Полевое лето 2012
С 3 по 17 июля 2012 года Лаборатория «Социология образования и науки» НИУ ВШЭ проводила полевое исследование в Рузском районе Московской области. Эта полевая практика стала седьмой экспедицией в истории СЛОНа.
Летняя полевая практика Лаборатории "Социология образования и науки" - это ежегодное мероприятие, которое проходит в разных районах Ленинградской и Московской области. Задача проекта состоит не только в сборе данных, но, в первую очередь, в вовлечении студентов младших курсов в настоящую исследовательскую работу. Студенты получают возможность попробовать свои силы в практической социологии, учатся находить интересные ситуации, брать интервью, работать в команде, собирать и анализировать материал, писать полевые дневники, а затем научные статьи.
Эта экспедиция отличалась от предыдущих тем, что к ней готовились особенно тщательно, причем как исследователи, постоянно работающие в СЛОНе, так и студенты, для которых эта летняя практика стала первым опытом участия в настоящей научной работе. За несколько недель до начала «поля» те, кто прошел конкурс на участие в практике были приглашены в Лабораторию для обсуждения плана работы. Каждый получил задание собрать информацию того или иного рода о Рузском районе. У некоторых исследователей были сложившиеся интересы, например, изучение школ, библиотек, роли учреждений культуры в местных сообществах, другие же решали, что им хотелось бы изучить в ходе подготовительного этапа. В результате, еще до приезда в поле сформировались группы по интересам, однако, участники собирали информацию по всем направлениям исследований, а не только в своей узкой области.
Приехав на место, участники экспедиции разместились в доме творчества, расположенном в самом центре Рузского района, так что было удобно ездить в любой поселок. Условия были очень комфортными, экспедиция занимала отдельный домик с общей комнатой для семинарских занятий и кухней. Еду готовили дежурные, 2 человека оставались в пансионате и готовили, причем все очень старались, и поэтому каждый день участники удивляли друг друга своими кулинарными талантами. Если в начале работы дежурство казалось наказанием, потому что очень хотелось выйти в «поле» и пообщаться с информантами, то уже к концу первой недели накопились «долги», то есть недописанные полевые дневники, и стало понятно, что во время дежурства можно закончить эту работу.
На первом этапе весь состав экспедиции разъехался в основные поселки района с тем, чтобы «картировать» их, то есть отметить, где находятся те или иные учреждения, магазины, рынки, где располагаются богатые и бедные дома, где чисто, а где не очень. Этот этап был важен как с научной точки зрения, поскольку это помогало понять социальное устройство поселков, но также и для того, чтобы участники экспедиции лучше познакомились друг с другом и привыкли работать в команде, выполняя общую задачу.
Следующим этапом был сбор интервью. Несколько человек, заинтересованных в особенностях местного управления, брали интервью с представителями власти, депутатами, оппозиционерами. Большая часть исследователей обращала особенное внимание на интервью в школах и детских садах, поскольку изучение образования является одним из приоритетных направлений работы Лаборатории. Научные интересы третьей группы были связаны с миграцией и интеграцией мигрантов в местное сообщество. Помимо этих тем в фокусе исследования была социальная роль учреждений культуры, таких как библиотеки и ДК, в сельских и городских поселениях, а также медицинские учреждения и те несвойственные им функции, которые они на себя берут в условиях небольших местных сообществ. О проведении некоторых интервью специально договаривались, особенно если это были люди, тем или иным образом влияющие на жизнь всего сообщества. Однако нередко студенты и исследователи просто заговаривали с людьми на улицах, чтобы понять, как живут люди в поселке, куда они ходят в свободное время, где работают, почему отдают детей в ту или иную школу или садик, где предпочитают лечиться и т.д.
В вечернее время все участники экспедиции писали подробные дневники, что было важно делать сразу после полевой работы, чтобы ничего не забыть и не упустить. Уже в середине практики стало понятно, что писать подробные дневники совершенно необходимо, чтобы не повторять одну и ту же работу дважды, а также чтобы иметь возможность начать первичный анализ данных еще в ходе экспедиции. Еще одной важной частью практики были вечерние семинары, во время которых участники делились друг с другом полученными впечатлениями и наблюдениями, сопоставляли данные, решали, следует ли «добирать» материал по той или иной теме. Совместные обсуждения были ключевым этапом коллективной работы, потому что благодаря им разрозненные сведения начинали складываться в общую картину. Несколько дней были исключительно семинарскими, когда участники не ездили на интервью, а читали и обсуждали статьи, чтобы иметь возможность сравнить свой опыт с мировой практикой изучения местных сообществ.
Сейчас, когда экспедиция закончилась, работа продолжается. Все, кто побывал на практике, анализируют данные по той части исследования, которая им особенно интересна, и готовят доклады, которые будут представлены на конференции в Москве в октябре 2012 года.
Работой экспедиции заинтересовалось телевидение, канал «Подмосковье» снял о ней сюжет, который можно посмотреть здесь.
Впечатления участников экспедиции:
- Я благодарна организаторам, и особенно Евгению Варшаверу, за то, что он предложил мне съездить в эту экспедицию. Мне кажется, она очень удалась, хотя это мой первый опыт. Здесь подобрались хорошие люди, действительно заинтересованные в том, что они делают, и так получилось, что никто не занимался своей темой в одиночку: 2-3 человека интересовались местной политикой, 4-5 миграцией, другие ребята – школами и детскими садами, поэтому всегда была возможность обсудить. Такая коллективная работа, как мне кажется, очень продуктивна. Отдельно я бы отметила место, тут очень красиво. Когда после Москвы ты утром здесь просыпаешься, потому что у тебя за окном кукушка кукует – это отличное впечатление. Мне кажется, что все было здорово. (Анна Рочева)
- В экспедицию я попал благодаря своему другу Жене Варшаверу, и считаю, что это было очень хорошее решение. Это было полезно и для студентов, для получения базовых навыков, и для тех, кто занимается наукой, потому что это дает представление о том, как живут люди, как устроен социальный мир, отношения между людьми, институты власти. Несмотря на то, что я не социолог, а политолог, мне это было очень интересно, и я надеюсь еще раз попасть в подобную экспедицию. (Егор Лазарев)
- Я поехала на летнюю практику в первый раз, поскольку я работаю в Лаборатории недавно. Я получила здесь намного больше, чем ожидала. Тут была компания интересных людей, с которыми мы жили вместе в течение двух недель, и с которыми нужно было находить общий язык и общие научные интересы. Это было всегда увлекательно, но не всегда просто. Это был новый опыт, я лучше узнала своих коллег и иначе увидела жизнь людей. Это стоило того. (Виктория Сенева)
- Я очень рада, что приехала, я нисколько не пожалела. Это для меня новый опыт. Мне эта практика много дала: я перестала бояться подходить к людям, брать интервью. Мне кажется, этот опыт очень мне пригодится в будущей профессии. (Александра Киселева)
- Я уже второй год езжу в экспедицию, поэтому могу сказать, что в этом году все было более насыщенно. Судя по тому, что мы каждый день засыпали очень уставшие, экспедиция удалась, и это дало нам очень большой опыт не только в социологии: я здесь научился лучше водить и готовить. (Алексей Горгадзе)
- Тут оправдались все мои ожидания. Интересные люди, полезный опыт, потому что я впервые попробовала себя в реальной полевой работе. Поскольку я политолог, и у нас не принято так проводить исследование, то если бы я не поехала в эту экспедицию в Рузский район, то, возможно, и не попробовала бы. (Кристина Попова)
- Лично для меня главным, что я вынес из практики, стало понимание того, что такое социология. В течение этих двух недель во мне проснулся настоящий интерес к науке, которой я занимаюсь, чего я не получил за два года обучения в университете. (Александр Лукоянов)
- Для меня как для человека, всю жизнь живущего в большом городе, было очень важно увидеть, что на самом деле происходит в деревнях и маленьких поселках. До экспедиции у меня было много стереотипов по этому поводу, но сейчас я поняла, что даже в тех районах, которые не очень богаты и успешны, идет нормальная жизнь. Например, я брала интервью в детском саду одного села, где занимаются 125 детей, и родители договорились и оборудовали своими руками отличную площадку. Такие наблюдения очень радуют. В общем, мне кажется, что практика получилась очень насыщенной и продуктивной. За две недели новые участники экспедиции перестали бояться брать интервью, научились интерпретировать собранные данные с помощью теоретического аппарата, замечать важные детали. (Вероника Костенко)
- Чем отличалась эта экспедиция от других? Во-первых, мы к ней очень долго готовились. Конечно, мы и раньше изучали район, в который ехали, но в этот раз мы подключили к этой подготовке всех. Даже первокурсники занимались обзором учреждений района, они делали списки тех, с кем нужно связаться, куда нужно пойти, раньше этим занимались только 2-3 человека из числа сотрудников Лаборатории. Сейчас все получили практику сбора информации о будущем поле. Содержательно эта практика мне понравилась тем, что в Дмитровском районе, где мы работали в прошлом году, все друг с другом общаются, и поэтому было интересно сравнить, что происходит с сообществом, когда разные силы не взаимодействуют между собой. В Рузском районе мы увидели, по крайней мере, говоря о библиотеках и ДК, что они не взаимодействуют даже друг с другом даже в маленьких поселках. Видно, как важна поддержка сообщества, и наличие у этого сообщества ресурсов для того, чтобы ДК и библиотеки выполняли определенные социальные функции. (Вера Титкова)
Подготовила Вероника Костенко