Совместная экспедиция в Торжок с журналом "Русский Репортер"
С 28 по 30 октября 2011 года студенты и сотрудники СЛОНа вместе с "Русским Репортером" провели короткое полевое исследование в Торжке, в ходе которого изучали местные сообщества, а первокурсники знакомились с работой социолога.
Журнал «Русский репортер» и Вышка организовали совместный проект, на первом этапе которого студенты – социологи и журналисты вместе с более опытными коллегами начали изучать структуру и стратификацию современного российского общества, образ жизни разных слоев населения на примере маленького города.
Команда из журналистов и социологов 28 октября отправилась в г. Торжок, где провела 3 насыщенных полевой и семинарской работой дня. От питерской Вышки в экспедицию отправились несколько студентов – социологов с 1-ого курса: Аня Тимофеева, Денис Веселов и Костя Соловьев. Также в Торжок поехали Леша Горгадзе и Ира Хван, студенты, которые давно работают в СЛОНе, и уже неоднократно участвовали в полевых исследованиях. Евгений Варшавер курировал работу студентов.
В поле со студентами выходили Даниил Александров, заведующий Лабораторией, и Виталий Лейбин, главный редактор «Русского Репортера».
После дня, проведенного в поле, старшие коллеги проводили семинары со студентами, и каждый участник должен был представить на общее обсуждение собранный им материал.
Вот что говорят о поездке ее участники:
Федор Веселов, студент 1 курса:
До прибытия в Торжок, я плохо себе представлял, чем я там буду заниматься. Мое желание поехать в какой- то маленький, провинциальный, русский городок было обусловлено интересом к практике в области социологии, потому что на лекциях полностью не удается почувствовать эту область знаний. Конечно, меня также привлекло название довольно известного журнала "Русский репортер", и я поехал.
Первый день выдался очень насыщенным, в первую очередь из-за того, что нам рассказали про нашу цель и дали первые задания. Мы разделились на группы по два человека, вооружились фотоаппаратами и двинулись изучать Торжок - описывали внешний вид улиц, домов, людей, опрашивали людей, узнавали про районы, в которых они живут. В первый день нам встретилось интересных людей, а также было сделано много фантастических кадров, которые в какой-то мере отображали жизнь в Торжке. В конце дня, вечером, каждая группа представила результаты на семинаре, рассказала про увиденное и услышанное, показала фотографии.
Второй день был не хуже первого, мы сосредоточились на интервьюировании людей, снова разделились на группы. Опрашивали людей на улицах, в магазинах, во дворах. Узнали очень много о социальной структуре города. На вечернем семинаре мы послушали Даниила Александрова, руководителя лаборатории СЛОН и так же, как и в первый день, представили все собранное другим участникам исследования.
На третий день пытались поговорить с владельцами бизнесов: ресторанов, магазинов, предприятий, и т д. Не во всех магазинах удалось застать владельцов, но там, где застали, получили полный ответ на вопросы о состоянии бизнеса в городе. Общие впечатления от поездки остались исключительно положительными. Первый опыт социологических исследований считаю удавшимся. Узнал очень много полезного и интересного о работе в "поле". Если предложат поехать еще раз, с радостью соглашусь!
Константин Соловьев, студент 1 курса
Я не знаю, чего именно я ожидал от поездки, У меня нет опыта социологических экспедиций, да и целей нашего выезда я буквально до посадки в поезд я целиком себе не представлял.
Помимо нашего питерского отряда с нами работали люди из Москвы и Твери. Всего нас было человек 30, во главе с Женей Варшавером, Виталием Лейбиным и Даниилом Александровичем Александровым.
Что касается полученных сведений, то их сложно описать коротко, но в общем можно сделать ряд замечаний. Во-первых, Торжок – весьма красивый город. В нем 9 действующих церквей, и масса более или менее заброшенных. Эти церкви и храмы видны повсюду и со всех сторон. Во-вторых, город, конечно, страшно бедный. Единственное исключение – это местный завод по производству пожарной техники. И, в-третьих, люди в Торжке в большинстве своем не очень счастливы, но ни один коренной житель Торжка из тех с кем мне удалось пообщаться, не хочет менять свой город на какой бы то ни было другой.
Анна Тимофеева, студентка 1 курса:
Поездка в Торжок – это мой первый шанс испытать на себе профессию социолога, который успешно был реализован. Порадовала организация: чёткое расписание дня и указания; а также старшие наставники, с которыми нас ставили в команды. Уже с первого дня мы пошли в поле брать интервью, неожиданно, но как оказалось очень интересно. Торжок для меня это – доброжелательные люди, бурлящая река Тверца в центре города, церкви, тишь, гладь, благодать. Та Россия, о которой пишут в стихах Бунин, Есенин.
Алексей Горгадзе, студент 2 курса:
Поездка была очень полезным опытом для всех. Каждый день был насыщен и отличался от предыдущего: в первый день мы вели в большей степени наблюдение с небольшими интервью, на второй день мы сделали упор на более глубокие интервью, и последний день был закрепляющим, можно сказать тематическим, так как каждая группа занималась одним вопросом.
Отдельная история – это то, как мы добирались до Торжка. Я думаю, это путешествие запомнит каждый из нашей группы. Кстати, наши первокурсники показали себя с лучшей стороны. Каждый почувствовал "что значит - быть социологом", и они достойно справились с этой задачей. Надеюсь это не последняя моя с ними поездка и с нетерпением жду продолжения!
Ирина Хван, студентка 4 курса:
Мне было очень интересно проводить полевую работу в Торжке. Нам за 3 дня удалось собрать много информации о городе, поговорить с бедными и богатыми, со стариками и подростками. Студенты - первокурсники проявили себя ответственными, трудолюбивыми и интересными людьми. Они очень быстро
вникли в суть дела и не отличались своими результатами от опытных коллег. После того как работа закончилась, и основной состав исследователей разъехался, у нас еще оставалось около 8 часов до поезда. В оставшееся время мы вместе гуляли по городу, играли в покер и даже дополнительно опросили двух подростков, которые рассказали нам, где какая молодежь развлекается, какие бывают конфликты между дворами и, наконец, в каких местах можно найти запретные вещества. Было бы здорово, если бы все, кто начинает свою деятельность в социологии, получали такую закалку.
Евгений Варшавер, аспирант НИУ ВШЭ.
Лаборатория и журнал «Русский Репортер» соединили формат Медиаполигона (что это такое http://russianreporter.livejournal.com/122623.html) и студенческой экспедиции. В первый день мы со студентами занимались картографией города с последующей
вербальной и фотопрезентацией каждого его кусочка, так что в
результате у каждого участника сложилось относительно целостное представление о Торжке. Задачей второго дня было выяснить, какие "города" то есть обособленные сообщества, есть в Торжке в социологическом, структурном, смысле. Пока результатов недостаточно, чтобы их обобщить в публикации, но работа будет продолжаться и в конце года планируется следующий выезд, в рамках которого участники первой
экспедиции будут отвечать на вопросы, которые возникли в ходе сбора материала во время первой поездки. Жили участники на набережной реки Тверца, в корпоративной гостинице крупнейшего предприятия Торжка ОАО "Пожтехника" и остались очень довольны времяпрепровождением.
Комментарий Даниила Александрова:
Здесь, в маленьком городке Торжке, запущен проект, в котором участвуют студенты – журналисты и социологи, а также опытные исследователи и журналисты. Это только первая фаза работы в Торжке, следующий этап планируется в декабре. Из старших коллег со студентами в Торжок поехали преподаватели культурологии НИУ ВШЭ Куренной, Хестанов, главный редактор «РР»Лейбин. Мы вместе с сотрудниками журнала «Русский Репортер» ходили и собирали интервью.
Мы с Виталием Лейбиным были в больнице, где брали интервью у врачей, а потом в турагентстве, где выяснили у владелицы, какие категории горожан в Торжке покупают заграничные путевки. По ее мнению, одна из групп – это образованные пенсионеры, которые покупают дешевые туры в Европу, другая – это люди, которые едут отдыхать в Египет и на другие популярные курорты, которые приносят наибольшую прибыль турагентствам. Третья – это ученики художественной школы, которые ездят по дороге Прага – Дрезден – Мюнхен в знаменитые музеи мира на автобусе со своими родителями. Это прекрасно. Когда узнаешь, как это устроено в маленьком городке, что делают туры подешевле, чтобы больше взять детей, это радует.
Из таких разговоров с людьми, которые, например, продают путевки или свадебные платья, мы можем узнать о том, как устроена статусная и классовая организация небольшого города, вплоть до того, какие группы обладают скрытыми доходами, которые они могут потратить на дорогие туры. Никто не называет имена, но для социологии нужны групповые характеристики. Возникает взаимопонимание между респондентом и интервьюером, человеку становится понятно, что мы не собираем на кого-то компромат, а пытаемся понять, как здесь живут люди. Я уверен, что из этой совместной работы вырастут как научные публикации, так и хорошая журналистика.
Малые города являются той площадкой, на которой сходятся большая социология и большая журналистика, потому что здесь их методы работы совпадают: это разговоры с людьми, чтобы понять, как устроена жизнь того или иного поселения, которое можно осмотреть за несколько дней. Совместные походы на интервью с журналистами очень эффективны, потому что у нас немного разный взгляд. У ученых это определенный теоретический язык, позволяющий видеть общие схемы. у журналистов – это быстрый подход к любому человеку, потому что наработан огромный опыт интервьюирования.
Однако мы разделяем восторг от того, как несколько брошенных в интервью фраз открывают окно в особенный мир.
Такие совместные исследования являются важными и ценными по нескольким причинам: во-первых, они интересны с научной точки зрения, во-вторых, они обеспечивают популяризацию научных знаний через качественные средства массовой информации, и в-третьих, они полезны для морального здоровья.
Что касается научной ценности, то существует большая традиция исследований такого рода, в частности в Англии и в Америке, мы ее продолжаем. Также в этом направлении работают московские коллеги, которые этим летом проводили исследование в Гороховце. В ноябре у нас пройдет совместная конференция в Москве, посвященная этим проектам. Сотрудники СЛОНа будут рассказывать об исследованиях в Дмитровском районе, москвичи о Гороховце, теперь к этому набору добавится Торжок, в следующем году еще какой-нибудь город. Через некоторое время мы выйдем на новый уровень понимания, потому что мы будем изучать не один городок, а сравнивать разные городки. Причем, сравнивать нужно результаты полевых исследований, а не сухую статистику по муниципальным округам, которая не дает представления о реальных процессах.
Такие исследования нужны для научной работы, потому что там вне зависимости от того, качественное это исследование или количественное, мы оказываемся близко к респондентам и можем увидеть, как теории преломляются в реальном пространстве, на уровне отдельного человека. Торжок – это пешеходный город, можно обойти его за несколько дней, люди более или менее друг друга знают.
Говоря о популяризации науки, следует заметить, что это сложный процесс. Часто это связано с тем, что ученые неохотно работают с журналистами, а журналистам трудно работать с учеными. Мой опыт работы с «Русским репортером» по исследованию бедности показал, что лучше всего включать заинтересованных журналистов в исследование с самого начала, и делиться с ними не только информацией, но и методами работы. Журналистам, пишущим на социальные темы, тоже интересно и полезно работать с учеными на протяжении всего исследования, а не в конце, когда они просят экспертов прокомментировать готовый материал. Журнал «Русский репортер» - это уникальное издание, потому что это лучшая репортерская журналистика страны, и они действительно заинтересованы в таком взаимодействии, например, они проводят летние полевые школы в Максатихе.
В-третьих, работа в таких малых городах и поселениях полезна для морального и эмоционального состояния. Если бы я не ездил каждое лето в сельские районы или в малые города, то я бы испытывал глубокое чувство социальной депрессии. Если читать СМИ и смотреть на федеральный уровень политики, то это поневоле вызывает депрессию. В больших городах человеческое измерение часто теряется, потому что город – это анонимная машина по произодству анонимности. Когда я хотя бы на несколько дней погружаюсь в жизнь малого города, то я обнаруживаю там картину, которая внушает оптимизм. Люди успешно стараются выжить, помогают друг другу. Там быстро находятся истории успешного функционирования местных сообществ и взаимной помощи.
Очень показательна в этом смысле история, которую нашли наши студенты. Мужчина, электрик по профессии, потерял жену, страдавшую алкоголизмом, и остался с двумя детьми. Поскольку мужчина за несколько лет до брака и рождения детей вышел из тюрьмы, а женщина пила, то семья считалась неблагополучной, и была на заметке у социальных служб. После смерти жены у него хотели забрать детей. Как сказал этот человек при встрече, две улицы объединились, чтобы защитить его и оставить детей. Мы не оставили это без проверки, на следующий день молодые журналисты и социологи обошли эти две улицы и нашли тех людей, которые заступились за этого мужчину. Более того, оказалось, что несколько домов на этой улице собирают деньги, чтобы им помогать, и соседи обязательно кормят детей и за ними присматривают, когда этот человек на работе.
Это замечательная история, которую при нашей суете в большом городе редко услышишь. Мне кажется, что будущим ученым и журналистам очень полезно попадать в ситуации, когда они могут обнаруживать такие истории, делиться, и видеть, что жизнь не так ужасна, как может показаться от смотрения телевизора и чтения газет.