• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Дети – мигранты: результаты исследования, проблемы и перспективы

25 октября Даниил Александров выступил с докладом «Дети – мигранты: результаты исследования, проблемы и перспективы».

25 октября 2011 г. на семинаре  "Актуальные исследования и разработки в области образования" Института развития образования НИУ ВШЭ Д.А.Александров выступил с докладом «Дети – мигранты: результаты исследования, проблемы и перспективы». В докладе были изложены основные результаты четырехлетней работы НУЛ СОН по изучению детей из семей мигрантов в российских школах. Исследования мигрантов такого масштаба в России до сих пор не проводились. За 4 года НУЛ СОН НИУ ВШЭ были проведены фронтальные опросы старшеклассников более 150 школ, это более 12 тысяч анкет. Для анализа интеграции учеников-мигрантов в социальную жизнь класса и школы проведены сетевые опросы и собраны данные о сетях общения более чем в 600 классах. Сбор количественных данных дополняют интервью и кейс-стади отдельных школ; всего за время проекта собрано уже более 300 интервью с детьми и родителями - мигрантами, учителями и администраторами школ. Все это образует богатую базу материала, на которой можно проводить тонкий статистический анализ (материал еще не обработан до конца). В анкету был включен блок вопросов для подробного выяснения миграционного и языкового статуса семей школьников, что позволяет группировать учеников по разным категориям и анализировать влияние миграционного статуса как такового и, отдельно, этнической принадлежности.

Дискуссантами на семинаре выступили Владимир Изявич Мукомель, заведующий сектором изучения ксенофобий и предупреждения экстремизма Института социологии РАН, и Елена Владимировна Тюрюканова, директор Центра миграционных исследований. Среди слушателей семинара были Уполномоченный по правам ребенка в Москве Евгений Абрамович Бунимович, ученые - социологи, экономисты и демографы, сотрудники органов образования разных уровней, представители прессы, в частности "Учительской газеты" и "Радио Свобода".

За 40 минут доклада можно было рассказать только о некоторых результатах, в первую очередь о тех, которые особенно важны для образовательной политики. Александров начал свой доклад с того, что в одном выступлении трудно удовлетворить потребности разных слушателей. Одним интересна тонкая статистическая аналитика, другим – глубинные интервью со школьниками, третьим - сведения об учителях и характеристики школ. По каждой из этих тем можно будет сделать отдельные доклады.

И действительно, во время обсуждения слушателей интересовали самые разные темы. Доцент факультета социологии НИУ ВШЭ А.Бессуднов интересовался взвешиванием выборки, директор Института социологии образования РАО В.С.Собкин спрашивал про историю школ, которые мы изучали, особенно про школы с этнокультурным компонентом. Американская коллега поинтересовалась, как данные этого проекта соотносятся с мировыми исследованиями миграции, и планируется ли организовать межстрановое сравнение. Уполномоченный по правам ребенка в Москве Е.Бунимович заинтересовался практическими выводами и рекомендациями.

IRO 25Oct2011 final IRO_25Oct2011_final.pdf (2.6 MB)