Аналитическая социология в Линчепинге
5 ноября руководитель научно-учебной лаборатории социологии образования и науки Александров Даниил Александрович выступил в Институте Аналитической Социологии в Норрчёпинге (Швеция) с докладом о дифференциации школ в России и о стратегиях выбора школы родителями.
Недавно в Норрчёпингском кампусе Университета Линнчёпинг (Linkoping University) появился новый социологический исследовательский центр – Институт аналитической социологии. В институте осуществляется работа по нескольким тематическим направлениям, которые близки к тому, чем занимается НУЛ СОН: образовательная и трудовая мобильность, этническая сегрегация, школьная дифференциация и ее последствий.
Норрчёпинг – старый индустриальный город, когда-то известный текстильной промышленностью. Теперь промышленные кварталы и здания фабрик занимают депараменты и институты Linkoping U, технопарки, новые кампании, выставки, концертные залы.
Возглавляет институт Peter Hedström – один из основателей аналитической социологии, автор книги Dissecting the Social: On the Principles of Analytical Sociology (2005) и редактор Oxford Handbook of Analytical Sociology (2009), член Национальной академии наук Швеции. Peter Hedström приезжал в НИУ ВШЭ СПб с докладом в 2012 году, а потом Даниил Александрович был в 2013 году на конференции International Network of Aanalytical Sociologists в Стокольме, когда Peter Hedström еще возглавлял Institute for Futures Studies в Стокгольме. А в 2014 году Peter создал Institute for Analytical Sociology в Linköping University, куда и пригласил Даниила Александровича сделать доклад.
В своем докладе Д.А.Александров рассказал о том, как устроена школьная система в России, о различиях городских и сельских школ, о выборе родителей образовательного учреждения для своего ребенка. Доклад был основан на анализе данных, полученных лабораторией в ходе выездных экспедиций, больших опросов школ в Санкт-Петербурге и Московской области. Теоретической рамкой исследования является теория сигналов (Signaling theory). При выборе школы родители не могут заранее оценить качество обучения, поэтому они вынуждены основывать свое решение на сигналах, посылаемых школой. При этом одни и те же сигналы воспринимаются по-разному разными категориями родителей. Школы в этом процессе не являются пассивными агентами; они также стремятся привлечь одних учеников и отсеять других, не зная по сути качество будущих учеников, и вынуждены ориентироваться на сигналы родителей.
В нашей лаборатории The Oxford Handbook of Analytical Sociology под редакцией Хедстрома и Бермана – настольная книга для сотрудников и студентов. Главы из нее читают и обсуждают студенты на учебных курсах, а сотрудники ориентируются на нее для работы над исследовательскими проектами.