• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Подводя итоги летних экспедиций

18-19 ноября в НИУ ВШЭ, Москва прошла конференция «Социальные исследования местных сообществ».

18-19 ноября в Высшей школе экономики (г. Москва) прошла конференция  "Социальные исследования местных сообществ" по итогам летних полевых исследований, проведенных Лабораторией социологии образования и науки (г.Санкт-Петербург) и факультетом социологии (г.Москва).

Целью конференции было представить результаты исследований местных сообществ, организованных в рамках летних полевых практик, а также поделиться впечатлениями и интересными наблюдениями, полученными за время практики. Московские социологи рассказали о своем полевом лете в одном из городов Владимирской области (назовем его город N), а питерская – о практике в одном из районов Московской области (назовем его район M), а также опыте предыдущих лет – исследованиях в Ленинградской области.

Темой конференции стали «Социальные исследования местных сообществ», однако в своем вступительном слове Даниил Александров сказал, что «мы изучаем не деревню, а в деревне», - эта цитата Кл.Гирца стала лейтмотивом выступления Даниила Александрова. Он отметил, что общая задача изучения местных сообществ решалась двумя исследовательскими командами разными способами, которые позволяли взглянуть на жизнь поселений по-разному, с помощью разной оптики.

Основным принципом конференции стали презентация и обсуждение практических результатов. Как отметил Д.Александров, сначала необходимо обсудить результаты на уровне «низкого теоретического форматирования», поэтому доклады не были нагружены теориями. Выступления участников увлекали слушателей именно своими любопытными полевыми наблюдениями, яркими примерами, интересными историями.

Конференция длилась два дня с утра до вечера, за это время было представлено 20 докладов, возможность выступить получили более 20 молодых исследователей. На конференции можно выделить несколько тематических блоков: образование, здравоохранение, социальная работа, миграция, приходская жизнь, городское пространство и лидеры местных сообществ.

Тема образования в местном сообществе была проиллюстрирована на примерах одного из районов Ленинградской области (ЛО) и района М Московской области. Оказалось, что эти далекие друг от друга территории имеют много общего в своем образовательном ландшафте, однако есть и принципиальные отличия: в районе ЛО связь с близлежащим мегаполисом, т.е. Санкт-Петербургом, сильнее, чем у райцентра М с Москвой. Это значит, что выпускники школ района ЛО выбирают учебные заведения в Санкт-Петербурге, причем их выбор зависит от движения междугороднего транспорта. Проще говоря, выбор учебного заведения зависит от того, на какую станцию метро междугородний автобус привезет абитуриента. Это наблюдение было замечательно проиллюстрировано с помощью карты города: в основном популярные учебные заведения расположены по пути следования электричек и ближайших станций метро.

В М ситуация отличается: здесь слабая связь с мегаполисом, т.к. М сам является центром притяжения. Особенность локальной образовательной системы М состоит в том, что это полноценный город, который привлекателен сам по себе, поэтому школьники чаще продолжают учебу, не меняя места проживания, не уезжая в Москву.

Также обсуждались темы социальной селекции и трекинга. Докладчики рассказали как принимают детей в школу, и в какие классы их направляют в процессе учебы. Нередко складывается так, что в «А»-классах учатся дети с высокими образовательными достижениями из семей с высоким социально-экономическим капиталом. Были раскрыты механизмы, за счет которых складывается такая дифференциация не только на уровне старшей школы (благодаря профилю или специализации), но и на более ранних этапах обучения.

Социальная работа и местное сообщество – еще одна тема выступления. Сеть социальной помощи района М достаточно разветвленная, со своими особенностями в сельской местности и городе. Предметом особого обсуждения стала сеть, иллюстрирующая отношения между учреждениями района М, осуществляющими социальную работу. Это были как социозащитные учреждения (социальные приюты, интернаты и пр.), так и учреждения, которые не специализируются в оказании социальной помощи (социальные службы, церковь, школа, библиотека и пр.). Помощь чаще всего исходит от православных и протестантских церквей, а наиболее крупными реципиентами оказались социальные приюты.

Наличие ресурсов определяет позицию лидера в местном сообществе и его место в сети взаимодействий с различными организациями и институтами. Вопросы о том, с помощью какой методики можно выявить этих лидеров, как использовать социальный капитал и каково его влияние стали предметом отдельного обсуждения.

«Мигрируют не люди, мигрируют сети» - такой эпиграф сопровождал доклад о миграции и мигрантах. В районе М наблюдается несколько типов сетевой миграции: первый – когда человек приезжает на заработки, а со временем к нему переезжает его семья, второй – когда человек приезжает к друзьям и\или дальним родственникам. В противном случае человек обзаводится сетью знакомств на месте. Часто наблюдается так называемая двойная миграция, т.к. многие мигранты сначала какое-то время жили и работали в Москве, а позже переехали в М. «Я разговаривала с мигрантом, а он плохо разговаривал по-русски», - отметила докладчик, однако языковая проблема не мешает мигрантам заниматься бизнесом. Этническое предпринимательство – еще один распространенный вид деятельности мигрантов района М, т.к. существуют некоторые сферы, в которых предпочитают нанимать иноэтничных работников. В такой ситуации этнические границы между самими мигрантами могут стираться, и «как все мигранты» азербайджанцы и узбеки становятся земляками.

Общей сферой исследовательских интересов как для петербургских, так и для московских социологов оказалась приходская жизнь в местном сообществе. Почему люди ходят в церковь? Какова роль прихода в местном сообществе? Как отмечает научный сотрудник ЛЭСИ Иван Павлюткин, религиозная жизнь сообщества – довольно сложное поле, вход в которое значительно упрощается благодаря наличию связей и контактов.

Однако в районе М эта проблема не представляла никакой сложности, т.к. священники охотно шли на контакт и были открыты к общению. Доминирующая религия находит поддержку у администрации. Как отмечают местные жители, «священник на всех мероприятиях – традиция М». Церковь тесно интегрирована в местное сообщество, особенно активны направления просвещения и социальной помощи. Нередко эта взаимосвязь приводит к структурным изменениям в организациях: в результате тесного сотрудничества церкви и школы появляются православные и кадетские классы, при воинских частях есть часовни, организуются военно-патриотические лагеря для трудных подростков и т.д. Протестантские церкви наиболее активны в работе с такими сложными категориями людей, как алко- и наркозависимые, бездомные.

 

Еще одна общая тема наших лабораторий – библиотеки. Их роль сложно переоценить, ведь они представляют собой базу данных практически обо всех жителях, включая год рождения, место работы и даже национальность. Собирается эта информация с помощью формализованной процедуры записи, которая обеспечивает порядок в библиотечном деле и остается неизменной несмотря на то, что жители городка знают друг друга. В библиотеках города N карточки родственников вложены друг в друга. «Библиотека была, есть и будет», - говорит местный библиотекарь, запасов формуляров с советских времен хватит на много поколений вперед.

Библиотеки района М привлекают читателей разными способами, в том числе сами идут к читателям. В этом случае сельские библиотеки выполняют не только свои основные функции, но и второстепенные, которые тем не менее требуют гораздо больше времени. Среди них можно отметить посещение одиноких и пожилых людей, работу с детьми из неблагополучных семей и пр. Библиотека - сосредоточение социального капитала поселения, она также обладает необходимыми ресурсами, а именно помещением и «свободным временем».

Серия «городских» докладов о городе N – это результат полевых исследований московских участников конференции. Среди них – работа о городе N как историческом городе, а также о людях, которые работают с прошлым: историках, краеведах, экскурсоводах, туристических агентах. Все эти люди отмечают, что для того, чтобы заниматься прошлым, нужно работать иметь отношение к неким историческим местам, местам памяти, например, работать в музее. Также в городе наблюдается «историческая преемственность»: в старинных усадьбах размещаются отдел культуры, архив и другие организации, работающие с прошлым. Еще одно выступление – о том, что такое городская экскурсия и как найти экскурсовода – оказалось интересным не только в научном, но и в практическом отношении.

Идеи психолога-архитектора Кевина Линча вдохновили на социологическое исследование того, каким жители видят свой город. Что такое образ города? Как люди видят городское пространство и как о нем говорят? С помощью интересного задания к жителям города N нарисовать план города выяснилось, что чаще всего запечатлеваются границы, дороги, пути, реки, а также ориентиры, указывающие, как куда-то пройти. Различия в рисунках и рассказе о городе у жителей обусловлены, видимо, тем, что образ города по-разному усваивается и воспроизводится. Это довольно интересное и перспективное исследование вызвало обсуждения среди участников и во время перерыва.

Облик праздничного города предстал в следующей работе московских коллег. На примере дня города N социологи рассказали, кто и как делает праздник. «Кто будет писать сценарий?» - с этого вопроса за несколько месяцев до торжества начинают готовить день города. Однако, как выясняется позже, сценарий меняется даже по ходу праздника: его изменяют звукорежиссеры, поправляют ведущие, он меняется в результате неожиданных перестановок и других форс-мажорных обстоятельств. Получается, что не только сценарий создает праздник, но и сам праздник меняет сценарий. Именно тот текст, который получается в результате, и становится финальным вариантом, который складывают в папку и хранят до следующего года. Выходит, кому – праздник, а кому – работа. Рутинность vs праздничность – еще один предмет для обсуждения, который пока оставляет больше вопросов, чем ответов.

Городской рынок города N, а также модели взаимодействия продавца и покупателя, способы установления клиентских отношений стали темой для социологического исследования. С одной стороны, казалось, что в этом рынке нет ничего примечательного, многие его характеристики определяются через «не», но с другой стороны, это и есть его особенность: на этом рынке нет мигрантов, т.е. работают местные, на этом рынке нет своего «рэкета», т.е. денежный оборот небольшой, на этом рынке нет выгодных и невыгодных мест, т.е. продавцы находятся в равных условиях, этот рынок не работает в выходные дни, хотя популярен и среди дачников.

Особенно любопытным был доклад о системе выдачи кредитов в малом городе. Клиент и банковский служащий чаще всего знакомы друг с другом, этот факт используется обеими сторонами. Клиент обычно идет в банк, где работает его знакомый, для того, чтобы получить не просто профессиональную консультацию, но и совет. Банковские служащие проверяют клиента не только по критериям кредитоспособности, но и собирают о нем информацию по неформальным каналам, включая личные связи, знакомства. Эти процедуры снижают процент невозврата кредита, но использование такого метода возможно только в малом городе.

Проблема недоверия к институту здравоохранения в малом городе на примере города N стала еще одним предметом обсуждения. Автор пришла к выводу о том, что причины недоверия, которые называют врачи и пациенты, - разные. Врачи склонны говорить о несовершенстве системы здравоохранения и организации оказания медицинских услуг, в то время как пациенты объясняют свое недоверие низкой квалификацией врачей. В N в условиях прозрачности отношений между людьми недоверие к институту здравоохранения преодолевается через услуги врачу, «медицинский туризм» - посещение поликлиник других городов, а также в обход формального института через обращение за медицинской помощью по-соседски или через обращение к альтернативной медицине. Интересный пример – феномен «наложения сетей» в малом городе, когда педиатр моего ребенка – не только педиатр моего ребенка, однако если речь идет о большом городе, то педиатр моего ребенка часто лишь педиатр.

За круглым столом студенты и преподаватели подытожили результаты конференции, а также поделились опытом организации летних полевых исследований. С одной стороны, антропологические исследования могут длиться несколько месяцев и даже лет, с другой стороны в опытных руках изучение одного поселка может занять всего лишь пару дней. Несомненным остается только один факт: их проведение важно не только как учебная, но и как научная работа. Вопрос «Учиться или исследовать?» не так важен, ведь эти два процесса неизбежно сопровождают друг друга. «Давайте стучаться», - сказал Даниил Александров о необходимости развития системы студенческих практик и экспедиций, причем не только в летнее время, ведь полевая работа не должна быть сезонной.

По итогам конференции планируется издать сборник тезисов студенческих работ, подготовка которых уже началась. Но тезисы и публикации – не главный итог конференции, самый ценный опыт – это знакомство с интересными людьми, живое общение и обсуждение планов о совместных исследовательских проектах.

Подготовила Ксения Медведева