• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Итоги 2012 года и планы на будущее

В январе все лаборатории НИУ ВШЭ сдают отчеты. О чем отчитался СЛОН за 2012 года?

В январе все лаборатории НИУ ВШЭ ваяют отчеты: досчитывают, дописывают, форматируют по ГОСТу. Последний годовой отчет СЛОНа состоит из 291 страницы и включает 109 таблиц и 122 рисунка. О чем же говорится в этой пачке бумаги? Есть ли там содержание, о котором можно рассказать коллегам «не для отчета»?

Социальная организация среднего и профессионального образования

Центральная тем наших исследований, в первую очередь, связана с проектом «Социальная организация школы». Вопрос о том, какие характеристики школы определяют образовательные успехи, является одним из ключевых в исследованиях образования. С точки зрения организационной среды легче учитывать формальные показатели, например, объем финансирования, численность учеников или квалификация педагогов. Но, как показали наши предшественники, этот формализм слабо связан с результатами школ и школьников. Для результата оказывается важнее социально-психологическая (организационная) среда в школе или школьная культура. Изучать ее гораздо сложнее, особенно в России, где еще нет устоявшейся методики.

В своей работе мы ставили цель изучить связь между уровнем школьной культуры, внеклассной и внешкольной активностью учащихся и долгосрочными результатами, такими как академические успехи, удовлетворенность учебой, общая самооценка и жизненные планы учащихся. Для этого в Лаборатории был специально разработан опросный инструментарий, о котором мы подробнее расскажем на нашем сайте в самое ближайшее время.

В 2012 году получила свое логическое продолжение деятельность по мониторингу и изучению адаптации детей-мигрантов в российских школах. За этот год мы собрали более 4300 анкет с учениками и учителям школ Подмосковья. Вместе с уже обследованными районами, теперь мы располагаем данными обо всех ближайших пригородах Москвы и активно их анализируем. Наш интерес к ним не случаен, ведь именно там, по мнению отдела мониторинга и статистики образования МОН, находятся школы с наибольшей численностью детей-мигрантов.

Кроме того, осенью состоялась первая из четырех волн нашего лонгитюда в учреждениях начального и среднего профессионального образования. Как нами было установлено ранее, 30-40% учащихся покидают школу после 9 класса и продолжают свое образование в профессиональных лицеях (ПТУ) или колледжах (техникумах). Исследование этой многочисленной группы является целью нашего нового проекта. За методологическую основу принят подход к анализу социальных сетей, позволяющий изучить влияние коллектива на академичесие успехи и решение о продолжении образования для каждого учащегося.

Дополнительные занятия, популярность и успеваемость

Еще один проект, основанный на результатах наших исследований - «Внеклассная и внешкольная деятельность и социализация детей». На данный момент наш главный вывод: посещение детьми внешкольных занятий стимилирует желание лучше учиться и тренирует навыки общения. Этот вывод достаточно очевидный, а вот что действительно интересно, чем больше ребенок занят вне школы, тем большее удовлетворение он испытывает от ее посещения и тем сильнее считает себя частью класса и школы. Хотя можно было бы предположить обратное. Но нет.

Первое место среди дополнительных занятий занимает спорт. Он универсален. Его выбирают как мальчики, так и девочки, независимо от возраста, школы, населенного пункта или достатка и культурного бэкграунда родителей. Спорт развивает максимум социальных навыков у школьников, а именно: навык эффективного управления временем, навык достижения поставленной цели и навык работы в команде.

Влияние сверстников на подростков неоднократно доказано многими исследователями психологами и социальными психологами, а также социологами образования. Вопросы: кто лучше учится, мальчики или девочки? что важнее, хорошая школа или хороший класс? – являются важными и для нас. Исследованию связи популярности школьников (т.е. насколько авторитетно их мнение) и их академическими успехами и посвящен очередной наш проект «Популярность в разных академических контекстах».

Вслед за Гербертом Маршем

В своей работе мы исследовали, и это еще один проект, эффекты «большой рыбы в маленьком пруду» и «отраженной славы» (big-fish-little-pond effect и reflected glory effect), введенных в широкое употребление Гербертом Маршем и его коллегами. Нам пока не удалось подтвердить основное положение теории Марша об эффекте контраста. Возможно, дело в том, что сам факт обучения в гимназии или лицее уже задает определенную рамку. И она важнее для ученика, чем факт того, что он учится в хорошем или плохом классе «крутой» школы.

Из этого следует – нам нужно разработать метод определения школ с эксплицитной стратификацией. Пока результаты проведенного анализа не противоречат влиянию статуса класса в такой ситуации. Эта гипотеза будет проверяться в ходе дальнейшей работы.

Чего ожидать от СЛОНа в будущем году?

Результаты исследовательской работы Лаборатории представлены на девяти международных и семи российских конференциях, что мы исправно освещаем на этом сайте. Большим достижением стало организация международной летней школы «Social Network Analysis: Methods and Applications» с чтением курсов на английском языке. Мы надеемся повторить этот опыт неединожды и сделать нашу летнюю школу ежегодной.

И если говорить об уже существующих традициях – очередная летняя экспедиция ожидает своего официального анонсирования в ближайшее время. Она неизменно привлекает молодых исследователей, желающих получить практику полевой командной работы в области социологии. Отметим, что эта возможность во многом уникальна в силу своей слабой распространенности на факультетах других университетов.

В области развития международных контактов следует особенно отметить, что Лаборатория наладила контакты с организацией RandA (Research and Analysis Unit), которая является Гамбургским подразделением организации IEA. Сотрудничество с IEA предполагает участие с нашей стороны в международных мероприятиях, посвященных образовательной тематике, и дает возможность для обмена студентам Высшей школы экономики.

В году текущем мы планируем развивать пространственный анализ локальных факторов качества школ и основания для социальной и этнической сегрегации в российской образовательной системы. Также в течении года мы организуем ряд обучающих семинаров и мастер-классов по статистике и визуальной презентации результатов исследований, свободных для посещения. Мы открыты к сотрудничеству и будем рады видеть студентов и исследователей, заинтересованных в темах нашей Лаборатории.

 

И закончим приятным. Поздравляем двух наших сотрудников, Викторию Сеневу и Екатерину Кулдину, у которых в штатном расписании появились магические записи «м.н.с.». Мы желаем успехов новым младшим научным сотрудникам, а также всем старым младшим, старшим, ведущим и стажерам-исследователям. Пусть начавшийся год будет продуктивным и интересным!