Из студенток в преподавательницы: истории Екатерины Черных и Анастасии Петровой
2023 год мы начинаем с хороших новостей! Две сотрудницы Лаборатории попробовали себя в роли преподавателей и рассказали о своем опыте. Анастасия Петрова и Екатерина Черных, стажеры-исследователи СЛОНа, первый год работают преподавателями. В интервью они поделились своими впечатлениями от преподавания и планами на будущее.
Начало карьеры – один из самых волнительных периодов в жизни молодых специалистов. Получение первого опыта, первые проигрыши и успехи. Юные социологи строят свой путь в новой среде, ищут работу им по душе. Екатерина Черных и Анастасия Петрова, стажёры-исследователи СЛОНа, первый год работают в роли преподавателей. Начинающие преподавательницы поделились эмоциями и впечатлениями о работе, рассказали свои истории и порассуждали о дальнейших планах.
Путь к преподаванию
Стремление к преподаванию, к передаче знаний следующему поколению, появляется далеко не у каждого студента. Более того, любимчиками учеников по праву считаются те, кто умеет увлечь и заинтересовать непоседливых слушателей. Так, Тенишева Ксения Алексеевна стала запоминающимся лицом у бывших студентов. Именно её предложение оказалось значимым для Анастасии и Екатерины.
Екатерина Черных обучалась в бакалавриате на программе “Социология и социальная информатика” в НИУ ВШЭ. В то время Социологическую теорию как раз вела Ксения Алексеевна Тенишева. Именно Ксения Алексеевна была одной из любимых наставников Екатерины. Поэтому спустя время, уже учась в магистратуре, Екатерина не смогла отказаться от возможности поработать вместе.
Первым предметом для преподавания у Екатерины стала как раз Социологическая теория. Екатерина вела семинары у одной из групп второкурсников бакалавриата. Екатерина отмечает, что у неё было “плавное вхождение в преподавание”.
У Анастасии Петровой на момент начала работы в университете уже был опыт наставничества в качестве репетитора. Более того, на первом курсе магистратуры она проводила лекцию о работе в поле для студентов бакалавриата. Анастасия так же решила не упускать возможность и согласилась на предложение Ксении Алексеевны о преподавании.
В этом году она читала курс "Инструменты BI для анализа бизнеса и анализа политических процессов" для магистрантов. Вместе с этим, девушка ведет проектную группу СЛОНа на тему буллинга с Титковой Верой Викторовной.
Семейные традиции
В некоторых семьях профессия становится настоящей традицией, которая переходит из поколения в поколение. В числе таких семей – династии преподавателей и учителей. Дети наследуют страсть к обучению и наставничеству от старшего поколения и передают её дальше.
Анастасия Петрова как раз выросла в такой семье. Она рассказывает:
Я из семьи преподавателей. Моя мама профессор и доктор наук; папа - тренер по академической гребле. Одна тётя преподаёт в школе математику; вторая - в школе ведёт психологию и преподаёт в университете. Моя двоюродная сестра преподает в политехе; моя бабушка тоже была преподавателем. … В моей семье преподавали практически все. В целом, вся эта тема с преподаванием со мной с детства, и до того как пойти учиться в Вышку, я училась год в РГПУ им. Герцена на преподавателя биологии. Так что преподавание всё время как-то рядом со мной было.
Катя же не имеет родственников в академической и учительской средах. Она первая из своей семьи, кто начал пробовать себя в этой профессии.
Ожидание и реальность
Каждый, безусловно, переживает за свой первый опыт, особенно на новой должности. Непривычные обязанности, загруженное расписание и повышенный уровень ответственности может вызвать неуверенность в собственных силах. Определенные сомнения присутствовали и у наших героинь.
Екатерина вспоминает о своих мыслях в начале:
Я переживала за то, что перестану где-то справляться: я сама сейчас учусь в магистратуре и работаю практически full-time. Я думала, что у меня не будет хватать времени, и что все это будет совмещать очень-очень сложно физически и морально тоже. Но я решила, что я все-таки очень сильно хочу попробовать и во что бы то ни стало смогу все совместить, чтобы получить классный опыт во всех сферах.
К счастью, волнения Екатерины не оправдались: новая деятельность гармонично вписалась в её расписание.
Другим переживанием молодой преподавательницы было негативное восприятие со стороны студентов. Екатерина размышляла о своей авторитетности и компетентности в глазах учеников, ведь она сама ещё не закончила магистратуру. Но, к счастью, ей попалась достаточно доброжелательная и активная аудитория, которая вселила уверенность в преподавательницу своей вовлеченностью на уроках.
Анастасия же, наоборот, достаточно положительно оценивала свой изначальный настрой. Перед глазами девушки всегда были примеры учителей среди родственников. Она слышала много историй и была заранее готова к возможным ситуациям. Так же, к началу преподавания в университете Анастасия уже имела довольно большой опыт репетиторства, поэтому обучение не стало для неё в новинку. Более того, были свежи воспоминания о собственных годах учёбы, поэтому ожидания от студентов были весьма реалистичными. В целом, все предположения о работе на новой роли оправдались.
Сложные и легкие моменты нового опыта
Трудности в новом деле – неотъемлемая часть процесса развития. Однако пройдя через них, молодые специалисты набираются опыта и необходимых навыков.
Для Екатерины сложной задачей оказалась проверка работ студентов:
Я с самого начала решила, что нужно по максимуму давать комментарии студентам, чтобы они понимали, где им можно что-то улучшить в работах, исправляли ошибки. Это было трудно, потому что на каждого студента уходило очень много времени и сил.
Но сами уроки давались преподавательнице легче:
Я думала, что буду сильно волноваться, но поскольку студенты сами очень много говорили, вели дискуссии, все было хорошо. Я строила пары в формате диалога. Мне кажется, так ученики вовлекаются гораздо сильнее, им интереснее усваивать материал.
Для Анастасии же, наоборот, сложности вызывала именно подготовка к парам:
Я хотела, чтобы курс был максимально интересным, чтобы после пар оставались какие-то полезные материалы. Если студентам понадобится какая-то информация, то они бы легко могли найти её в файлах, которые я даю на парах.
О процессе проведения уроков Анастасия отзывается положительно. У неё получалось найти контакт с аудиторией, вывести студентов на продуктивную беседу. Анастасия старалась использовать больше примеров, чтобы доступно и подробно объяснить новый материал. Такой формат ведения дискуссий приятен и не доставляет особых сложностей.
Анастасия руководила курсом лично, поэтому и информационную рассылку студентам формировала она:
Старалась делать письма максимально понятными, чтобы студенты не тратили время и нервы на то, чтобы разбираться с тем, как какое-то задание оформить, и чтобы я на входе получала максимально унифицированные работы, сделанные по одному и тому же шаблону, чтобы мне было проще их проверять просто по структуре.
Планы на будущее
На свое будущее в профессии девушки пока не строят определённых планов. Екатерина закончила курс у бакалавров и на данный момент помогает Ксении Алексеевне преподавать научно-исследовательский семинар у магистрантов. Екатерина открыта к предложениям и готова продолжить преподавательскую деятельность.
Анастасия же отмечает достаточную нагрузку по преподаванию на данный момент и не загадывает на будущее.
В целом, преподавательницы положительно отзываются о работе в университете. Пожелаем удачи девушкам в академическом развитии и карьерном росте, новых успехов и продуктивной работы!