• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Первые результаты исследования аудитории Znanija.com

В рамках работы над диссертацией аспирант Дмитрий Симановский провел опрос пользователей платформы Znanija.com. Мы публикуем предварительные результаты этого исследования.

О ресурсе:  

В рейтинге опубликованном сайтом Similarweb, Znanija.com занимают пятую строчку среди наиболее популярных образоватльных платформ всемирной сети (на сегодня платформа опустилась на 26 позицию, вероятнее всего из-за начавшихся школьных каникул). По результатам опросов, проведенных НУЛ СОН среди школьников Невского района Петербурга в 2015 году и школьников Калужской области в 2016 году, сайт Znanija.com также оказался самым популярным специализированным общеобразовательным ресурсом.

Znanija.com – Q&A ресурс для школьников – можно описать как образовательную биржу или кассу взаимопомощи: сразу после регистрации пользователь получает 35 баллов. Такое количество позволяет задать 5 вопросов из школьной программы[1] по минимальной “цене” в 10 баллов. 5 из “уплаченных” пользователем баллов получает тот, кто дал удовлетворивший пользователя ответ. На один вопрос можно дать (и получить) до 2-х ответов. Дополнительные баллы (как правило в размере половины от “цены” вопроса) “уплачиваются” пользователю, чей ответ признан лучшим. Выбор лучшего ответа также стимулируется: за сам выбор пользователь получает 25% от “цены” вопроса. Чтобы заработать баллы, пользователю нужно самому отвечать на вопросы. При этом чем выше “цена”, предлагаемая за решение вопроса, тем, соответственно, выше вероятность, что на него скорее ответят. Таким образом создается стимул: чем больше отвечаешь, тем больше имеешь возможность задать вопросов. Помимо этого на ресурсе создана сложная система статусов, которые пользователь получает в зависимости от накопленных баллов: новичок, середнячок, хорошист, умный, отличник, ученый, почетный грамотей, светило науки, профессор,  главный мозг.
 
Об исследовании:

Цель – изучение структуры пользователей самого популярного в России общеобразовательного онлайн ресурса (ООР). Опрос проводился в течение 9 февраля 2017 года, все, кто пользовался платформой в этот день могли ответить на 7 закрытых и 2 полузакрытых вопроса. В опросе приняли участие 12474 пользователя из 26 стран. Необходимо отметить, что на вопрос о регионе/стране проживания ответили 41,1% опрошенных или 5126 человек. Тем не менее, сравнив наши показатели с предоставленными Znanija.com данными Google Analytics по географическому распределению пользователей, мы выяснили, что корреляция между ними близка к 1, и, соответственно, наши показатели можно рассматривать как достоверные.
 

География ресурса

Итак, как видно из рис. 1, больше всего пользователей Znanija.com в Росссии. Далее идут Казахстан, Украина, Белоруссия. В данной работе мы сосредоточились на анализе российской аудитории сайта. В опросе поучаствовали пользователи из всех регионов России, за исключением Ингушетии и Еврейской АО, Чукотского АО. Пользователи из Севастополя рассматривались вместе с пользователями Крыма, а Ненецкого АО – вместе с пользователями Архангельской области. Это дает нам основания считать и аудиторию платформы Znanija.com, и выборку нашего исследования всероссийской. Однако, вопрос “Пожалуйста, укажи регион, в котором ты живешь” проигнорировали более половины респондентов (53,7%), еще 5,2% прямо отказались называть свой регион, 2,1% обозначили лишь страну.  Чтобы верифицировать полученные данные, мы запросили у Znanija.com данные Google Analytics по долям трафика из разных регионов за февраль. Сопоставив данные по регионам России с данными опроса, мы получили корреляцию 0,88. Такая корреляция позволяет считать полученные данные репрезентативными и использовать для дальнейших расчетов, несмотря на то, что точные сведения о своем регионе дали лишь 31,8% российских пользователей.

Нас интересовало как распределены пользователи ресурса по типу поселения. Мы разделяли города скорее по административному признаку, нежели по количеству жителей, поскольку нас интересовали, в частности, наличие региональных различий внутри пользовательской массы. При этом если все города миллионники являются областными центрами, то население, например, Тольятти – города в составе Самарской области, или Балашихи – города в Московской области, заметно превышает население некоторых областных центров. Поэтому в контексте нашего исследования и небольшие поселения, и крупные города, которые не являются областными центрами, мы называем “прочие города и села”.  На рис.2 показано процентное соотношение пользователей из мегаполисов (Москва, Петербург), городов миллионников,  областных (краевых, республиканских, и пр.) центров, и прочих городов и сел. Как видно из графика – более половины пользователей ресурса проживают за пределами “столиц” (в расширенном понимании слова).

Региональные различия в количестве пользователей мы рассчитали, соотнеся наши данные по каждому региону с данными по населению школьного возраста, опубликованными Росстатом. Так мы получили картину популярности ресурса в разных регионах РФ (Рис.3).


Нас так же интересовало, как пользователи с различными статусами распределены географически, иными словами, в каких регионах лучше и чаще других отвечают на вопросы. Мы сопоставили количество пользователей по регионам с данными по статусу в сообществе и получили следующие результаты. Значительная доля “ученых или выше”[2] среди тех, кто отказался отвечать на вопрос о регионе проживания (8,6%) еще больше (11,3%) среди тех, кто отказался в грубой или шутливой форме (по этим ответам можно изучать школьный фольклор). Однако, это могли быть школьники из любой страны, поэтому мы анализировали только пользователей из России, которые указали свой регион.

Стоит отметить, что доля “ученых и выше” заметно больше среди петербургских пользователей ресурса –13,7% – это более чем в три раза превышает средний показатель по стране – 4,4%, и более чем в два – следующие в этом рейтинге Московскую и Свердловскую области (по 5%). На рис.4 показателей по десяти регионам с наибольшим количеством пользователей (без привязки к населению). 

Вместе с тем стоит отметить, что региональные различия в количестве пользователей различных статусов в целом незначительны и, как видно из графика, имеют схожие тренды.

 Практики использования

Пользовательское поведение на сайте выявлялось посредством вопросов:

1.     Как давно ты пользуешься ресурсом Znanija.com?

2.     Как часто ты заходишь на Znanija.com?

3.     Сколько времени ты проводишь на сайте?

Как видно из диаграммы (Рис.5), значительная часть пользователей знакома с ресурсом не первый год.

На Рис.6 показано, соотношение между статусом и тем, как давно ресурс используется. Из него видно, что “ученых” среди тех, кто пользуется ресурсом 1,5 года и более вдвое больше, чем “новичков”, и наоборот новичков, которые пользуются ресурсом всего неделю, почти вдвое больше, чем “ученых”. Однако прямой зависимости между статусом и длительностью использования не наблюдается – система, стимулируя пользователей на участие, все же позволяет использовать ресурс тем, кто не стремиться к накоплению “капитала”, и пользуется поиском по уже готовым и сохраненным на сайте решениям.          

Большинство пользователей (48,8%) заходят на сайт, когда нужна экстренная помощь по учебе. Каждый день заходят примерно четверть (24,6%), когда готовятся к урокам – 15,7%, еще 9% – когда есть свободное время. Как мы и предполагали в ранее опубликованной работе, для значительной части аудитории Znanija.com  – это учебная “скорая помощь”. 

При сопоставлении со статусом (Рис.7) выяснилось, что что характер пользования ресурсом обладателей начального и самого высокого статусов отличаются незначительно – в пределах 8%.

Ответы на вопрос “Сколько времени ты проводишь на сайте?” еще раз подтвердили наш тезис о “скорой учебной помощи”. Заметное большинство (62,4%) выходят сразу, как только получают ответ на свой вопрос, 13,9% выбрали ответ “выхожу после того, как отвечу сам(а)”, 15,3% – постоянно находятся на сайте, чтобы отвечать на вопросы. При сопоставлении этих данных со статусом пользователей мы видим, что хотя “ученых”, которые постоянно находятся на сайте, чтобы отвечать на вопросы на 10% больше, чем “новичков”, а “новичков”, выходящих сразу по получении ответа на 13,1% больше, чем “ученых”, длительность пребывания на ресурсе обладателей различных статусов разнится незначительно.

Еще более солидарны пользователи разных статусов в ответе на вопрос “Что могло бы задержать тебя на Znanija.com?” Как видно из Рис.9 разница в частоте ответов между “полярными” статусами не превышает 4%.  

При ответе на этот вопрос пользователи могли выбрать несколько вариантов, а при анализе учитывались все ответы. Соответственно, совокупность процентов может превышать 100.  Лидер среди ответов на этот вопрос –  “Общение” (38,9%), далее следуют “Интерактивные игры” (28,3%). Наименее популярный ответ “Видео-ролики” получил в общей сложности 13,4%. Разнообразие уточнений, которые пользователи указали при ответе “Другое” (22,2%) пока не поддается систематизации.

Предварительные выводы:


В первой части исследования мы описываем структуру аудитории ресурса и пользовательские практики. Во второй мы планируем рассмотреть платформу Znanija.com в рамках террии предложенной Якобом Нильсеном
.  Выведенное им “правило 90-9-1” описывает неравное участие пользователей онлайн-сообществ: 90% любого сообщества – это “наблюдатели”, которые черпают информацию, но сами ее не производят, и в деятельности сообщества активно не участвуют; 9% пользователей участвуют или “постят” время от времени, но в целом у них другие приоритеты; 1% генерируют большую долю всей информации, что занимает значительное время.

Из полученных нами данных (62,4% пользователей Znanija.com выходят сразу, как только получают ответ на свой вопрос, 13,9% – после того, как ответят, и 15,3% постоянно находятся на сайте, чтобы отвечать на вопросы) можно сделать вывод, что настройки сообщества, элементы геймификации, наконец, сама квази-экономическая структура, подталкивают пользовательскую массу к более активному участию в жизни сообщества, нежели этот описывается правилом 90-9-1[3]. Для подтверждения нашего предположения понадобится более детальный анализ имеющихся данных, а также дальнейшие исследования.  

 

 


[1] Помимо решения конкретных задач, пользователи могут попросить разместить сочинения и рефераты по любому предмету школьной программы.

[2] Статус “Ученого” получает пользователей, который набрал 3000 баллов и дал 15 лучших ответов в течение 3 месяцев.

[3] Интересно, что создатели Znanija.com учли как минимум два из пяти советов, которые Якоб Нильсен предлагает для преодоления выведенного им правила. Это “награждайте за участие” и “продвигайте пользователей, чей вклад наиболее полезен для других”.