Интервью с Даниилом Александровым о поездке в Голландию
Даниил Александров рассказал о своей поездке в Гронинген и Амстердам, целью которой было налаживание международных академических связей ВШЭ с голландскими социологами.
Даниил Александров, заместитель директора НИУ ВШЭ в Петербурге и профессор факультета социологии, рассказывает о своей поездке в Нидерланды, целью которой было налаживание партнерских отношений между Вышкой и голландскими университетами.
- Расскажите, пожалуйста, о цели вашей поездки в Голландию?
Я и мои коллеги недавно ездили на неделю в университеты Гронингена и Амстердама (Нидерланды) для установления долгосрочных контактов между ними и Высшей Школой Экономики. С университетом Гронингена у нас есть устоявшиеся отношения, начавшиеся почти два года назад, когда мы с Валерией Иванюшиной ездили туда для консультаций по нашему проекту. Этот университет - один из крупнейших международных центров, занимающихся статистическим анализом социальных сетей. Здесь активно используется и развивается метод сетевого анализа, и мы уже давно работаем с нашими собственными данными, консультируясь с голландскими коллегами. Например, в прошлом году у нас были с лекциями Кристиан Штеглих (Christian Steglich) и Марайтье Ван Дуийн (Marijtje van Duijn), на этот раз мы ездили к ним. Во время этой поездки перед нами стояли новые задачи: мы договаривались об организации студенческих обменов и совместной аспирантуры.
- Насколько мне известно, идея сотрудничества Вышки и университета Гронингена уже обсуждалась раньше. О чем новом удалось договориться сейчас?
Наш замысел – рабочее сотрудничество петербургских Лабораторий ВШЭ с Гронингеном. Есть, конечно, и более масштабный проект взаимодействия наших университетов, который инициирован голландцами. Делегация из Гронингена под руководством ректора Сибранда Поппемы (Sibrand Poppema) приезжала для переговоров в Москву осенью прошлого года. Тогда я пригласил часть преподавателей факультета социальных и поведенческих наук к нам в Петербург. В этот визит они познакомились с Рональдом Инглхартом и Эдуардом Понариным, профессорами питерской Вышки. Тут уже конкретнее обсуждалась идея обменов и совместных PhD-программ. Коллеги из Гронингена заинтересованы в этом по двум причинам.
С одной стороны, они видят, как много общего в наших исследовательских проектах. Если коротко, они занимаются моделированием связей на микроуровне, например, анализируют, как интересы школьников связаны с их этнической принадлежностью и социальным классом. Мы занимаемся очень похожими вещами, хотя и на разном уровне, они далеко ушли вперед.
С другой стороны, в Петербурге в Высшей Школе Экономики преподаются курсы, которых нет в Гронингене. Так, на базе нашего факультета социологии существует Лаборатория сравнительных социальных исследований (ЛССИ), у нас читают на английском языке курсы по макросоциологии и эволюции человеческих обществ Рональд Инглхарт и Кристиан Вельцель. Это, безусловно, привлекательно для голландских аспирантов: у нас курсы, которые там нельзя послушать, так как там всё сосредоточено на микросоциологическом уровне; в то же время у них есть курсы по техникам изучения социальных сетей. Отсюда и наш план студенческих обменов.
Кроме того, голландцы полагают, что их студенты могут учувствовать в наших проектах, о которых я рассказывал им в своем докладе. Голландские коллеги очень высоко оценили качество наших данных и умение работать большим коллективом. Мы начнём с малого числа студентов, чтобы посмотреть, какое число аспирантов из Голландии, социологов и психологов, готовы приехать. В Гронингене большой поток студентов занимающихся социальной психологией, ценностями и кросс-культурными исследованиями. При этом у них ни кто не занимается ими в том смысле, в котором занимаются у нас в ЛССИ. Их студентам будет полезно поучаствовать в работе любой из петербургских Лабораторий.
- Это будет программа двойных дипломов? На каких условиях будет проходить обучение?
Мы с коллегами не настроены создавать программу двойного диплома с едиными жесткими требованиями. Количество людей, готовых выдержать эту двойную нагрузку, не велико. Нам кажется, что мы можем это решить какими-то более простыми средствами. В связи с чем обсуждалась возможность совместных аспирантских проектов. Это может выглядеть следующим образом. Молодые ученые, которые начинают у нас исследования, поступают в Гронинген в аспирантуру, сохраняя свою тему, которую они ведут в России. Часть времени аспирант проводит у нас, часть времени в Голландии. Предполагается, что у нас он собирает данные. Затем едет туда их обсуждать, обрабатывать, планировать диссертацию. Возвращается, добирает материал. Едет работать дальше. В конечном итоге он пишет диссертацию по-английски и защищает ее в Голландии, в Гронингене. Параллельно делает похожую работу, но уже по российским правилам в России. При этом важно, чтобы российский руководитель был членом диссертационного комитета в Гронингене, то есть ассоциированным сотрудником их факультета социологии.
- Когда эта программа начнет действовать?
В принципе, наши коллеги из Гронингена готовы в ближайшее время рассматривать кандидатов с нашей стороны. Конечно, есть ограничения по тематике: социальные сети, модели микровзаимодействий, но это довольно широкий спектр тем. Также кандидаты на участие в проектах такого рода должны быть очень квалифицированы как социологи, подготовлены как с теоретической точки зрения, так и с точки зрения статистики.
- Пока что речь шла только о Гронингене. А университет Амстердама?
Там у меня были запланированы две встречи. Первая с Яном Ратом (Jan Rath), заведующим факультетом социологии и антропологии. Вторая с Сйордом Карстеном (Sjoerd Karsten), известным исследователем образовательной сегрегации в школах. Последняя, к сожалению, не состоялась. Ян Рат – автор многих работ по этническому бизнесу, редактор многих книг, созданных как результат международного проекта. Недавно вышла его книга под названием «Selling ethnic neighbourhoods. The rise of neighbourhoods as places of leisure and consumption». Вместе с партнерами от Австралии до Шанхая, он создал международную сеть исследования городского разнообразия, этнического и культурного, которая называется «Метрополис». Мы уже попали в их сеть рассылки и получаем сведения о конференциях, семинарах, новых изданиях, которые появляются на эту тему.
Эта встреча была особенно важной, поскольку мы в Петербурге изучаем вопросы миграции, наше исследование охватывает много направлений. В частности, сейчас формируется группа, в которой объединены преподаватели и студенты. Группа будет заниматься этническим бизнесом на примере ресторанов. Это большой, долгосрочный проект, который будет связан, с одной стороны, с экономической социологией и менеджментом, а с другой стороны, с исследованиями миграции и этнических диаспор. Сюда же мы планируем подключить студентов с факультета востоковедения. Профессор Рат, главный в мире специалист по этому вопросу, обещал приехать в Петербург осенью, чтобы проконсультировать нас.
- Факультет востоковедения?
Да, это будет новый факультет в Петербурге, который мы планируем организовать совместно с Ратом.
- Вы упомянули, что делали доклад в Голландии. О чем он был?
По тематике нашей Лаборатории, "Школьная сегрегация в социальных сетях в классе и формирование антишкольной культуры". Доклад восприняли очень положительно. Приятно было видеть, что наши исследования одобряются, кажутся важными, современными и серьёзными. Например, коллеги из института образования университета Гронингена, где занимаются проблемой эффективности образования и классовыми и этническими факторами формирования школьного неравенства, с большим интересом слушали про наше исследование и готовы к сотрудничеству. Только, как я уже говорил, они очень далеко от нас: у них несравнимо большие объемы данных по голландским школам, на которых действительно можно разрабатывать практические меры. Я надеюсь, что они приедут и прочитают у нас какие-нибудь лекции и в Москве тоже, это помогло бы продвинуться нам в области исследования эффективности образовательных учреждений. Отдельного упоминания заслуживает наше общение с Зигвартом Линденбергом (Siegwart Lindenberg), автором книги "Нормативное поведение и чувствительность к сигналам". (Norm-following behavior and its sensitivity to cues: The workings of graduated intensity effects).
- То есть, целью вашего визита, в основном, были переговоры?
Не совсем так, со мной в Гронинген ездило еще три человека из Санкт-Петербурга, специально чтобы слушать курсы по сетевому анализу – это Валерия Иванюшина, Вера Титкова и Кирилл Маслинский. Так что, я в течение недели ходил на встречи с разными коллегами: с деканами, с заместителями деканов по международным отношениям, с профессорами, сделал научный доклад о нашей работе. А большая часть нашей группы каждый день сидела на занятиях и там общалась с преподавателями.
Вообще, Гронинген – чудесный университетский город. Он маленький, там очень много молодежи. За неделю там появилось ощущение, что я пустил там корни. К концу пребывания, в начале и в конце рабочего дня, приходя и уходя с факультета социологии, я на улице здоровался с множеством профессоров, с коллегами из института образования.
- Спасибо за интервью!
Беседовала Екатерина Кулдина