• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Круглый стол с Брезниц, Рафолсом и Стерлиговым: инструменты разные, но стратегия одна

В пятницу 25 октября в лаборатории Социологии Образования и Науки прошел круглый стол "Наука, Инновации и Трансфер Технологий: Исследовательские Стратегии и Инструменты"


    В пятницу 25 октября в лаборатории Социологии Образования и Науки прошел круглый стол "Наука, Инновации и Трансфер Технологий: Исследовательские Стратегии и Инструменты" с участием иностранных гостей ВШЭ -- профессоров Шири Брезниц  и Исмаиля Рафолса, а также гостя из Москвы Ивана Андреевича Стерлигова, директора Центра ситуационного анализа при Министерстве Образования и Науки Российской Федерации.
     Кроме гостей, в круглом столе принимали участи почти все сотрудники, студенты и волонтеры СЛОНа. Шири  Брезниц и Исмаиль Рафолс изучают развитие науки и инноваций, пользуясь различными методами: Шири – в основном качественными, такими как интервью, контент-анализ и анализ архивных документов, а Исмаиль -- количественными, такими как наукометрия и сетевой анализ. Для своего исследования трансфера технологий в Кембриджском и Йельском университетах Шири провела более 200 интервью c разными компаниями и представителями университетов, в процессе которых выделились особенности и причины разных подходов университетов и стратегий расположения биотехнологических компаний. Такой "количественный" подход к сбору качественных данных дает нам всем хороший пример. Исмаиль и его соавторы анализируют сотни тысяч статей, извлеченных из базы данных «Web of Science», и, пользуясь программным обеспечением Bibexcel, R и Pajek строят карты науки для анализа междисциплинарности и возникновения новых дисциплин.
     Большая часть дискуссии развернулась вокруг наукометрии, которая, как следует из названия, изучает развитие науки посредством
измерения научной информации: количеством и цитируемостью научных статей, журналов, дисциплин. Эта тема не очень знакома большинству студентов, но хорошо знакома преподавателям, успех которых на рынке труда все больше и больше оценивается по базе библиометрических показателей — сколько статей опубликовал ученый, в каких журналах, как часто они цитировались.  Наукометрию также часто применяют для оценки эффективности университетов и институтов. Не случайно, когда Исмаиль Рафолс показал графики публикаций различных британских университетов, дискуссия завязалась именно среди преподавателей.
     Даниил Александрович поднял вопрос о достоинстве и ограничениях таких графиков, которые упрощают, а не раскрывают довольна сложную систему связей. Исмаиль согласился, что какую-либо точку зрения ни выбрал бы ученый, она представляет только один взгляд на объект, и поэтому очень важно сопоставить несколько взглядов-перспектив на изучаемый объект. Взяв то, что было под рукой -- это оказалась кружка - он продемонстрировал свою идею, вращая кружку и спрашивая, какой вид самый правильный? Участники круглого стола согласились, что изучая сложные вещи не следует их чрезмерно упрощать, а лучше признать сложность и представить несколько перспектив, как говорится, «кеер  complex».
     Гости заметили, что они, возможно, использовали слишком много профессионального жаргона, c которым студенты незнакомы. Тем не менее, они поделились своим жизненным опытом и дали ребятам дельные советы. Исмаиль признался, что в его карьере было много ошибок и неправильных решений, и дорога в научный мир не была прямой. Однако учеба и работа в зарубежных университетах и странах дали ему очень много, поскольку открыли именно другие точки зрения.
     
Отвечая на вопрос Ирины Сергеевны Никифоровой, какие интересные современные проблемы и области исследований можно порекомендовать молодым ученым, Шири выделила эволюционную теорию развития кластеров, а Исмаиль сказал, что очень интересно изучать, как люди  интерпретируют эффективность и качество, глядя на индикаторы, и как манипулируют и искажают количественные данные. Таким образом, главным посланием гостей стала важная идея «diversity» - «многообразия» в исследовательской работе, в индикаторах, методах, а также в образовании. Эту тему Измаиль продолжил в своем докладе на конференции «Взаимодействие науки, образования и бизнеса: Инновационные ландшафты Европы и России», которая проходила в СПбГУ. Надеемся, что это послание также пойдет на пользу стажерам и будущим исследователям.