Встреча с гостями из Мексики и Бразилии: Альма Мальдонадо-Мальдонадо и Саймон Шварцман
27 октября 2010 г. Лаборатория принимала гостей, Альму Мальдонадо-Мальдонадо (Alma Maldonado-Maldonado) из Мексики и Саймона Шварцмана (Simon Schwartzman) из Бразилии, которые заехали в Санкт-Петербург после международной конференции, организованной ГУ-ВШЭ.
27 октября 2010 г. Лаборатория принимала гостей, Альму Мальдонадо-Мальдонадо (Alma Maldonado-Maldonado) из Мексики и Саймона Шварцмана (Simon Schwartzman) из Бразилии, которые заехали в Санкт-Петербург после международной конференции, организованной ГУ-ВШЭ.
Встреча прошла в непринужденной обстановке за чашкой чая, неспешная беседа на английском языке продолжалась около трех часов. Все началось со знакомства - каждый участник представился и вкратце рассказал о своих научных интересах, поделился своим опытом участия в исследовательских проектах.
Первым слово взял Саймон Шварцман, сотрудник Института исследований труда и общества в Рио-де-Жанейро, автор более 200 публикаций, посвященных проблемам социальной политики, образования и науки. До 1998 Саймон был президентом Brazil’s Statistical and Geographical Institute, затем несколько лет работал в American Institutes for Research. Долгие годы был редактором Dados - Revista de Ciências Sociais, возглавлял Brazilian Sociological Association, координировал проект ЮНЕСКО по образованию в Латинской Америке. Сейчас он входит в редколлегию нескольких научных журналов Латинской Америки и Европы, является членом Бразильской Академии наук и International Statistical Institute.
Саймон также поделился своими впечатлениями от участия в международной конференции, которую организовала Высшая Школа Экономики. Конференция была посвящена сравнительному анализу академических зарплат в 30 странах.
Далее выступила Альма Мальдонадо-Мальдонадо, которая работает в одном из самых крупных университетов в мире - National Polytechnic Institute (Mexico City), а также сотрудничает с Lynch School of Education, Boston College, USA. Альма занимается сравнительным анализом систем высшего образования, а также исследует различия в системе оплаты профессорско-преподавательского состава в разных странах. Она также интересуется миграцией высокообразованных профессионалов и их последующим трудоустройством, условиями работы и пр.
В сфере ее исследовательских интересов также находятся международные организации, влияющие на политику и реформы в сфере высшего образования. Альма убеждена, что роль международных и региональных организаций, занимающихся вопросами высшего образования, в мире неуклонно возрастает. Эти организации помогают в разработке международной и национальной стратегии развития образования, спонсируют научные исследования, определяют формат дискуссий и являются связующим звеном между политиками и учеными на международной арене. В частности, она рассматривает роль таких ключевых игроков, как Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Всемирный банк и Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС).
Альма затронула вопрос о том, как процессы глобализации и интернационализации протекают в развивающихся странах, акцентировала внимание на различие в понятиях brain-drain, характерного для развивающихся стран, и brain-exchange, наблюдаемого преимущественно в развитых европейских странах. Особый интерес Альмы вызывает проблема студенческой мобильности, в частности между США и Мексикой. Невысокую студенческую мобильность в Мексике Альма в том числе связывает и с тем, что пенсионные фонды привязаны к университету, в котором человек учился, что создает сложности в переводе на другое место учебы.
Российские участники семинара рассказали о своем опыте студенческой мобильности, отметив существующие барьеры. Например, чтобы перевестись из санкт-петербургского филиала в московскую Вышку на то же отделение, необходимо сдавать большую академическую разницу, что отнимает много времени и мешает полноценно участвовать в учебном процессе.
В ходе беседы вопросы задавали как сотрудники Лаборатории, так и сами гости. Саймон примерно 20 лет назад бывал в России и в свой нынешний визит заметил множество перемен, произошедших в стране. «Какие ценности появились на месте советских, что пришло им на смену, не империалистические ли ценности были воскрешены из забытья?» - так звучал вопрос Саймона. Альму же интересовало, в каких странах российские студенты хотели бы продолжить свое образование. Германия, Швеция, США, Ирландия, франкоговорящие страны – так оценили горизонты своей академической мобильности присутствовавшие студенты.
На этом завершилось встреча Лаборатории с учеными из Мексики и Бразилии, однако плодотворное сотрудничество только начинается =)
Подготовила Ксения Медведева