• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

INAS 2019 — взгляд изнутри

С 31 мая по 2 июня состоялась конференция INAS — двенадцатая ежегодная международная конференция, посвященная аналитической социологии. Впервые она прошла в России, в Санкт-Петербурге. Репортаж Анастасии Кузнецовой, студентки 2 курса и члена команды лаборатории - о том, из чего состояла конференция и какие учёные посетили Высшую Школу Экономики. 

Приятного чтения!

Многие доклады конференции были посвящены ABM, агентному моделированию - методу моделирования, широко используемому в аналитической социологии. На нашей ОП юные социологи знакомятся с основами ABM на 2 курсе, и, конечно, видеть доказательство того, что этот метод очень полезен и активно используется учеными в проведении исследований, очень мотивирует. Также на данной конференции присутствовал Питер Хедстрем, автор учебника «The Oxford Handbook of Analytical Sociology», по которому студенты учат предмет «Методология и методы социологического исследования».


Ключевым спикером первого дня выступал профессор Корнелльского университета Майкл Мейси с докладом «Partisan Polarization in Parallel Worlds», в котором он рассуждал о том, что, возможно, все современные культурные хиты стали хитами исключительно по воле случая, и если бы существовали параллельные миры, где случайности случились бы по-другому, мы считали бы классикой совершенно другие вещи. Также Мейси говорил о том, что в моделях прогнозирования важно включать шум - например, мнения окружающих людей при выборе человеком чего-либо. Включение такого шума в модель, как ни странно, увеличивает точность прогнозов в ситуациях, связанных с людьми.

Вторым ключевым спикером был Фламинио Скваззони, профессор Миланского университета, с докладом «Computationally Augmented Behavioral Sociology: How and Why to Integrate ABM and Experiments». Он рассматривал плюсы и минусы использования ABM в сравнении с лабораторными экспериментами в социологических исследованиях. Эти два метода во многом противоположны, так что совместное их использование (чем Скваззони с коллегами занимаются в своей недавно открытой лаборатории BEHAVE) поможет прийти к наилучшим результатам.

На INAS конференции выступали и представители ВШЭ: Ксения Тенишева с докладом о выборе школ в Санкт-Петербурге и Алла Лосева с докладом о том, как пересекаются аналитическая социология и поведенческие теории в научной среде.

Завершающим событием конференции был симпозиум, посвященный способам обучения учеников бакалавриата вычислительным общественным наукам, где участники конференции, многие из них - преподаватели в университетах по всему миру, обменивались опытом преподавания социологии в ее аналитическом ключе.


В большинстве университетов преподают классическую социологию, на уровне бакалавриата уделяя вычислительному аспекту социологии совсем немного внимания. Аналитической социологии можно научиться только на магистерских или докторских программах. Иностранные коллеги были впечатлены постерами студентов бакалавриата, представленными во 2 день - такие исследования в их университетах не имеют места быть на бакалаврских программах. Преподавание социологии с упором на построение теорий и проверку их с помощью реальных данных - нестандартный подход, традиционно обучение бакалавриата строится вокруг теорий социологов-классиков. Изменить эту традицию сложно, но так как Вышка - молодой университет, наша программа смогла обойти эти традиции и приставить к своему названию «Социология и Социальная Информатика», повернув обучение бакалавриата в новое, более аналитическое русло, обогнав в этом большинство (если не все) университетов мира.

Подготовили: Анастасия Кузнецова, Ахмедова Аделина