Визит Алексы Мейер-Хамме, исследователя из Бременской Международной Высшей Школы Социологических Исследований (BIGSSS)
23 и 25 мая 2012 в СЛОНе прошли семинары с участием Алексы Мейер-Хамме, исследователя из Бременской Международной Высшей Школы Социологических Исследований (BIGSSS) в рамках проекта "Мультишкола".
В ходе семинара 23 мая Алекса Мейер-Хамме представила свой доклад о детях мигрантов в немецких школах и о влиянии школ полного дня на их интеграцию в общество. В первой части презентации Алекса рассказала о миграционной ситуации в Германии в целом. Число людей, родившихся в Германии, чьи родители имеют миграционный статус, составляет 19,6%; граждане, приехавшие из других стран составляют 8,9% населения Германии.
Алекса также рассказала о феномене рабочей миграции, когда в 1960-х из Турции, а также из южной и юго-восточной Европы (в первую очередь, из Италии и Югославии) стали приезжать люди с низким уровнем образования, которых приглашали для выполнения физических работ, однако никаких усилий по их интеграции не предпринималось. Правительство планировало, что они покинут Германию по окончании контракта, однако этого не произошло. На данный момент в Германии живет второе и третье поколение мигрантов – потомки пришлашенных рабочих 60-х годов.
Во второй части презентации шла речь об образовании и миграции в Германии. Дети мигрантов в Германии часто относятся к категории учеников из семей с низким доходом, у их семей недостаточно возможностей для дополнительного обучения, что ведет к увеличению образовательного и культурного разрыва между местными школьниками и мигрантами. Мигранты в сравнении с их местными ровесниками реже посещают детский сад и дошкольные занятия, они в среднем позже идут в школу, оказываются в менее престижных школах, среди мигрантов доля отчисленных выше. Дети-мигранты также реже принимают участие в различных культурных программах и мероприятиях. Основные причины депривации – институциональные особенности системы немецкого образования, которая отличается высокой селективностью. Это стало одной из ключевых причин реформирования системы школьного образования в Германии и появления школ полного дня.
Система школьного образования в Германии в последние годы сильно реформируется. Традиционно занятия в школе заканчивались в первой половине дня, в послеобеденное время предполагалось, что семья занимается ребёнком (контроль и проч.). В 2003 году изменилась политическая парадигма и была поддержана идея о школах полного дня. Для этих целей было выделено 4 миллиарда евро. Таким образом, помимо традиционных Gymnasium (Гимназия), Realschule (Реальное училище) и Hauptschule (Специальная школа) стали функционировать школы продлённого дня: Gesamtschule и Oberschule.
В финальной части презентации Алекса рассказала об исследовании миграции в школах полного дня в Бремене. Так, было выбрано и рассмотрено 30 школ продлённого дня в Бремене, впоследствии для более подробного изучения было отобрано 4 школы, которые были «средними» по многим показателям (например, социальный состав учеников). В исследовании использовались качественные методы. Алекса опрашивала учеников (как мигрантов, так и «местных»), а также брала экспертные интервью. В каждой из четырех школ было опрошено 2-3 учителя и около 10 учеников, кроме того, Алекса включила в свою работу изучение уставов школ, чтобы проанализировать, насколько декларируемые цели выполняются на практике, и в какой форме. Судя по интервью, собранным Алексой в школах Бремена, мальчики ценят дополнительные занятия больше девочек. Для многих детей самым важным и любимым временем в школе становится открытое начало.
Сотрудники Лаборатории представили доклады о коллективных проектах, посвященных миграции и образованию. Ксения Тенишева рассказала о изучении образовательного выбора девятиклассников в школах Санкт-Петербурга и области, Маша Петрова сделала доклад о трекинге и селекции в системе школьного образования. Егине Сукиасян и Алексей Горгадзе рассказали о коллективных студенческих проектах, в которых они принимали участие, а именно об изучении этнических групп студентов в социальной сети «Vkontakte”, а также о полевом исследовании этнического бизнеса - заведений общественного питания в нескольких районах Петербурга.
Семинар 25 мая был посвящен обсуждению внешкольных занятий – основной теме, которой Алекса Мейер-Хамме занимается в рамках диссертационного исследования. В своем докладе Алекса подробнее рассказала о школах полного дня в Германии, основной задачей которых является включение внеклассных занятий в обязательный процесс обучения. Около 30% всех немецких школ уже перешли на новую систему благодаря усилиям правительства, потратившего на проект уже более 4млрд евро. Новая немецкая школа подразумевает несколько принципиальных отличий от традиционной системы обучения, очень близкой к современной российской. Во-первых, школьники могут приходить за час до начала учебы, они получают бесплатный завтрак, с ними занимаются социальные педагоги, они также могут заниматься спортом. Занятия длятся с 8 утра до 5 вечера, однако обычные уроки (языки, математика, естественные науки) перемежаются с внеклассными занятиями, поэтому школьники не устают. Школы предлагают большой выбор кружков: от музыки и рисования до спорта и танцев. Обязательным предметом является урок социального поведения, два раза в неделю школьники с 1 по 6 класс обучаются практическим навыкам поведения в обществе, аргументации своей позиции, и т.д.
Дарья Ходоренко, Вера Титкова и Ксения Тенишева рассказали о изучении внешкольных занятий в России. Они представили предварительные результаты проекта, проведенного Лабораторией в начале 2012 года. В исследование попали как крупные города в разных регионах России (Санкт-Петербург, Томск), так и поселки, а также села. Система внешкольного образования была преимущественно создана еще в советское время, и вовлеченность детей в занятия в большой мере зависит от предложений на рынке образовательных услуг (в сельской местности таких предложений меньше всего). Поскольку в исследовании Лаборатории под внешкольными занятиями понимались и неорганизованные (например, игра в футбол во дворе), то более 95% опрошенных детей занимается или занималось раньше какими-либо из них.
Подготовила Мария Петрова