• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Интервью с Марией Малышевой

В этом материале мы хотим немного отвлечься от подготовки к экспедиции в Новосибирск и рассказать вам, как интересно сложилась карьера Марии Малышевой. Когда-то в далеком 2009 году героиня нашего сегодняшнего материала поступила в Вышку. С первого курса она вовлеклась в дела СЛОНа, побывала с нами в разных экспедициях, набралась опыта и…стала крутым коррекционным педагогом. После вышки Мария получила дополнительное образование и теперь с удовольствием создает инклюзивную среду для детей с особыми потребностями. Карьера была далеко не линейной, и наша выпускница пробовала себя в разных сферах прежде чем понять, что у нее получается лучше всего и будет радовать каждый день.

В интервью вы найдете воспоминания коллеги о ее студенческих временах и работе в нашей лаборатории, историю карьерного пути и полезные советы студентам. Мы очень рады, что держим связь с нашими выпускниками, и у нас тоже есть возможность радоваться их успехам.

 Мария, можете, пожалуйста, рассказать о себе и о вашей деятельности в Вышке?

Я училась в вышке на бакалавриате на соцфаке. После первого курса я была стажером-исследователем в лаборатории “Социология образования и науки”. Эти три года незабываемы. В лабораторию я попала после летней экспедиции в Ленинградской области, в Приозерском районе. Задача студентов заключалась в изучении теории социологического исследования и проведения его на практике. Мы выходили в поле, изучали местность, общались с местными ребятами, смотрели уже то, что было изучено нашими старшими коллегами. И вот так очень весело и интересно прошла наша полевая деятельность.

После этого мне захотелось продолжить работу в лаборатории и писать про темы, которые в ней изучаются. В частности, я писала про школьный трекинг. Мне всегда, конечно, было очень интересно [в лаборатории]. Мне нравились люди, которые там работают. Кроме того, лаборатория устраивала большое количество встреч, на которые приглашали профессоров, в том числе и иностранных, и те делились с нами опытом. Кроме того, лаборатория предоставляла большие объемы и теории, и практики, что мне очень помогло в учебе. Затем я также применяла полученные мной навыки и на работе.

— Задумывались ли вы об академической карьере, когда начали работать в лаборатории? 

Мне всегда была больше интересна практика. Но и академическая деятельность была интересна тоже. Увлекательно было анализировать данные, узнавать какие-то приёмы и техники, и то как можно это все потом использовать. Но я, если честно, не смотрела на себя как на ученого в дальнейшем. Хотя в моменте это было очень интересно, мне хотелось больше уйти в практику.

— Что значит «уйти в практику»?

Для меня это непосредственно работа с людьми и сбор данных, при которой ты быстрее видишь результаты. Во многом мне было непросто в академической деятельности, потому что прилагаешь много усилий, исследуешь, получаешь крутые результаты, а потом участвуешь в разработке рекомендаций. Но эти результаты нужно дальше продвигать, проталкивать, чтобы увидеть их применимость. Мне хотелось непосредственно быть в деле, и смотреть, как что может работать, и что мы можем менять. 

— А как сложилась ваша жизнь уже после окончания обучения? 

Я захотела сделать небольшой перерыв, посмотреть, что ещё есть в Петербурге интересненького, попробовать поработать. Если честно, сначала мне было не совсем просто, и с работой, и вообще. 

Я пробовала работать и в юзабилити, и в маркетинге. Но это все было недолго. Я понимала, что мне это не подходит. И я двигалась дальше за своим любопытством и интересом, и затем набрела на интересную магистерскую программу в Вышке. Она называлась “Экономика впечатлений”, и я решила пойти туда, поскольку мне была интересна сфера мероприятий, и я уже работала в этой сфере.

Однажды я познакомилась с художницей и через нее узнала про “тактильные” книги, которые изготавливают для незрячих и слабовидящих детей. В таких книжках  изображения объемные и приближены к оригиналу того объекта, о котором мы хотим рассказать. И шаг за шагом я уже участвую в проектах самой необычной библиотеки города – библиотеки для слепых и слабовидящих. Здесь есть издательский отдел, который выпускает специальную литературу для незрячих слабовидящих людей, масштабная проектная деятельность, отделы по работе с посетителями разных возрастов и потребностей. И вот уже шесть лет я проектной деятельностью в детском отделе.

«Тактильная азбука», созданная добровольцами по изготовлению тактильных книг в библиотеке под руководством Риммы Феоктистовой
Фотография из личного архива Марии

В тот момент я уже понимала, чего мне хочется, и что у меня очень хорошо получается. И в принципе было такое ощущение, что я всегда хотела работать с детьми, поскольку тянуло в образование. То, чем я занималась в лаборатории, и дальнейший опыт в этой сфере подводили меня к сфере детства.

И я попала как раз в детский отдел и работаю там все это время. В мои обязанности входит создание специальных занятий для детей. Но за все это время, что я работаю, очень сильно изменилась сфера деятельности и аудитория библиотеки. То есть она теперь работает как инклюзивное пространство, несмотря на своё название. “Инклюзивное пространство” подразумевает, что туда могут прийти все, кто захочет, и смогут на равных пользоваться услугами библиотеки и возможностями этого пространства.

У меня деятельность связана с детьми, и аудитория очень широкая. То есть я приходила на одну аудиторию: незрячие, слабовидящие дети. И мероприятия я готовила, соответственно, для них. А теперь сюда входит вообще кто пожелает: это не только нормотипичные дети, но и дети с расстройствами аутистического спектра, интеллектуальными нарушениями, тяжелыми множественными нарушениями развития, неслышащие дети.

В определенный момент я поняла, что мне не хватает знаний в этой сфере. Это сподвигло меня продолжить обучение сначала на детской психологии, потом в институте коррекционной педагогики на специальности коррекционного педагога. Полученное образование позволяет мне составлять разные программы, занятия и мероприятия для такой широкой аудитории.

Вместе с другими специалистами, психологами и коррекционными педагогами, мы адаптируем среду: делаем специальную маркировку среды, предоставляем различное оборудование для детей, и они могут индивидуально и в группах приходить к нам.

Адаптированное издание истории Джулии Дональдсон «Груффало» с использованием символов альтернативной дополненной коммуникации
Фотография из личного архива Марии

При посещении библиотеки в индивидуальном порядке, мы помогаем им пользоваться инклюзивный средой. Когда друг с другом встречаются разные дети, я выступаю в роли игромастера, который помогает им, если нужно, коммуницировать, находить необходимое в этой среде.

А когда это групповые занятия, в мои задачи входит составление специальных занятий, рассчитанных под возможности детей, и подстраивание окружающей среды под их особенности. Это не единственное место моей работы. Я провожу крафтовые праздники для детей с разными потребностями, создаю реквизит, программу.

— Продолжаете ли вы как-то повышать свою квалификацию?

В этом году я пошла учиться на поведенческого аналитика, направление называется прикладной анализ поведения. Это такой метод корректировки поведения, воспитания и обучения ребёнка, основанный на изучении влияния факторов окружающей среды. Предполагается, что с помощью изменения окружающей среды мы можем менять поведение ребёнка.

Поведенческая аналитика очень перекликается с социологией, поскольку там нужно проводить микроисследования с использованием методов социологии и психологии, анализировать особенности ребенка и факторы окружающей среды. Это интересно: ты используешь то, что ты учил когда-то давно, и при этом осваиваешь новый подход.

— Как вам кажется, помогло ли образование социолога и опыт работы в лаборатории подготовиться к вашей работе?

Работа с детьми и с людьми в целом мне всегда была близка. На соцфак я шла из такого интереса. Деятельность в СЛОНе для меня была неким трамплином, но более точно помогло определиться дальнейшее обучение. На своей работе сегодня я применяю очень много всего того, чему меня научили на соцфаке и в лаборатории.

— А можете подробнее рассказать о том, чем вы занимались в лаборатории?

Я писала работу под руководством Даниила Александровича Александрова, много работала со Светланой Савельевой. В целом, со мной работали все сотрудники лаборатории, и я им очень благодарна.

Я участвовала в исследованиях миграции и изучении неравенства в сфере школьного образования. Мне запомнился ряд проектов. Например, был проект с музеем Анны Ахматовой в Фонтанном доме. Мы вместе с группой разных специалистов и сотрудников музея делали выставку для музея. С нашей стороны мы проводили интервью и опросы среди учащихся в школе и учителей. Затем мы проводили фокус-группы с детьми, по результатам которых создавали объекты для выставки.

По окончании работы создатели выставки пригласили нас и всех участвовавших в этом детей на выставку. Я была поражена тем, как им удалось на основе нашего проекта по миграции и этничности оформить интересное и креативное пространство.

Помню, что были ещё разные исследования города. Это были студенческие проекты: мы изучали и отмечали на картах этнические кафе, рестораны на Васильевском острове.

Еще были экспедиции в Московскую область. Потом вместе со старшими коллегами мы анализировали данные и выступали на настоящих научных конференциях в НИУ ВШЭ в Москве. Всего я была в четырех экспедициях, и всегда они проходили в разных местах.

— На какие темы были ваши курсовые работы и диплом?

Я писала про внутришкольный и межшкольный трекинг. То есть о том, есть ли какие-то различия между классами и между школами, и как это влияет на образовательную траекторию ребёнка. В исследовании я использовала одновременно количественные и качественные методы. В количественной части я смотрела на наличие неравенства и образовательный выбор.

Когда я писала работу, я заметила, какой дружный коллектив был у нас лаборатории, все так друг друга поддерживали. И меня тогда поразило, как сотрудники помогали справиться со статистикой и анализом данных. Мне было очень интересно писать при такой поддержке. И результат был тоже отличный. Поэтому я рада тому, что именно с лабораторией связала свою учёбу, потому что почувствовала себя потом суперсильный благодаря моим коллегам. Большое им за это спасибо.