Исследовательский семинар
23 октября в корпусе Вышки на набережной Канала Грибоедова прошел исследовательский семинар в рамках проекта «Зеркальные лаборатории». На семинаре мы вместе с коллегами и студентами из Новосибирского государственного педагогического университета (НГПУ) обсудили результаты полевых исследований и методики, применяемые для изучения школьной среды.
На семинаре мы обсудили методологии исследования школьного климата. А именно рассмотрели два инструмента из психологии: матрицу Бейлза и анализ "транзакций". Оба метода основываются на наблюдении за поведением школьников в классе и позволяют фиксировать различные виды взаимодействия, такие как переглядывания, игнорирование и взаимодействие с учителем.
В ходе обсуждения мы детально остановились на трудностях и ограничениях, с которыми сталкивались при применении этих методов. Несмотря на различия между психологическими подходами и традиционными опросными методами, все они нацелены на изучение сходных концепций, таких как школьный климат. Совместное обсуждение помогло нам сформулировать ряд предложений по улучшению данных методик.
Исследователи из НГПУ, Кошенова Мария Ивановна и Андронникова Ольга Олеговна, поделились личным опытом работы с методами и рассказали о своих наблюдениях в школах. В результате дискуссии мы пришли к выводу о том, что школьный климат в Новосибирске и Санкт-Петербурге имеет свои особенности, и сравнительный анализ крайне важен для глубокого понимания этой темы в России.
Семинар стал логической точкой завершения проекта «Зеркальные лаборатории», предоставив нам возможность отрефлексировать совместный полевой опыт и подчеркнуть, как междисциплинарный подход может обогатить методики сбора данных.