Времяпрепровождение школьников в Интернете
26 сентября в рамках регулярного семинара НУЛ СОН аспирант Дмитрий Симановский представил доклад на тему: «В поисках цифрового барьера: как школьники Санкт-Петербурга используют Интернет в образовательных целях?»
Цифровой барьер, а именно доступ в Интернет – одна из актуальных проблем современного общества. В анкету одного из исследования СЛОНа были включены вопросы о том, как подростки 15-16 лет (10-11 класс) используют Интернет: какие ресурсы полезны для подготовки к урокам, с помощью каких они общаются.
Дмитрий рассказал о первых результатах своей работы. Оказалось, что 47.1% опрошенных проводят в Интернете 3 и более часа, 42.4% от 1 до 3 часа, оставшиеся 10.5% - менее часа или не сидят в Интернете вовсе. Онлайн активность подростков была разделена на 3 категории: подготовка домашнего задания, социальные сети и онлайн игры. Как и ожидалось, социальные сети – самый популярный тип времяпровождения школьников в Интернете, в то время как в онлайн игры интересны меньше всего.
Школьников поделили по уровню успеваемости на группы: на троечники (средний балл до 3.5), хорошисты (3.6 – 4.4) и отличники (4.5 – 5). Исследователь не обнаружил связи между количеством времени, проведенного онлайн и успеваемостью. Но на онлайн игры и социальные сети несколько больше времени тратят троечники, чем отличники.
Далее Дмитрий соотнес онлайн практики подростков и социально-экономическое положение их семей. В качестве прокси выступало наличие высшего образования у матери. По онлайн практикам особых различий нет и, как следствие, цифровой барьер отсутствует.
Самыми популярными для учебы Интернет-ресурсами среди школьников оказались Википедия и портал Znanija.com. Второй представляет собой скорую образовательную помощь, по типу социальной сети, где за ответ на вопрос начисляются баллы, на которые можно задать вопрос. Википедией на 3% больше пользуются дети из образованных семей, а Znanija.com популярнее у детей из менее образованных семей и с более низкой успеваемостью (троечники). Отличники же предпочитают InternetUrok.ru (http://interneturok.ru/). Те, кто лучше учатся, предпочитают самостоятельно искать ответ на интересующий вопрос, тогда как троечники обращаются за помощью в сети. Довольно большая доля респондентов не использует интернет ресурсы для подготовки к школе.
При проведении своего исследования, Дмитрий опирается на результаты исследования OECD: PISA 2012, Inequalities in Digital Proficiency: Bridging the Divide – «Как дети пользуются интернетом?». В данном проекте рассматривается большой спектр аспектов: от количества времени, проведенного в Интернете до числа детей на 1 компьютер.
После выступления аспиранта были обсуждения проделанной работы и рекомендации по развитию исследования.
Подготовила Анастасия Кузнецова