• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Семинар СЛОНа и аспиранток BIGSSS

17-19 октября в Социологической Лаборатории Образования и Науки состоялись вторая и третья встреча с аспирантками Бременской Международной Высшей Школой Социальных Наук.

17 октября в Социологической Лаборатории Образования и Науки состоялась вторая встреча с аспирантками Бременской Международной Высшей Школой Социальных Наук. В рамках данного мероприятия сотрудники лаборатории представляли результаты своих исследований.
Иванюшина Валерия Александровна рассказала о результатах исследования «Сетевой анализ межэтнических связей». Ранее говорилось о том, что целью данной работы было установить, как этничность влияет на формирование дружеских связей у школьников 8, 9, 10 классов Санкт-Петербурга. Валерия Александровна рассказала, что о полученных результатах: для русских детей не важна этничность при установлении дружеских связей. Они с одинаковой вероятностью выбирают друзей как из своей, так и другой этничности. Валерия Александровна делает вывод, что дети-мигранты не подвергаются дискриминации со стороны русских школьников.  

Титкова Вера Викторовна представила свой проект «Социометрическая популярность детей в петербуржских школах». Анализ связей проводился на основе данных, собранных по 309и классам в различных школах Санкт-Петербурга. В исследовании была выдвинута гипотеза о том, что популярность в классах будет зависеть от уровня анти-школьной культуры. Вера выделяет два типа классов: 1) с высокой мотивацией и низкой анти-школьной культурой; 2)с низкой мотивацией и высокой анти-школьной культурой. В качестве метода исследования использовался иерархический многоуровневый анализ. Наиболее интересными оказались результаты о межуровневом интерактивном эффекте: если средний балл мальчика из класса с низкой мотивацией больше, чем средний балл класса, он будет менее популярен. Важно отметить и следующее: анти-школьная культура повышает популярность только в низко мотивированных классах с преобладающим большинством мальчиков, в других классах эффект обратный. Кроме того, был сделан вывод, что анти-школьная культура всегда понижает популярность, особенно ярко этот эффект выражается в ситуации, когда девочки преобладают в составе классов с низкой мотивацией.

Мария Петрова представила ещё одну интересную тему лаборатории: «Трекинг и селекция». Где под трекингом понимается распределение детей по классам внутри школы и под селекцией – распределение детей между школами. У лаборатории большая база данных по этому направлению: интервью с учениками и их родителями, учителями и школьной администрации по нескольким районам Московской области и Приозерскому району Ленинградской области; это также полевые дневники с летних практик. Мария привела несколько примеров для иллюстрации механизмов трекинга и селекции. Оба феномена оказывают влияние на формирование образовательных траекторий и притязаний ученика.

19 октября Ксения Тенишева продолжила рассказ о лаборатории.  Она рассказала о своём проекте «Образовательные притязания девятиклассников: влияние значимых других». Ксения проводила исследование в рамках проекта «Образовательный выбор, селекция и стратификация в локальной образовательной системе». В качестве гипотез были выдвинуты следующие предположения: 1) представления учащегося о том, какое образование хотят получить его друзья и какого образования хотят для него его родителя, одинаково влияют на образовательный выбор учащегося; 2)  эти представления о друзьях и родителях зависят от одних и тех же факторов. В опросе участвовало 500 семей, в качестве факторов влияния было выделено несколько категорий: капиталы семьи, влияние значимых других (друзей и родителей),  образовательные горизонты и планы, профессиональные планы. Для анализа данных был использован метод моделирования структурными уравнениями. В результате исследования Ксения сделала вывод: представления учащегося о желаемом образовании его друзей и представления о том, какого образования желают ему родители, по разному влияют на образовательный выбор учащегося. Во-первых, представления об образовательных притязаниях друзей никак не влияют на образовательный выбор учащегося. Во-вторых, представление учащегося о родительских планах имеет прямое и положительное влияние на образовательные и профессиональные планы учащегося. В-третьих, представление учащегося об образовательных планах родителей отличаются от реальных образовательных планов родителей. Данные результаты Ксения объясняет тем, что выбор друзей в сельских и городских районах различен. В сельской местности возможности именно выбирать друзей крайне ограничены, сложно найти себе единомышленников; в городских же условиях в одной параллели учится много детей, что позволяет выбирать себе в друзья тех, кто на тебя похож по какому-либо признаку (принцип гомофилии).
                                                                                                        Подготовили  Оксана Заплетина и Мария Петрова