Летняя школа при Лаборатории сравнительных социальных исследований: как это было?
В конце августа в Москве прошла летняя школа, организованная Лабораторией сравнительных социальных исследований (ЛССИ). Школа была посвящена методам статистического причинно-следственного вывода, и Полине Ермолаевой, стажерке-исследовательнице СЛОНа, удалось принять в ней участие.
Как провести летние каникулы с пользой и узнать что-то новое? Про свое путешествие в Москву нам рассказала выпускница ОП “Социология и социальная информатика” и стажерка-исследовательница СЛОНа Полина Ермолаева, которой удалось побывать на летней школе от ЛССИ.
- Расскажи немного про летнюю школу – чему она была посвящена, кто ее организовывал?
Школа была посвящена методам статистического причинно-следственного вывода. Ее проводила Лаборатория сравнительных социальных исследователей (ЛССИ) с целью познакомить слушателей с ключевыми положениями теории статистического причинно-следственного вывода и дать представление об основных методах анализа в рамках этой теории. Занятия проводил Борис Олегович Соколов, сотрудник лаборатории Сравнительных социальных исследованих (ЛССИ), который оказался невероятным лектором, доступно и понятно преподающим материал.
- Почему ты решила принять участие в летней школе? Какие были ожидания от участия в школе?
С первого года обучения на социологии нас учили тому, что «association does not mean causation» и рассказывали, что каузальность можно установить лишь используя определенные методы. Все годы обучения на бакалавриате мне было интересно узнать, как же работать с такими методами. Когда я случайно наткнулась на публикацию о летней школе на сайте ЛССИ, я поняла, что это оно – я решила подать заявку и наконец приподнять завесу тайны. Кроме этого мне также очень хотелось посмотреть на московский кампус ВШЭ и пообщаться с московскими коллегами.
Я не строила ожиданий от летней школы. Знала, что, скорее всего, будет непросто, но полезно, что меня и привлекало. Так и оказалось.
- Как проходили ваши учебные дни и чем вы занимались на летней школе?
Занятия начинались в 11 утра и продолжались с перерывами до 18 вечера. В первый день мы познакомились с основными положениями и допущениями теории статистического причинно-следственного вывода, а со второго дня знакомились с различными типами экспериментальных дизайнов и методами их анализа (начиная с рандомизированных экспериментов и заканчивая разрывными дизайнами и разностью разностей). Информации было очень много и, конечно, с первого раза усвоить ее за неделю невозможно. В середине недели после занятий у нас также была возможность пообщаться с сотрудниками лаборатории, студентами и преподавателями в неформальной обстановке.
- Расскажи про проекты, над которыми тебе удалось поработать в период летней школы. Какие задания вам давали?
Мне школа напомнила интенсив по causal inference, поэтому времени на проекты в привычном нам понимании не было. Однако Борис Олегович всегда оставлял в конце презентации материалы, с которыми можно ознакомиться для лучшего понимания темы, и предлагал для выполнения небольшие задания, помогающие закрепить материал. После занятий мы с коллегами обычно собирались для разбора презентаций и заданий, что определенно помогало закрепить в голове материал и прояснить запутанные моменты.
- Что полезного тебе удалось узнать за период летней школы? Какие самые интересные инсайты или знания ты для себя забрала оттуда?
Самым главным, конечно же, является знакомство с новым непростым методом. Мне кажется, на самостоятельное знакомство с причинно-следственным выводом я решилась бы нескоро, потому что сложно понять, с чего начать. Работ по теме сейчас очень много и в них очень легко запутаться, глаза разбегаются от количества литературы как теоретической, так и практической. Борис Олегович систематизировал эти знания и предложил участникам школы основные учебники, статьи и материалы как для первичного, так и более углубленного ознакомления с темой, что значительно упрощает навигацию.
Кроме этого, знакомство с новой теорией или методом всегда немного меняют перспективу, через которую я смотрю на мир и исследования. Теперь я чаще думаю о том, как в то или иное исследование можно добавить каузальность, а при чтении статей с применением causal inference больше не пропускаю часть с анализом, потому что стала лучше понимать, о чем идет речь.
- Как ты планируешь применить знания, полученные в школе?
Меня в данный момент в большей мере интересует сетевой анализ данных, а в нем свои методы работы с панельными данными. Однако, в последнее время стали появляться статьи о применении причинно-следственного вывода к сетевым данным, так что возможно когда-нибудь я совмещу свои интересы. А пока я в свободное время продолжаю разбираться с материалами с летней школы, пересматриваю презентации и дополняю конспекты. Как я уже упоминала, школа была очень интенсивной и для того, чтобы систематизировать полученные знания, мне понадобится еще немало времени.
Ермолаева Аполлинария Александровна
стажер-исследователь