять на месте. Огромный потенциал для личностного развития и развития организации, лаборатории. Мне нравится то, что у нас действительно куча разных интересов, нет какой-то узконаправленной истории, в которую мы много-много лет работаем. Мы широко идем, это очень важно.” 

Одна из прямых функций лаборатории — это вовлечение студентов в исследование, и Светлана Сергеевна совершенно точно уверена, что как бы не менялись области интересов и форматы, эта функция останется основной. Важна передача навыков и знаний от младших к старшим, в рамках экспедиции, в рамках исследований, обсуждений и семинаров. А благодаря широте интересов СЛОНа, здесь легче найти себя, попробовать разное и определиться с направлением развития. 


Материал подготовлен Аделиной Ахмедовой