Доклад на конференции The European Association for Education Law and Policy (ELA)
Лаборатория представила доклад по результатам проекта «Выбор школы» на конференции The European Association for Education Law and Policy (ELA) в Лиссабоне.
Лаборатория несколько лет изучает, как происходит выбор школы. Нас интересует система сигналов, которая складывается между школами и родителями: как школы представляют себя (например, на Дне открытых дверей), и как родители на эти сигналы реагируют, принимая решение, куда отправить учиться своего ребенка. В декабре 2018 года мы опубликовали две новые статьи по этой теме, и продолжаем работу над следующими публикациями. В январе 2019 года подготовили итоговый отчет Российскому фонду фундаментальных исследований, который три года поддерживал наше исследование. Несмотря на то, что поддержка проекта Фондом завершена, мы продолжим развивать исследовательское направление, наш богатый эмпирический материал и идеи позволят написать еще не один интересный текст. А после новогодних праздников Светлана Сергеевна Савельева представила результаты исследования на международной конференции European Association for Education Law and Policy.
Конференция проводится European Association for Education Law and Policy в 6-й раз. Среди членов правления известные в области международной образовательной политики исследователи. Например, Ян де Груф, большой специалист в области международного и сравнительного образовательного права и участник разработки законов об образовании в нескольких странах. Или Чарльз Гленн из Бостонского университета, опубликовавший не одну книжку о выборе школы, детях мигрантов и образовательных реформах. Приятно удивило присутствие великого экономиста Эрика Ханушека.
Ежегодно конференция освещает проблему выбора школы, как он реализуется в разных странах, каковы механизмы, которые его структурируют, результаты выбора школы и реформ в этой области на разных уровнях. Обычно в ней участвует около 150 специалистов: не только ученых, но и практиков, работников в сфере образования и образовательной политики, с довольно большой долей участия правоведов. До сих пор конференция была преимущественно ориентирована на американскую аудиторию, поскольку проводилась на территории США. В этом году было принято решение увеличить число участников из Европы и Азии. Для этого конференция впервые проводилась на территории Европы. Так что для нас это была, можно сказать, уникальная возможность представить результаты своей работы перед европейским и американским научным сообществом. В итоге мы получили прекрасные отзывы и полезную содержательную критику работы.
Три дня конференции были продуктивными. Несмотря на то, что не все секции были на высоком аналитическом и методологическом уровне, были полезные и пробуждающие мысль доклады. Особенно приятное впечатление произвели секции Университета Вандербилта. В частности, был доклад о результатах тестирования программы Северной Каролины. Она была разработана, чтобы повысить успехи учеников отстающих школ. Однако исследователи через год после ее внедрения обнаружили, что она оказывает негативное влияние на оценки, а еще через год оно увеличилось в два раза. В данный момент проводится анализ, почему она именно так сработала. Хороший пример вдумчивой и доказательной образовательной политики.
Конечно, много интересного и, может быть, самого важного происходит вне секций. Networking на обеде и кофе-брейках помогает получить много живой информации о том, что именно делают ученые в разных странах, какие условия выбора школы, какие есть подходы к его изучению. Начинаешь немного иначе смотреть на проблему исследования. Сравнительная перспектива добавляет ей содержания и актуальности.
Наша работа в этом большом проекте проводилась и продолжается с большой долей участия студентов: стажеров-исследователей Лаборатории, волонтеров и участников проектных групп. Огромная благодарность всем, кто был рядом, помогал, обсуждал идеи и работал в исследовании! Мы надеемся, что проект найдет свое развитие и будет продолжаться. Уже сейчас мы обсуждаем новые идеи на эту тему. А в эту субботу началась вторая волна приема заявлений в школу, когда большинство родителей старается устроить ребенка в желаемую школу. Мы желаем им терпения и удачи!