• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Екатерина Кулдина о конференции Youth (Sub)cultures in Changing Societies

Со 2 по 4 февраля в Таллине, Эстония, прошла конференция «Youth (Sub)cultures in Changing Societies», посвященная исследованиям молодежи в самых различных ракурсах. Екатерина Кулдина рассказала о своем докладе на этой конференции.

Со 2 по 4 февраля в Таллине, Эстония, прошла конференция«Youth (Sub)cultures in ChangingSocieties», посвященная исследованиям молодежи в самых различных ракурсах. Организатором конференции выступал Таллиннский университет. Стажер-исследователь лаборатории, Екатерина Кулдина рассказывает о конференции и своем докладе. 

 

- Скажи, это была международная конференция в полном смысле или только европейская?

-Было порядка 80 докладов, были исследователи из Америки, из России, но большинство, конечно, из стран Европы: Германия, Великобритания и многие другие. Из России было всего четверо докладчиков: двое из НИУ-ВШЭ и еще двое из вузов Екатеринбурга. Я когда ехала, я размышляла, будут ли там ученые из России. Как оказалось, тема молодежи действительно у нас менее активно разрабатывается по сравнению, например, с Европой.

 

Косплей-команда "Freedom", косплеер Lina,
персонаж Watanuki Kimihiro, фото Gundamer,
Санкт-Петербург 2009 год

- Как назывался твой доклад?

- «Cross-gender as one of transgender identities», что переводится на русский «Кросспол как одна из трансгендерных индетичностей». Я рассказывала о феномене кросспола на примере молодежных сообществ Санкт-Петербурга, «анимешников» и «ролевиков». Как видно при переводе, у меня возникает некоторая путаница в понятиях. Кросспол – это эмный термин, то есть так люди себя и свои действия называют сами. Например, в интервью информант мог сказать «я занимаюсь кроссполом». Корректнее и научнее использовать термин «кроссгендер», который и был использован в английском переводе, потому что речь не идет о транссексуалах или хирургической смене пола.

 

- И на каких эмпирических данных основывалось твое исследование?

- В первую очередь, на наблюдениях. В течение двух лет я проводила включенное наблюдение за различными молодежными площадками. Так собственно и появилась идея исследования: сначала как лингвистического эксперимента, потому что в первую очередь привлекла внимание речь этих людей, а потом я расширила тему, изменилась и методология.

 

- Вот ты упомянула лингвистический эксперимент, есть ли что-то особенное в их речи?

-Есть определенная среда, где нормой общения является неоднозначность пола говорящего в речи, например, для молодых девушек будет нормально общаться между собой так, словно это разговор между мужчинами. Они говорят о себе, используя глаголы мужской формы,  местоимения «он» там, где вне субкультурного сообщества сказали бы о себе «она». Или же они максимально обезличивают свою речь, средства русского языка позволяют это: сделать нейтральной, с точки зрения гендера, свою речь, от чего она не будет восприниматься однозначно женской. При этом такое поведение является нормой для сообществ, и не воспринимается как нечто экстраординарное и уникальное.

 

- Откуда же берется желание так вести себя? Это навязано субкультурой? Это влияние какого-то феминистского направления? Или как-то связано с гомосексуальными практиками?

-Ты перечислила три основные вопроса, на которые я старалась ответить в своем исследовании. Сначала мне казалось, что будет однозначная связь между гомосексуализмом и подобной речевой стратегией презентации себя. Но статистических данных мне собрать не удалось — в итоге я работала с качественными данными. Это были нарративные интервью, индивидуальные, групповые и экспертные, а также наблюдения, в общей сложности более 25 источников и более 50 участников проекта. Чтобы ответить на свои исследовательские вопросы, я работала с оценками экспертов (они сами были членами исследуемых сообществ). По их мнению, число гомосексуалистов в выбранной субкультурной среде невелико, но подавляющее большинство считает нормой переодеваться в одежду, характерную для противоположного пола.

 

- Какое значение имеет это переодевание?

- Есть экстремальный случай – трансвестизм, но эта ситуация выходит за рамки моего исследования, хотя поначалу разница многим не ясна. В основном, переодевание происходит в строго ритуализированной ситуации, больше напоминающей карнавал или театральное представление, где роль и образ значит больше чем физические данные. Например, это будет массовое мероприятие, субкультурный фестиваль или вечеринка, где люди специально собираются продемонстрировать друг другу костюмы. Или это может быть игра, моделирование какой-либо ситуации, разыгрывание заранее оговоренного сюжета по установленным правилам. Это может быть и любительская фотосессия, результаты которой потом выложат в Интернет и там обсудят.

 

Ролевая игра-перевертыш "Маска и Стилет"
по произведению В.Камши,
Санкт-Петербург 2009 год

- Ролевая игра – можешь рассказать об этом  поподробнее?

- Ролевое движение в России имеет почти двадцатилетнюю историю. На данный момент ролевые игры бывают очень разные, очень много направлений: живого действия, настольные, словесные. Определенно можно сказать, что начало ролевое движение берет в толкиенизме, так как первые игры проходили по книгам Толкиена.

Сама суть явления - это позаимствованное из психологии экспериментальное моделирование какой-либо ситуации группой людей, что делается не в терапевтических целях, как в психологии, а, в первую очередь, ради удовольствия. Люди собираются и хотят при помощи дайсов или костюмов как-то абстрагироваться от реальности, создав ситуацию, в которой условия и персонажи заранее установлены по желанию собравшихся, это будут «правила игры», по которым можно разыгрывать вместе какой-то сюжет или сценарий.

 

- Что такое дайсы?

- Так называются специальные игровые кубики для настольных игр, у них может быть больше шести граней, вариантов очень много.

 

- И как это связано с играми?

- Например, обычно в игре есть мастер, тот кто руководит процессом по правилам, и есть игроки. Когда возникает спорная ситуация у игроков или решается куда повернет сюжет, то бросаются кубики. Если выпадает четное значение или нечетное, то принимается положительное или отрицательное решение. Примерно такой механизм.

 

- На конференции, в которой ты приняла участие, были какие-то близкие темы или исследователи, которые тебя заинтересовали?

- К сожалению, я была только в последний день конференции, поэтому мне сложно оценить близость других докладчиков, но из того, что я успела послушать, заинтересовала тема о хиппи в России. Мне показалось, что то значение, которое исследователь вкладывает в понятие хиппи очень пересекается ролевиками, и еще есть такое направление как фолкеры, точно такие же практики наблюдаются и у них. Потом была еще девушка из Германии, она рассказывала о конструировании гендерной идентичности в двух молодежных субкультурах: готы и металлисты. Она тоже работала с интервью и продемонстрировала через нарративы, что рокеры - это агрессивная мускулинная субкультура. А готы -  субкультура более нейтральная, более безликая.

 

"NC cosband", косплеер Hikaru,
персонаж Зарксис Брейк, фотограф Dio,
Санкт-Петербург 2010 год

- А как ты вообще пришла к исследованию субкультур?

- На лекциях в университете нам рассказывали, что каждого исследователя ведет к теме его личная, биографическая ситуация. Для меня толчком в этом направлении стало то, что однажды моя хорошая подруга возмутилась: «Ты общаешься с какими-то ненормальными!» И я задумалась, кого она назвала «ненормальными», кто для нее оказался чем-то непонятным и выпадающим из повседневных представлений. Речь шла о наших общих знакомых, (мы все общались через переписку в Интернете) которые говорили о себе исключительно в мужском роде, хотя если спросить прямо, то неохотно говорили, что они девушки, всегда добавляя, что пол для них не имеет значения. Так для меня произошла постановка исследовательской проблемы. Я поняла, что мне ситуация казалась абсолютно естественной, потому что я привыкла, что вокруг люди ведут себя так, а со стороны было  совсем не понятно, почему именно они так поступают. Тогда я поняла, что исследование этого феномена будет интересно с социологической точки зрения.

 

-Как ты оцениваешь, много таких людей в России? Или, положим, в Петербурге? Много ли проводится фестивалей, о которых ты говорила?

- Вся проблема в том, что их, поначалу, всем хочется однозначно определить, стигматизировать, и пересчитать. Это будет неправильно, потому что феномен кросспола – скорее модель поведения, нежели сами люди, эту модель использующие. Мы все можем попробовать так себя вести. Это не диагноз для человека, это состояние, это роль по Гофману, к которой ты можешь прибегнуть в той или иной ситуации. Но, если говорить о численности, то я всегда привожу статистику больших фестивалей. Например, как минимум, в 10 городах России, несколько раз в год проводятся крупные, массовые мероприятия, они привлекают от 1.5 до 5 тысяч участников. В Санкт-Петербурге последние 3 года число фестивалей стабильно растет, сейчас раз в два месяца проходят аниме-фестивали, крупнейший из них собирает до 3 тысяч участников и зрителей. Ролевых конвентов не так много, за ними придется поездить по России, зато в избытке самых разных игр, Петербург и Москва тут самые активные. Летом играют на природе, зимой отдается предпочтение карточным, словесным или кабинетным играм.

 

Косплей японской школьницы, Отаку-фестиваль,
Санкт-Петербург 2010 год

- Так откуда это берется? Это какой-то социальный протест?

- Люди руководствуются самой разной логикой, открывая для себя кросспол.

Для кого-то это действительно протест. Протест против мамы, которая надоела своим «одень юбку, все равно детей рожать». Против абстрактного общества, в котором нужно – ночью разбудят, без запинки ответить мальчик ты или девочка – обязательно вписаться в «гетеросексуальную матрицу».

Для кого-то это возможность «пристроить» свою гомосексуальную ориентацию, потому что, например, «анимешникам» свойственен очень низкий уровень гомофобии и высокий уровень терпимости с гендерной инакости, это факт. Такая «тихая заводь», где можно найти друзей, которым не так важно, как коллегам по работе или однокурсникам, с кем тебе больше нравится за ручку держаться.

А для кого-то, для большинства, как я считаю, это желание экспериментировать, шокировать окружающих, проявить себя и развлечься одновременно.  Собственно, это и есть выводы моего исследования. Если парень оделся в женское платье, накрасился и пошел с друзьями пофотографироваться, при этом он увлекается ролевыми играми или смотрит аниме, это не значит, что у него проблемы с ориентацией. Если ребята пошили костюмы, взяли палатки и уехали под Санкт-Петербург на несколько дней поиграть, это не значит, что они осознанно и демонстративно подрывают устои нашего общества. В первую очередь, это творческая молодежь, которая ищет способ проявить себя и находит его.

 

- Спасибо большое за беседу!

Интервью провела Вероника Костенко