• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Студенты про работу в Новосибирске

Декабрь уже завершается. Санкт-Петербург украшен огнями и елями, люди спешат покупать подарки и навещать родных. Тем временем студенты заняты сессией, а сотрудники Лаборатории — завершением рабочих задач. А мы решили сделать кое-что важное: спросить студентов, как же им поездка в Новосибирск?

Кратко напомним, что в этом году мы начали работу в рамках проекта “Зеркальные лаборатории” совместно с лабораторией социально-психологических исследований кафедры социальной психологии и виктимологии НГПУ. Мы изучаем различные факторы адаптации детей-мигрантов в школьной среде новосибирских школ. 

Что уже сделали?

За ноябрь-декабрь 2022 года совместными усилиями была проведена масштабная работа по подготовке к лонгитюдному исследованию в школах г. Новосибирск. Сотрудники Лаборатории и НГПУ провели встречи в Департаменте образования г. Новосибирск, а также расширенное обсуждение вопросов и проблем инофонов в составе представителей диаспор города, общественных организаций, директоров школ. Совместно с администрацией города был разработан и конкретизирован график предстоящих исследований.

Мы собрали первые данные. Основная задача заключалась в проведении интервью с директорами и учениками, а также описание районов города. Мы посетили 11 школ города, где собрали 11 интервью с учителями и 40 с учениками. Нам было важно получить подробный рассказ про переезд, адаптацию и обучение школьников в новой реальности. Директора и завучи школ в основном рассказывали про жизнь и историю учебного заведения, район расположения школы, изменения в составе учащихся и проблемы работы с мигрантами. Студенты получили опыт проведения интервью, что поможет им при дальнейшем участии в проекте.

Что говорят студенты-участники проекта?

Юные исследователи не остались равнодушными к новому опыту и поделились своими впечатлениями о поездке. Несмотря на интенсивную работу и порой усталость, студенты отмечают улучшение своих навыков интервьюирования.

Для Миланы Трефиловой поездка в Новосибирск стала первым выходом в поле. Студентка отмечает:

Данная работа в школах, по правде сказать, дала мне уникальный опыт, который тяжело было бы найти в других условиях. Общение с информантами вживую, обмен эмоциями и историями со школьниками дают большой буст в развитии навыков коммуникации и интервьюирования.

Ян Талья уже имел опыт общения с информантами, однако тоже смог найти для себя что-то новое:

На мой взгляд, наиболее важным и ценным оказалось личное знакомство с представителями множества разных культур ... Конечно, наше стартовое исследование те же социокультурные антропологи-этнографы могли бы справедливо назвать т.н. «вертолетным исследованием» (helicopter research) и вообще сказали бы, что пять дней — это несерьезно, однако даже такое вот «вертолетное исследование» позволяет понять для себя, что мы зачастую многого не знаем о тех людях, кто живёт вокруг нас.
И узнать, что ты, возможно, ничего-то и не знаешь вовсе — это точно такое же ценное открытие, сподвигающее к изучению культур, с юными представителями которых получилось взять глубинные интервью.

Ксения Клёнкина также поделилась своей рефлексией над процессом сбора интервью:

Во время полевой работы я по-настоящему почувствовала, как много ценного может дать формат диалога, приближенного к обычному разговору. Короткая и личная история “в тему” заметно расслабляла информантов, и к концу рабочей недели у меня уже был заготовлен целый набор таких историй, которые я дозированно добавляла в свою речь. Поездка в Новосибирск ощутимо прокачала мой навык проведения интервью.

Кроме полевой работы, большой вклад в профессиональное развитие социологов внесли вечерние семинарские дискуссии по результатам полевых работ.

Мария Ерофеева добавляет:

Днём мы собирали множество разнообразных историй школьников. Все они переезжали в Россию из других регионов, и среди этих рассказов есть схожие паттерны, но их довольно тяжело заметить со стороны. На вечерних обсуждениях же преподаватели, а в особенности, Даниил Александрович, помогали нам распутывать этот клубок нитей жизни, связывая миграцию с различными географическими, историческими, социо-экономическими факторами. Очевидно, что социология неразрывно связана с другими науками и требует обширных знаний.

Студенты особенно отмечают улучшение навыков проведения интервью в целом: порой очень сложно завязать диалог с неразговорчивым респондентом, для этого нужен практический опыт. Более того, в полевой работе часто случаются форс-мажорные обстоятельства, к которым необходимо быстро адаптироваться, а “неудачные” интервью становятся ценным опытом для дальнейшей работы.

Ян Талья выделяет подобные ситуации:

... Я смог отточить умение принимать решения в ситуациях, когда что-то пошло не по плану. Как пример, администрация школы даёт одного мальчика на интервью, ты уже настраиваешься на общение с ним, прикидываешь, какие вопросы сейчас задашь ему, уже принимаешь удобную позу на стуле — и в одночасье наблюдаешь, как в кабинет заводят ещё и ещё учеников на интервью. Так осознаёшь, что никакой беседы «тет-а-тет» уже не будет и что надо, как говорится, «что-то делать».

Важным результатом работы в Новосибирске для студентов стало понимание важности работы социологов и психологов. Группе удалось на практике столкнуться с проблемами обучения детей-инофонов, услышать их эмоции и впечатления из первых уст.

Как отмечает Полина Ермолаева:

... Смотря на этих детей, слушая истории об их проблемах и переживаниях, я осознаю, что дело, которым мы занимаемся, очень хорошее, полезное. Важно изучать вопросы миграции и адаптации, так как без глубинных исследований в этой сфере жизнь школьников изменить не получится.

И еще немного о городе

Студенты представляли столицу Сибири как заснеженный, удалённый и серый город. Однако Новосибирск смог очаровать своей неоднородностью построек. Город совмещает в себе множество контрастных районов: за 15 минут прогулки можно увидеть и одинаковые блочные постройки, и вычурные узоры постсоветской эклектики; здесь же помещаются необычные новостройки-многоэтажки, а прямо у их порогов примостилась резная деревянная изба!

Весь центр города украшен огнями ёлок и статуями ледяных фигур. Там и тут встречаются небольшие заведения и фуд-корты, стилизованные под новогоднюю тематику. Безусловно, после тёплой зимы Санкт-Петербурга, с погодой до -10 градусов, погода в Сибири показалась весьма освежающей. Однако исследователи не мёрзли, грелись доброжелательностью и приветливостью местных жителей. Здесь даже таксист готов был рассказать про историю города и миграцию, а в школах нас встречали накрытым столом и располагающей беседой.

Город оставил только положительные впечатления у студентов и преподавателей. Все путешественники остались вдохновлены поездкой и стремятся вернуться в Сибирь снова.