• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Проектная группа «Школа и родители. Кто главный?»

Следующий материал из серии о проектных группах — это группа "Школа и родители. Кто главный?" под руководством Светланы Савельевой.
На что влияет выбор школы и что влияет на выбор школы? Как родители сталкиваются с системой образования и какие барьеры встречают? Почему личные переживания студентов могут быть полезны в работе? Ответы на эти и другие вопросы - ниже.
А если после прочтения вы захотите спросить - или предложить - что-то свое, присоединяйтесь к проектной группе.

Если вы ходили в школу (а вы наверняка в нее ходили, как и подавляющее большинство ваших знакомых), вы знаете — от школы зависит многое. Школа может предопределить круг ваших друзей, интересов, доступных хобби. Уклон школы или ее статус влияет на качество получаемого образования. Даже расстояние, которое вы преодолевали по утрам, может сказаться на дальнейшей мотивации к учебе. Но главное в этом всем — вы не выбирали школу, в которую пошли. Это сделали ваши родители. Чем они могли руководствоваться, и как родители выбирают школу сейчас — разбирается проектная группа «Школа и родители. Кто главный?».

Социальная селекция

По словам Светланы Савельевой, руководителя проекта Выбор школ, Лаборатория начинала с изучения образовательного выбора учащихся 9 класса (СЛОН готовил отдельные материалы про сотрудников — об истории Светланы Савельевой можно прочесть здесь). После 9 класса пути подростков разветвляются, образуется дифференциация траекторий — кто-то идет в колледж, кто-то продолжает образование, стремясь попасть в ВУЗ. У разных семей разные стратегии. Но фундамент этой дифференциации и селекции закладывается не на стадии завершения школьного обучения, и тем более не на поступлении в ВУЗ, а еще раньше — при выборе школы.Так образовалась проектная группа, фокус которой сосредоточен на выборе школ. «Это многослойная, накопительная вещь. Родители могут выбрать или не выбрать сад. Могут выбрать нянечку с английским языком или оставить ребенка с бабушкой. Могут выбрать или не выбрать школу. Внутри школы складывается своя система треков. Целая цепочка выборов и решений, которые родители, а в последствии и сами дети, совершают в определенных условиях и обстоятельствах приводит к тому, что ребенок аккумулирует ресурсы, или нет», — комментирует Светлана Савельева.

В рамках проектной группы студенты не заходят так далеко в изучении детерминизма и влияния решений на дальнейший жизненный путь и карьерное развитие. Однако затрагивают тему дифференциации и сегрегации. Например, на структурном уровне барьером может стать наличие или отсутствие лицея в микрорайоне проживания. Или барьер может быть психологическим — так, родители без высшего образования склонны выбирать доступное образование, нежели строить амбиции. Родители, которые имеют больше ресурсов, нацелены на отбор и селективные школы. Казалось бы, правила приема в школу для всех одинаковые, но уже на входе в школу случается разделение. Учебные заведения транслируют знаки, которые родители считывают, опираясь на свой опыт, опасения и убеждения. Студенты проектной группы расшифровывают эти истории словно распутывают узлы.

Задачи группы — понять, как родители оказываются в системе образования, как они ее видят и как ориентируются среди слоев, направлений и разнообразия. Для этого участники группы проводят полевую работу в Санкт-Петербурге: берут интервью у родителей и сотрудников школ; организуют, проводят и анализируют опросы родителей на школьных собраниях. Изучают правила приема в школу в разных регионах страны. В новом учебном году группа сосредоточится на каналах коммуникации родителей и школы. «Интересный разворот, — обещает Светлана Савельева, — это цифровые каналы. До сих пор мы не уделяли особого внимания тому, как школа использует группы ВК, чтобы донести информацию до родителей. Или как родители взаимодействуют между собой в чатах ватсапе, обсуждая подарки для учителей, буллинг и прочее. Мы сосредоточимся на этой теме, и частично затронем электронные ресурсы в виде сайтов школ и электронного дневника, описав какова его роль на данный момент и в коммуникации, и в контроле за обучением ребенка».

Результаты, рефлексия и новая оптика

Принципиальная позиция проектной группы — как и других групп Лаборатории — стремиться к публикациям. После второго года обучения на проектной группе у нескольких участников группы почти готовы русскоязычные публикации. Руководитель группы помогает студентам доводить работу до текстов, а сырые тексты — до полноценных статей в научные журналы. За текстами стоит работа коллектива, но те, кто особенно заинтересован и готов доводить материалы до конца — таких студентов реально вывести на публикацию.

На вопрос о преимуществах проектной группы Светлана Савельева отвечает:
«Наша тема не самая горячая в Лаборатории, это не “секс, наркотики, рок-н-ролл”, и “Выбору школ” никогда не конкурировать с “Рисковым поведением”. Ну и ладно. Но обучение в школе — это опыт, который всех нас связывает и нам близок. Каждый рано или поздно задумывается о том, что с ним происходило в школе, почему на самом деле с ним произошло то или это. Ребята из проектной группы начинают рефлексировать, осмыслять свой опыт уже в социологических терминах, а не как личное переживание. Это позволяет дистанцироваться, и, с другой стороны, применять новую оптику на интервью и других данных».