• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Взбесившиеся лифты

Журнал "Эксперт" опубликовал интервью с Даниилом Александровым

Социолог, профессор Национального исследовательского университета – Высшей школы экономики Даниил Александров придерживается нетипичной в среде петербургской интеллигенции точки зрения на государственную политику в области образования. В полной мере разделяя опасения относительно снижения качества российских школ и университетов, он тем не менее уверен, что ответственность за это лежит отнюдь не на правительстве. «Сейчас расслоение населения по доступности качественного образования гораздо сильнее, чем при советской власти, но связано это не с государственной политикой в области образования. Расслоение возникло в ответ на запрос родителей, которые определили: мы хотим так», – утверждает Даниил Александров.

– Реальная реформа российского образования произошла 20 с лишним лет назад, в перестройку. Оно оказалось на переднем фронте изменений в обществе. Под лозунгами о свободе образования и демократической школе учебные заведения получили очень большие реальные права в реорганизации учебного процесса, подборе кадров, формировании новых программ. Люди недооценивают ту свободу, которая существует в нашем отечестве у многих организаций в выборе своего поведения при, казалось бы, жестко выстроенной вертикали власти. К учебным заведениям это относится в полной мере.

– Насколько хорошо была использована эта свобода?

– Мы все знаем, как в начале 1990-х годов школы проводили селекцию «на входе», официально отбирая детей по способностям, а фактически обеспечивая привлечение платежеспособных родителей. Соответственно, включился фактор конкуренции за самых «качественных» родителей и предлагалось именно то, чего ожидал «клиент».

Трансформация системы образования пошла по пути, который был заложен еще в СССР в 1960-е годы формированием специализированных языковых и физико-математических школ. Есть прекрасные исследования социолога Г.А. Чередниченко, в которых хорошо показано, что тогда в Москве языковые школы складывались как альянс номенклатуры, которая хотела, чтобы ее дети учились в МГИМО, и вузовской интеллигенции, которая просто хотела, чтобы ее дети знали язык. Естественно, эта система элитных школ имела поддержку истеблишмента, но их количество ограничивалось. Сравните: в 1985 году в Москве спецшкол было 14%, а в 1995-м школ, которые не заявляли себя как специализированные и в чем-то особенные, – около 20%.

 Понятно, что большинство специализаций оказались образовательной фикцией для родителей, которые в последнее десятилетие прошлого века стали значимым источником финансирования. Ни правительство, ни общественность в этот процесс не вмешивались. Если посмотреть на расклад реальных сил, то фактически все, что происходило с нашим образованием примерно 22 года, диктовали даже не директора и учителя, а родители, которые готовы были поддерживать свои желания рублем.


Полный текст интервью читайте на сайте журнала "Эксперт": "Взбесившиеся лифты", Елена Денисенко.