Социально-психологический климат школ Новосибирска: представление и обсуждение результатов опроса
Неделю с 29 октября по 5 ноября сотрудники Лаборатории вместе со студентами-социологами провели в Новосибирске. Это был важный этап работы по проекту Зеркальных лабораторий, в ходе которого мы не только собирали данные для исследования, но и делились со школами результатами работы. Рассказываем об итогах поездки и дальнейших планах.
Кратко напомним, что в этом году мы продолжаем работу в рамках проекта “Зеркальные лаборатории” совместно с лабораторией социально-психологических исследований Новосибирского государственного педагогического университета. В ходе совместного исследования мы исследуем факторы, влияющие на адаптацию и интеграцию детей мигрантов. Весной мы провели масштабный опрос учеников в школах с высоким процентом учеников для которых русский язык не родной.
Исследование – лонгитюдное. Это значит, что мы будем возвращаться в школы еще несколько раз и опрашивать учащихся, чтобы посмотреть на изменения в динамике. В нашу рабочую поездку в Новосибирск весной 2023 года мы опросили более 3800 учеников с 5 по 9 класс в 14 школах города с высоким процентом детей с неродным русским языком.
Уже в Санкт-Петербург мы занимались подготовкой и обработкой массива данных. Все бумажные анкеты были оцифрованы и сведены в одну большую базу данных. База была проверена на шутников и учеников, недобросовестно заполнявших анкеты. Теперь мы можем быть уверены, что наш анализ будет точным. Далее мы приступили к анализу, подготвке отчетов для школ и Департамента образования Мэрии Новосибирска.
Анкета, с которой мы приходили в новосибирские школы, включала в себя множество вопросов. Часть из них интересна преимущественно нам, исследователям. Другая – может быть полезна школам, поскольку в анкету вошли вопросы об агрессии и трвле, отношении учеников к школе и учителям, понимании школьных правил. Для каждой школы мы подготовили индивидуальный отчет. По вопросам, которые полезны школам, мы построили графики и сформулированы прикладные выводы. В отчетах мы постарались показать школам их сильные и слабые стороны, зоны роста и продемонстрировать, какую большую работу ведут учителя.
С 30 октября по 4 ноября мы каждый день посещали школы в Новосибирске и представляли индивилуальные отчеты. Совместно с директорами, завучами, психологами и социальными педагогами обсуждали результаты. Нам было важно понимать, насколько полученные результаты соотносятся с наблюдениями сотрудников школ и что еще мы могли бы добаваить в наши отчеты, чтобы сделать их понятнее и полезнее. Сведения школам мы представляли в разрезе школьных параллелей, а где-то – в случае буллинга – в разрезе конкретных классов. Такая аналитика делает результаты максимально прикладными, и обращает внимание на конкретные классы, которым требуется отдельное внимание.
Нам важно сделать результаты исследования максимально понятными и полезными. Поэтому в ходе обсуждения отчетов мы собирали обратную связь от представителей школы: какие графики воспринимаются тяжело, в каких выводах не хватает деталей или как еще можно расширить отчет, чтобы сделать его полезнее. После личного обсуждения с руководителями и учителями школ мы планируем доработать отчеты.
Помимо работы со школами, мы провели две рабочие встречи с коллегами из НГПУ. Эти встречи были нужны для обсуждения публикаций, отчета для департамента образования Мэрии города Новосибирска, а также годового отчета по проекту Зеркальных лабораторий. Мы спланировали проведение совместного онлайн семинара в декабре 2023 года, на котором Даниил Александрович Александров расскажет магистрам психологического факультета НГПУ о специфики разработки анкеты для изучения социально-психологического климата школ. Еще в наших планах работы совместный семинар с участием коллег из НГПУ в очном формате в Санкт-Петербурге. Коллеги расскажут о специфики работы психологов-педагогов в школах с высоким процентом детей с неродным русским языком.
Для вовлечения студентов НИУ ВШЭ в тему исследования, для формирования интереса к полевой работе и навыков анализа качественных данных сотрудники лаборатории получили поддержку программы “Открываем Росиию заново”. Благодаря этому 14 студентов смогли поучаствовать в нашем полевом исследовании. Студенты 2-4 ОП “Социология и социальная информатика” собрали огромный пул информации о социально-экономической специфики городских районов в которых находятся наши школы, детально изучили сегрегацию Новосибирска. Каждый день команды из 3-4 человек выезжали в районы Новосибирска, наблюдать городскую среду и вести полевые дневники. Во время поля участники экспедиции также брали интервью с местными жителями об истории, современной жизни и инфраструктуре районов. Полученные в ходе экспедиции данные помогут нам лучше понять социальный контекст, в котором живут и учатся школьники, жизненные пути которых мы изучаем в рамках исследования.
Мы благодарны нашим коллегам из НГПУ, школам, которые нам уже очень знакомы, департаменту образования Новосибирска за эффективную и интересную совместную работу. А работа учителей вызывает большое уважение и восхищение.