• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

СЕМИНАР «АКТУАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И РАЗРАБОТКИ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ»

Доклад «Антишкольная культура, эффект школы и социальные сети школьников» Даниила Александрова в ИнОбр.

18 марта на семинаре Института образования ВШЭ обсуждалось влияние окружения школьников на их желание учиться. С докладом «Антишкольная культура, эффект школы и социальные сети школьников» выступил замдиректора Санкт-Петербургского кампуса ВШЭ Даниил Александров.

Первыми вопрос о том, как окружение школьника влияет на его мотивацию учиться, поставили американские исследователи. Они обнаружили, что в некоторых школах сверстники поощряют друг друга за успехи в учебе, в других, напротив, травят. Сейчас отношение к успешной учебе в разных школах и компаниях подростков — общее место в американских и британских исследованиях образования. Известно, что есть группы школ, где большинство детей негативно относится к хорошо успевающим одноклассникам. К примеру, это распространено среди афроамериканцев в США и некоторых лиц неевропейского происхождения в Великобритании. Здесь «хорошо учиться» называют acting white (вести себя как белый). Подростки считают, что чернокожий сверстник-отличник предает ценности своей этнической группы. Таких ребят презрительно называют кокосом или баунти, то есть черный снаружи, белый внутри.

Группа исследователей Научно-учебной лаборатории «Социология образования и науки» Санкт-Петербургского кампуса ВШЭ во главе с Даниилом Александровым задалась двумя вопросами. Во-первых, существуют ли в России школы или социальные группы, где учащиеся отрицательно относятся к успешной учебе? И во-вторых, какая часть окружения школьника влияет на его отношение к учебе — близкие друзья, одноклассники, школа в целом? Результаты проведенных исследований на семинаре вместе с Даниилом Александровым представляла младший научный сотрудник лаборатории Вера Титкова.

Социологи провели масштабные опросы подростков. В них приняли участие более 5000 школьников 8-9 классов из более 100 школ Санкт-Петербурга и Подмосковья. Обследовались лицеи и гимназии, куда дети отбираются по успеваемости; школы, куда отбирают в первую очередь по социально-экономическому положению родителей; обычные школы, в том числе такие, где более 25% учащихся — дети мигрантов. Подросткам задавали различные вопросы. Например, готовы ли они учиться в лучшей школе, находящейся далеко от дома. Или — обсуждают ли темы некоторых уроков на перемене с друзьями. Исследователи постарались сформулировать вопросы так, чтобы избежать банальных ответов в духе «ученье — свет, а неученье — тьма».

Выяснилось, что в России, вероятно, лишь в немногих школах существует негативное отношение к хорошо успевающим детям. Не более 10% опрошенных школьников учатся в таких школах. Даниил Александров предположил, что ценность образования во всех слоях населения очень велика. Кроме того, в крупных городах нашей страны еще не сформировались гетто для бедноты или лиц той или иной этничности, где жители уверены, что им никогда не выбраться в более высокие слои, а значит, нужно гордиться тем, что есть, — как это происходит в США и Великобритании.

Любопытно, что даже в школах, где негативное отношение к отличникам существует, направлено оно исключительно на мальчиков. К девочкам-отличницам везде относятся лучше, чем к двоечницам. Зато в школах, где хорошую учебу высоко ценят, мальчик-отличник имеет более высокие шансы на популярность среди сверстников, чем двоечник.

Достаточно слабо на отношение к учебе влияет социально-экономический статус родителей школьников. В школах, куда отбирают детей по социально-экономическому статусу родителей, существуют классы, где мотивация к хорошей учебе невысока. Не удалось найти никаких четких закономерностей, связанных со школой или семьей, которые бы на это влияли.

Оказалось, что на отношение школьников к учебе влияют лишь их ближайшие друзья. Каждого опрошенного школьника социологи просили написать, с кем он дружит, и проанализировали, в каких случаях два человека называют друзьями друг друга, а в каких один называет одноклассника другом, а второй — нет. Также они проанализировали, когда друзья одного и того же человека дружат, когда нет, и т.д. Так они составили представление об отношениях внутри каждого изученного класса. Оказалось, что мнение людей, которых школьник называет своими друзьями, сказывается на его мотивации учиться, а вот отношение к хорошей учебе в классе или в школе в целом — не сказывается.

Даниил Александров считает, что результаты исследования внушают оптимизм. Несмотря на то, что социальное неравенство в России велико, антишкольной культуры, составляющей проблему для целого ряда развитых стран, у нас фактически не существует.

Научный руководитель Института образования ВШЭ Исак Фрумин отметил, что проведенное исследование обладает высоким потенциалом. По его мнению, имеет смысл продолжить заниматься этой темой дальше и сравнить полученные результаты с данными других исследований, — например, связанных с профессией учителя. Кроме того, стоит более глубоко изучать разные школы и разные мотивации школьников.

Екатерина Рылько, специально для новостной службы портала ВШЭ
Источник: hse.ru