• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Конференция Networks 2021: работать вместе, выступать за 10 минут, слушать доклады вместо сериалов

Совместная конференция Sunbelt и NetSci собрала профессионалов в области сетевых исследований - физиков, зоологов, математиков, социологов. С 5 по 10 июля они с утра до вечера представляли свои работы, обсуждали полученные результаты и слушали друг друга. Презентации касались широкого спектра вопросов: от методических программистских разработок софта для сетевого анализа до прикладных вещей в абсолютно разных областях наук.

СЛОН занимается сетевыми исследованиями с начала 2010х и не в первый раз участвует в конференции Sunbelt. Благодаря совместной работе Веры ТитковойВалерии Иванюшиной и Даниила Александрова в этом году Лаборатория представляла два доклада, среди которых доклад “Influence and selection in adolescent drinking: a meta-analysis of SABM studies”, который был посвящен недавно опубликованному мета-анализу за авторством Веры Титковой и Валерии Иванюшиной.

Доклад “Classroom network cohesion and individual network position in predicting student achievement and the sense of school belonging” фокусировался на том, как позиция ученика в дружеской сети класса связана с его/ее академическими достижениями и чувством принадлежности к школе. Об одном из интересных результатов рассказывает Вера Титкова:

—— Мы обнаружили, что если ученик/ца отлично интегрирован/а в дружескую сеть класса, со всеми общается и все общаются с ним/ней, то у него/нее выше чувство принадлежности к своей школе и выше успеваемость. Логично, что, если человек занимает центральную позицию в сети, у него больше возможности получать и передавать информацию. Тогда можно предположить, что у такого ученика успеваемость будет выше, потому что у него больше ресурсов. Ему легко попросить о помощи или узнать о подсказке. Интереснее всего то, что если в классе в целом дружеская сеть довольно плотная, все общаются со всеми, то в таком коллективе успеваемость у учеников в среднем ниже, чем в классах с разреженными сетями; но она выше, чем выше диаметр сети (то есть расстояние между двумя наиболее удаленными узлами). Совместно эти два результата указывают на наличие эффекта “rich club”. Ученики с высокой успеваемостью дистанцируются от других и создают плотную клику, аккумулируя у себя “ресурсы”.

Вера также делится, что в секции были знакомые коллеги. С кем-то она уже встречались на конференции, у кого-то училась делать сети. В начале 10х годов сотрудники СЛОНа ездили в Нидерланды на зимнюю школу, где познакомились с теми, кто развивает сетевой анализ и исследования с его применением. Некоторые из коллег давно дружат с Даниилом Алексанровым и Валерией Иванюшиной. А Кристиан Штеглих (Christian Steglich) и Марайтье Ван Дуийн (Marijtje van Duijn) из университета Гренингена в 2011 году приезжали в Петербург и проводили интенсивный курс по сетевому анализу.

Коммуникация и взаимодействие в научной среде позволяет приходить к более сложным и неожиданным находкам. Благодаря тому, что разные ученые объединяют свои усилия или делятся результатами, другие исследователи в будущем могут пользоваться методологическими или техническими инструментами и создавать научное знание более высокого порядка, проверять и выдвигать новые гипотезы. Конференции - один из способов объединить научные мощности для производства крутых вещей. По той же логике, взаимодействие внутри лабораторий и центров супер полезно сказывается на результатах.

«Это довольно странно — а может быть и нет — обедать под доклады конференции»

Однако организовать дискуссию в онлайн-формате не так-то просто. Вера рассказывает, что из-за строгих ограничений по времени задать содержательные вопросы было почти невозможно. После выступлений секция закрывалась организаторами и участники «распадались».

—— Каждому дается строго 15 минут, после 15 минут докладчику выключают микрофон. Поэтому если доклад занял больше 10 минут, времени на вопросы не остается. Как я ни старалась уложиться в 10 минут, оба доклада вышли на 12 минут. На вопросы осталось только 3 минуты.
К докладу о мета-анализе успели задать только один уточняющий вопрос. Ко второму докладу вопросов не было, хотя мне бы очень хотелось услышать вопросы и комментарии именно на тему влияния структуры социальной сети на установки, достижения и поведение индивидов внутри ее.

Еще одна особенность онлайн-формата — участникам конференции предлагалось сделать предварительную запись. Так, чтобы избежать технических проблем во время самого мероприятия, и чтобы точно не выйти за рамки временного лимита, участники могли включить заранее записанное 10-минутное видео с докладом, а далее вживую отвечать на вопросы. Но Вера предпочла выступать в реальном времени:

—— Записать такое видео на самом деле довольно сложно, так как каждый раз, смотря запись, думаешь, что можно лучше. Я честно пыталась. В итоге выступала в живую. И на самом деле, это было правильное решение. Если бы все прислали свои записи, то онлайн конференция бы потеряла остатки живого человеческого общения. На моих секциях все выступали вживую.

Забавный бонус онлайн-конференций — можно слушать доклады, встраивая их в рутину. За год дистанционной работы многие привыкли совмещать приятное с полезным. Участники конференции Networks 2021 тоже могли поупражняться в многозадачности:

—— Это довольно странно — а может быть и нет — обедать под доклады конференции, ужинать под доклады конференции. Кто-то смотрит телевизор или сериал — а ты смотришь на результаты научной работы коллег. Забавно. Но никакая онлайн конференция не заменить оффлайн общения после секций на кофебрейках — неформальное обсуждение результатов и научной жизни.

Материал подготовила Аделина Ахмедова