• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

В Утрехте о миграции, интеграции и межэтнических отношениях

В августе этого года сотрудники СЛОНа Ира Хван и Вера Титкова посетили летнюю школу Университета Утрехта (Нидерланды). Школа называлась «Миграция, интеграция и межэтнические отношения».

В августе этого года сотрудники СЛОНа Ира Хван и Вера Титкова посетили летнюю школу Университета Утрехта (Нидерланды).  Школа называлась  «Миграция, интеграция и межэтнические отношения». Задачей курса было изучение основных исследовательских вопросов международной миграции, интеграции и этнических отношений в теории и на практике. Ира и Вера поделились своими впечатлениями.

Школа состояла из четырех тематических блоков, каждый из которых вел известный европейский специалист. Первый блок, посвященный основным факторам миграции, вел доктор Эдвин Поппе (Edwin Poppe), он также руководил секцией «Этноцентризм или групповая угроза». Второй блок под названием «Национальная идентичность, институциональный контекст и межэтнические отношения» проводил  профессор Марсель Коэндерс (Marcel Coenders). В третьем блоке речь шла о праворадикальных течениях как о общем контексте, так и на индивидуальном уровне, его председателем был Марсель Любберс (Doctor Marcel Lubbers). Темой четвертого блока были межэтнические отношения и этническая дискриминация на рынке труда, его вел профессор Франк ван Тюберген (Frank van Tubergen).  

Помимо лекций мы ежедневно участвовали в дискуссиях и готовили презентации по прочитанным статьям о проблемах миграции и межэтнических отношений в разных странах. В течение двух недель мы работали в команде из 16  человек, которые прехали со всей Европы: из Испании, Бельгии, Великобритании, Германии, Эстонии. Разброс исследовательских интересов слушателей нас поразил, но все они так или иначе были связаны с темой миграции.

Чтобы познакомиться поближе, мы предложили участникам курса устроить «этнический» ужин - каждый должен был принести на ужин в общежитии какое-нибудь национальное блюдо. На столе оказались каталонский картофельно-луковый омлет, кимчи, том ям, паэлья, тапас – абсолютное разнообразие. Каждый рассказал о блюде, а заодно и о том, почему он решил поехать именно на эту школу. Любопытно, что за выбором часто скрывалась семейная история миграции.  

Тема летней школы проявлялась даже в нашем отдыхе. Мы активно изучали Голландию и ее жителей. В самом Утрехте мы много гуляли по районам, где живут мигранты из Турции. Там располагаются бесконечные лавки со сладостями и фруктами,  в местных супермаркетах продается исключительно турецкая продукция. Несмотря на то, что приезжие из Турции живут достаточно обособленно, по словам преподавателей школы, в Голландии наблюдается сравнительно низкая этническая напряженность, что не могут объяснить современные социологические концепции.

Мы успели познакомиться не только с Утрехтом, но и съездить в Амстердам, Роттердам, Лейден, Гаагу и Амерсфорт. Поездка в Амстердам стала отдельным приключением. Решив, что побывать в Голландии и не покататься на велосипедах совершенно неприемлемо, мы решили отправиться своим ходом из Утрехта в Амстердам. Один из наших новых друзей убедил всех, что поездка займет не более 2-х часов. Эти первые 2 часа мы получали огромное удовольствие от загородного путешествия: пейзажи, замки, коровы, луга, удивительные запахи и яркие краски. Однако  дорога оказалась гораздо длиннее, чем мы думали. Только спустя 7 часов мы достигли Амстердама! Обратно уже возвращались на поезде, однако ни чуть не жалели о случившемся маленьком приключении. В целом, это была незабываемая поездка, превосходный учебный опыт и прекрасные впечатления от очаровательной Голландии!

В Утрехте о миграции, интеграции и межэтнических отношениях В Утрехте о миграции, интеграции и межэтнических отношениях В Утрехте о миграции, интеграции и межэтнических отношениях

Подготовили Вера Титкова и Ира Хван