Социальные сети поддаются анализу
На летнюю школу по сетям приехали 24 участника из 11 стран — от Ирана до Чили.
Материал hse.ru: Интернет дает безграничный простор для исследований социологам, психологам и математикам, но будущее виртуальных сетей еще интереснее. С 15 по 22 августа в Санкт-Петербургском кампусе ВШЭ проходила международная летняя школа «Social Network Analysis: Internet Research».
На школу, организованную лабораторией интернет-исследований (ЛИНИС) и лабораторией «Социология образования и науки» (СЛОН) ВШЭ, приехали 24 участника из 11 стран — от Ирана до Чили. Занятия проходили в четырех форматах: лекции, семинары, компьютерные практикумы и презентации исследовательских проектов, подготовленных каждым из участников. Вести занятия были приглашены ведущие исследователи интернета и социальных медиа.
Анатолий Груздь (Dalhousie University, Канада) обучал участников пользоваться разработанным в его лаборатории приложением Netlytic, которое позволяет скачивать данные из «Твиттера» и Google Drive и комментарии с YouTube, а также анализирует сети взаимодействия их элементов. Сергей Кольцов из лаборатории интернет-исследований рассказал о софте BlogMiner, закачивающем полнотекстовые данные «Живого журнала». Работа с такого рода приложениями зачастую довольно проста, поэтому анализ интернет-данных становится доступным не только для профессиональных исследователей.
«Продвинутые» слушатели смогли получить на школе углубленные знания о том, как разрабатывать скрипты для прямой закачки данных из «Твиттера» на Python — популярном языке программирования, часто используемом для задач, связанных с интернетом. Мастер-классы на эту тему провел Алекс Ханна (University of Wisconsin-Madison, США). А Бенджамин Линд (московский кампус ВШЭ) провел серию тренингов по анализу сетевых данных с помощью языка программирования R. На этом языке написан комплекс скриптов, позволяющих, например, оценивать, на основании чего люди формируют связи в сетях: сходства по возрасту, интересам, региону жительства и так далее.
Исследовательские проекты, представленные участниками школы, касались таких тем, как взаимовлияние онлайн- и офлайн-сетей студентов, влияние сетевого журнализма на демократизацию египетского общества, онлайновые группы палестинской солидарности в Ирландии и Великобритании, роль «Твиттера» в политической коммуникации на местных выборах в Турции.
«Я считаю очень показательным то, как распределились призы участников за доклады, — отметил заведующий лабораторией «Социология образования и науки» Даниил Александров. — Второй приз достался психологу Кэндис ле Сер из Претории за критический анализ онлайн-фотографий, а третий — математику из Ирана Ахмаду Халили Джафарабаду за впечатляющую математическую модель, предсказывающую появление новых связей в сетях. Это показывает широту интересов наших участников и в целом разнообразие задач анализа сетей в интернете». Право выбрать лучший проект было отдано самим слушателям. Победителем стал аспирант-социолог Войтек Валцак из Польши. Он рассказал о разработанном им веб-приложении для сбора данных из Facebook, с помощью которого любой пользователь может легко скачать и визуализировать свою сеть «френдов» и сеть постов и комментариев. Сам Войтек при этом (с согласия пользователей) получил материал для обширного исследования динамики взаимного комментирования на их страницах.
Во время занятий при помощи хэштега #snaSPb2013 в «Твиттере» было создано дискуссионное сообщество школы. Почти сразу же к нему присоединился Барри Уэллман, крупнейший исследователь социальных сетей, один из наиболее цитируемых социологов в мире, директор NetLab Университета Торонто. «В этом чудесное свойство интернета — он может мгновенно сокращать географические и социальные расстояния, — прокомментировала это неожиданное событие заведующая ЛИНИС Елена Кольцова. — У исследований интернета бурное настоящее, но еще более интересное будущее».
Владимир Иванов, специально для новостной службы портала ВШЭ