• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

"Наши" на пятой межвузовской конференции НИУ ВШЭ для социологов

1 апреля 2013 года состоялась V конференция "Социология в действии". Кто там был и о чем рассыказывал?

1 апреля 2013 года состоялась V межвузовская социологическая конференция "Социология в действии" для студентов и аспирантов. Как и в прошлые года, конференция прошла на базе факультета социологии Санкт-Петербургского кампуса Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики". Было зарегистрировано почти 200 докладчиков и слушателей конференции. Стоит отметить, что посещаемость, как и уровень организации мероприятия, растет год от года. Это очень приятно и нам, ведь традиционно наша Лаборатория проводит секцию посвященную социологии образования. Подробнее о том, как готовилась секция можно прочесть в интервью со Светланой Савельевой, одним из ее кураторов. 

В этом году наша секция была под номером 8 и называлась "Исследования образования в сравнительной перспективе". Кураторы секции: Даниил Александров и Светлана Савельева. Вела секцию Ксения Тенишева. На секции было представлено пять докладов. К нашему глубокому сожалению, еще два заявленных докладчика из Иркутска и Петрозаводка, не смогли приехать к нам и выступить. Секция получилась живой и интересной, а выступления были разнообразны.

Гранатова Юлия и Фахразеева Светлана, 2 курс магистратуры факультет политологии ПНИПУ. "Университет и сообщество: чужой среди своих?"

Доклад был посвящен образу вуза, его восприятию как части города, на территории которого он расположен. Вместе с тем учебное заведение не всегда ориентируется на социальные потребности города и местного сообщества. Эксперты отмечают, что многие университеты нацелены на международную аудиторию, достижение лидирующих позиций в национальном и глобальном пространствах высшего образования. Издержками этого является то, что высшее образование в современной России характеризуется, с одной стороны, недостаточным включением университетов в решение социальных проблем, а с другой - отсутствием у выпускников практических навыков и умений, необходимых для решения важных для общества задач. Тем не менее, в определенной степени университет, отдельные кафедры и подразделения все же контактируют со средой: организуют практику для студентов, олимпиады для школьников, делают научные экспертизы. В связи с эти встает вопрос, какие факторы влияют на интенсивность взаимодействия? Эмпирической базой для ответа на него послужила серия экспертных интервью с сотрудниками Пермского государственного национального исследовательского университета, а также мониторинг его практик взаимодействия с сообществами.

Екатерина Шишова, м.н.с. СЛОНа. "Сельская школа: конфликт интересов на территории одного поселения".

Данный доклад представляет собой детальное описание двух кейсов сельских школ, которое в результате реструктуризации образовательной сети находились под угрозой закрытия. Вокруг малокомплектной школы разгорелся конфликт интересов, который был рассмотрен через призму концепции различных миров оправдания Л. Болтански и Л. Тевено, и, таким образом, был представлен как столкновение индустриального и домашнего мира. Большинство местных жителей было убеждено, что школа в поселении должна существовать, так как она предоставляет рабочие места, является очагом культуры и поддерживает жизнь в сообществе. Это представители домашнего мира. Чиновники мыслят с позиций выгод и эффективности, т.е. промышленного мира. Выгоду они рассматривают не только с экономической точки зрения, но и с точки зрения отчетности и управляемости людьми на отдельно взятой территории. Если школа является выгодной с этих позиций, то её не следует закрывать. Если нет, то она оказывается неэффективной и требует закрытия. Важное примечание, которое делает Екатерина, касается отчетности и управляемости школ. Если школа дает хорошее образование, то и в отчетах у нее будут высокие показатели, что является индикатором работы администрации. Управляемость – закрытие школы активизирует людей, они начинают бороться за нее и находить пути решения для её сохранения. 

Горгадзе Алексей, с.-и. СЛОНа и студент 3 курса бакалавриата НИУ ВШЭ, Санкт-Петербург, и Алина Колычева. "Сетевая организация учебных групп: off-line и on-line взаимодействия студентов".

Исследование сфокусировано на формировании взаимоотношений среди студентов третьего курса факультета социологии НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге. Третий курс имеет свою специфику – это самый большой набор на бакалавриат факультета социологии в Петербургском кампусе Вышки. Кроме того в этом году из предыдущих четырех, группы были переформированы – в три, что должно было сказаться на общей сети взаимодействия. В рамках данного исследования были опрошены студенты на предмет общения, взаимопомощи, доверия и досуга. Кроме того, с помощью специально разработанной программы были собраны данные об on-line взаимодействии студентов в социальной сети «Вконтакте»: кто с кем «дружит», кто кого постит и репостит и отмеченность на одной фотографии. В ходе исследования были собраны официальные открытые данные об успеваемости студентов, посещаеммости курсов и научно-исследовательских семинаров. При анализе использовались статистические программы “UCINET”, “ORA” и “Gephi”. Основные результаты исследования: (1) за помощью обращаются внутри учебных групп; (2) высокая тенденция гомофилии по пол: мальчики преимущественно общаются с мальчиками; (3) отношения помощи в учебе в большей степени не реципрокны и существует небольшая группа студентов, к которой обращаются чаще.

Титкова Вера, м.н.с. СЛОНа. "Социометрическая популярность учеников в школе".

Социометрическая популярность среди сверстников считается одним из показателей успешной интеграции ребенка в школьную жизнь. Она указывает место школьника в структуре его взаимоотношений с одноклассниками (Rubin, 2007). Школьник, который пользуется популярностью в одном класса, не обязательно будет успешен и в другом. Исследования популярности сосредотачиваются на двух основных составляющих – гендерная и расовая композиция класса/школы. Несбалансированность состава класса, как по полу, так и по этничности, по причине наличия различных норм поведения для мальчиков и девочек, для разных этнических групп, приводит меньшинство к необходимости принятия норм большинства или к созданию своей «субкультуры» (Adler et al, 1992; Meisinger et.al., 2007). В исследовании нашей Лаборатории на собственных уникальных данных проверяется предположение о том, что академический контекст определяет связь академического успеха ученика и его популярности среди одноклассников. Академический контекст класса/школы определяется как агрегированный уровень академической мотивации учеников в классе/школе. Для анализа данных был применен статистический метод Hierarchical multilevel regression, что позволило учесть иерархическую структуру данных и проверить межуровневые интерактивные эффекты. Результаты подтвердили влияние контекста класса и в меньшей степени контекста школы на связь успеваемости и популярности. Было доказано, что высокая успеваемость важна для популярности девочек при любом уровне мотивации в классе. Академический контекст оказывается важен для популярности мальчиков: хорошие оценки приводят к популярности мальчиков в классах с высокой академической мотивацией и их непопулярности в классах с низкой мотивацией.

Мария Петрова, с.-и. СЛОНа и студентка 4 курса бакалавриата НИУ ВШЭ, Санкт-Петербург. "Внутришкольная и межшкольная дифференциация на примере школ Московской области".

В своём докладе Мария рассказала о внутришкольной и межшкольной сортировке учеников на примере школ Московской области. В работе использовалась смешанная методология: при помощи качественного анализа были выделены основные факторы и принципы распределения учеников по классам и школам, в свою очередь, благодаря количественному анализу было показано, каким образом тип класса и школы, в которых обучается ученик, влияют на его образовательную траекторию.

Также наши сотрудники представили в других секциях конференции еще четыре доклада, краткие аннотации которых мы приводим ниже.

Александр Лукоянов, с.-и. СЛОНа и студент 3 курса бакалавриата НИУ ВШЭ, Санкт-Петербург. "Социальный порядок в местных сообществах: кейсы трех сельских районов", секция  "Взаимодействия в локальном сообществе: лидеры и жители муниципальных округов и районов города". 

Доклад был посвящен закономерностям, связанным с социальным порядком в трех сельских районах Московской и Ленинградской областей. Александр рассказывал о влиянии на жизнь и солидарность в локальных сообществах, таких факторов как, наличие транспортного узла и уровень промышленной развитости. Так же были представлены интересные кейсы с контрастирующим и разрастающимся социальным беспорядком и аномией.

Александра Киселева и Софья Семенова, с.-и. СЛОНа и студентки 3 курса бакалавриата НИУ ВШЭ, Санкт-Петербург. "Взаимодействие поля политики и поля СМИ на примере одного из районов Подмосковья", секция "Взаимодействия в локальном сообществе: лидеры и жители муниципальных округов и районов города". 

Тема доклада возникла благодаря летней социологической экспедиции СЛОНа в Рузском районе. Александра и Софья сравнили источники СМИ по району и реальную ситуацию по некоторым аспектам, которые удалось выделить, а именно, здравоохранение, спорт, отношение к главе, религии, образовании и истории. Придерживаясь теории Бурдье о поле (социологическом пространстве), они построили «специфическую систему объективных связей между различными позициями» и посмотрели, где пересекаются источники.  Раскрыв тему взаимодействия как печатных СМИ, так и Интернет-сайтов со сферой политики, исследователи показали, каким образом власть и оппозиция пользуются этим ресурсом для укрепления своих позиций. Кроме того, выяснилось, что самыми обсуждаемыми темами являются ЖКХ и спорт в СМИ Рузского района. 

Софья Семенова, с.-и. СЛОНа и студентка 3 курса бакалавриата НИУ ВШЭ, Санкт-Петербург. "Биографии глав и заместителей глав муниципалитетов Санкт-Петербурга и их анализ", секция  "Взаимодействия в локальном сообществе: лидеры и жители муниципальных округов и районов города". 

Софья собрала данные в Интернете с сайтов муниципальных образований. Всего было проанализировано 111 сайтов и собрано 72 биографии. На этих данных она установила, что социальными лифтами для становления главой муниципального образования для мужчин является карьера в военной сфере, для женщин - карьера в сфере образования (обычно это школа). Примечательно, что мужчины младшего поколения (до 45 лет) используют образование в сфере ГМУ в качестве социального лифта. Скорее всего, это происходит из-за изменения отношения к армии в целом, она более не так престижна, сейчас эту роль стало перенимать высшее образование.

Егине Сукиасян, с.-и. СЛОНа и студентка 4 курса балакавриата НИУ ВШЭ, Санкт-Петербург. "Конструирование армянской идентичности в армянской молодежной организации «Нор Сернуд»", секция "Религия и национализм".

Егине состоит в группе, исследующей армянскую молодежь в Санкт-Петербурге. По их оценкам, сегодня санкт-петербургская армянская община составляет от 50 до 100 тыс. человек, неотъемлемой и активной частью которой является молодежь. Основная цель работы - выявить механизмы конструирования армянской идентичности в молодежной организации «Нор Серунд» с использованием конструктивисткого подхода (Б.Андерсон, П.Бурдье, Э.Геллнер, Э.Хобсбаум). По результатам исследования оказалось, что «Нор Серунд» является важным агентом социализации. Здесь молодежь приобретает и увеличивает свой культурный капитал и усваивает ценности общины. В организации укрепляются социальные сети и поддерживаются межпоколенческие взаимодействия.

 

В заключении, напомним, что по результатам конференции будет опубликован сборник с тезисами лучших выступлений. Он будет опубликован по ссылке. Получать свежие новости о прошедшей и будущих конференциях от факультета социологии питерской Вышки можно также в группе вконтакте.

Подготовила Екатерина Кулдина