• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Окрестности Хилокского рынка: заметки и наблюдения

Лаборатория исследует не только школы, но и прилегающие к ним районы. Поэтому мы посмотрели, что же такое Хилокский рынок.

Хилокский рынок немногим загодя извещает прохожего о своём существовании. Длинная полупустынная улица, сплошные заборы частного сектора по одну, редкие бетонные домики по другую сторону. Границу влияния мы решили отсчитывать с чайханы «Папа плов», делящей здание с понятной «Пятерочкой» и аптекой «Сибиряк».

Внутри и в меню – среднеазиатский космополитизм. Плов предложат как Ташкентский (из круглого риса), так и Таджикский (из красного риса) в придачу с «Оливье», уйгурским лагманом и простой русской гречкой. Невысокие смуглые посетители – как минимум на голову ниже нас с Даниилом Александровичем – поглядывая снизу вверх без особого интереса, рассаживаются либо в американские кабинки со столами, либо за настоящие отдельные дастарханы в другой части зала.

Ещё ниже по улице – новенькое заведение с большой вывеской «Тан Баран». Внутри – ни души, за стойкой лишь улыбчивый мужчина с золотыми зубами лет 45 – узбек из Оша. С охотой рассказал о себе и не только поделился рецептом правильного узбекского плова, но и раскрыл этническую схему сего заведения: повара и кухня узбекские, а хозяин, как ни странно, русский.

За «Таном» начинается подобие самостройного рынка: налепленные друг на друга кривые палатки с повседневной мелочью и одеждой, парикмахерские с прозрачными стенами, простенькие забегаловки с вынесенным на улицу тандыром. Народу немного, торговки зевают на холоде и кутаются в пуховики. По ту сторону улицы «офисная» часть: конторы, торгующие билетами в Душанбе и Ташкент, юридическая помощь с аббревиатурами ВНЖ/РВП/ФМС, продажа симок с выгодными тарифами в Среднюю Азию. Там же ещё одна чайхана, на этот раз таджикская – «Асака Иброхим Ота». Внутри довольно просторное помещение, увешанное разноцветными, свисающими с потолка коврами. Чайханщик – довольно молодой равнинный таджик с густой клиновидной бородой – особенно на разговор настроен не был, и мы пошли далее.

В конце улицы уже можно увидеть забор Хилокского рынка – глухие бетонные плиты, парковки и ни одного пешеходного перехода. Внутри рынка тишь да пустота: то ли торговля вся закончилась, то ли и не начиналась. Фуры стоят запертые, редкие работники греются в бытовках. Большое пространство, вмещающее сотни фур одновременно, может предложить разве что лавку с насквозь заледеневшими соленьями в банках, и то с предупредительной вывеской «Только опт!». Несолоно хлебавши, мы проделали круг почета по таким же пустым прочим площадям самого крупного овощного рынка Сибири и тем же путем пошли назад.

Заканчивая экскурсию по рынку, зашли к уже знакомому равнинному таджику на обед. Половина позиций вычерченного мелом меню была уже распродана, так что мы довольствовались, тем не менее вкусными и горячими, лагманом и мастобой, поглядывая на соседские столики, чьи посетители открыто и тихо распивали бутылками различный крепкий алкоголь. Мы же остановили выбор на зеленом чае, который, по обычаю родины поваров, отдавал горьким сеном и травами.