• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Итоги второй поездки в Новосибирск

Прошел уже месяц с того момента, как мы вернулись из Новосибирска в Санкт-Петербург. Мы настолько увлеклись сверкой анкет со списками классов и подготовкой их для вбивки, что совсем не успели рассказать вам о результатах поездки. Исправляемся и рассказываем, как прошла вторая поездка СЛОНа в Новосибирск, а также делимся планами на следующую поездку в октябре.

Как мы оказались в Новосибирске

Напомним, что в 2022 году у СЛОНа появился партнёр — Лаборатория социально-психологических исследований Новосибирского государственного педагогического университета. Совместно с коллегами мы изучаем процесс адаптации детей мигрантов в школе. Исследование лонгитюдное: мы планируем возвращаться в школы и проводить анкетирование несколько раз, чтобы выяснить, как меняется ситуация в классах со временем. 

Это была вторая поездка сотрудников Лаборатории в Новосибирск. Ранее мы уже приезжали в школы в декабре: знакомились со школами, в которых нам предстоит работать, и проводили интервью с учениками и учителями. Заметки, полученные в декабре, очень помогают нам в работе сейчас. Благодаря им мы лучше понимаем контекст работы школы и городского района, в котором она находится и живут её ученики. 

Цели и результаты поездки

В этот раз мы приехали, чтобы провести первую волну анкетирования. Каждый полевой день мы приезжали в одну-две новосибирские школы и совместно со студентами НГПУ модерировали анкетирование в классах. Благодаря такой слаженной работе мы опросили 12 школ, а это больше 3000 учеников, часть из которых с неродным русским языком. 

Мы уже закончили со сверкой полученных анкет со списками классов. Школьники заполняли анкеты в бумажном варианте, поэтому нам важно аккуратно вбить их для последующего анализа. Большая часть анкет уже передана на вбивку, а значит совсем скоро мы перейдем к самой интересной части – анализу полученных результатов. 

Как мы планируем улучшать методику исследования

Для исследования мы использовали анкету, составленную из вопросов НУЛ СОН и коллег из НГПУ. Часть вопросов были включены в анкету впервые. И поскольку анкета – наш основной инструмент в этом исследовании, мы уделили большое внимание методике.

В двух школах мы провели серию когнитивных интервью со школьниками разного возраста, с опытом миграции, и без. С помощью этого исследования мы планировали  оценить легкость восприятия и релевантность вопросов анкеты уровню школьников. По результатам интервью и наших наблюдений в классах был составлен большой отчет с замечаниями по каждому из проблемных вопросов. 

Улучшение методики и легкости восприятия анкеты – отдельный трек в рамках большого исследования, которым мы планируем заниматься параллельно с анализом анкет. 

Планы на будущее

В октябре мы планируем вернуться в Новосибирск, чтобы провести вторую волну анкетирования. Также в наших планах большая экспедиция, на которую мы бы хотели пригласить студентов в рамках проекта "Открываем Россию заново". Для лучшего понимания процесса адаптации детей мигрантов важно изучить район вокруг школы. Часть школ находятся в рабочих районах, которые формировались вокруг заводов. Есть районы, которые исторически притягивали мигрантов. Возникают в Новосибирске и новые районы, которые внедряются в устойчивую индустриальную среду. 

У Лаборатории уже есть опыт социального картографирования. В рамках других исследований мы собирали интервью с местными жителями, рассказы об истории районов, проводили наблюдение и описание территорий вокруг школ – словом, глубоко изучали, как устроена жизнь в районе. Что-то похожее мы планируем провести и во время следующей поездки в Новосибирске. 

Следите за обновлениями, если вам откликается идея поучаствовать в подобном исследовании! Мы будем рады пригласить в поездку заинтересованных студентов и вместе дополнить исследование интересными наблюдениями.