XIV Грушинская социологическая конференция
11-13 апреля в Москве проходила XIV Грушинская социологическая конференция. Конференция проходит каждый год и собирает социологов, маркетинговых и юзабилити-исследователей со всей страны. Академические исследователи и лиды из больших компаний выступают с докладами, в которых делятся своими результатами, трендами в индустрии и полезными инструментами.
На конференции удалось побывать Ксении Клёнкиной – стажеру-исследователю Лаборатории. В материале Ксения делится с вами заметками с конференции. Заменит ли AI исследователя? Как делают исследования в компаниях? И почему даже финансово грамотные люди попадают в финансовые пирамиды? Читайте в статье.
“Метаморфозы общества и исследовательской индустрии: новые вызовы” – так звучала тема этого года. Основными вопросами конференции были использование AI и тренды в организации исследовательских процессов. Также было много примеров академических исследований. На Грушинской конференции я была впервые, поэтому делала много заметок для себя. Сейчас хотела бы поделиться ими с вами. Надеюсь, что эти заметки будут полезны академическим исследователям и тем, кто планируют применять свои социологические навыки в бизнесе.
Синтетические респонденты и интервьюеры
Использование искусственного интеллекта уже несколько лет остается в центре внимания. Все привыкли к его использованию для расшифровки интервью или помощи в создании гайдов. Однако в последнее время в сфере исследований все чаще обсуждают возможность применения синтетических респондентов и интервьюеров. Идея синтетических респондентов основана на том, что нейросеть формирует ответы на основе анализа миллионов ответов других людей.
Теоретически, мы можем попросить нейросеть ответить на вопросы интервью как интересующий нас респондент: студент с part-time подработкой, начинающий архитектор, директор завода и т.п. И в результате – получить представление о том, как ответил бы реальный живой респондент.
Проведение исследований занимает много времени, и часто исследователи находятся в ситуации, когда результаты нужны уже вчера. В таких случаях использование AI в роли интервьюера может значительно ускорить процесс. Уже существуют агентства, предлагающие AI-интервьюеров. Это работает примерно следующим образом. Вы загружаете гайд и устанавливаете параметры интервьюера, затем он проводит интервью с респондентами из онлайн-панели. Это не совсем автоматизированное интервью: интервьюер реагирует на сообщения, может проявить эмпатию, перефразировать вопросы и т.д.
AI-инструменты в теории должны оптимизировать процесс исследования. Поэтому на конференции активно обсуждается вопрос, могут ли они полностью заменить исследователей. Если кратко, коллеги пришли к следующему выводу.
В рутинных задачах, таких как расшифровка интервью, проведение структурированных бесед – AI действительно может заменить исследователя. В творческих и коммуникативных задачах, таких как подготовка брифа, обсуждение с заказчиком вопросов исследования и выбор методологии – нет.
Это спорный вопрос, насколько ведение интервью – рутинная задача, и как передача этой работы AI влияет на качество интервью. Однако нет сомнений в том, что AI становится все более важным элементом исследовательской работы.
Финансовая грамотность и финансовое поведение
Запомнилось исследование Банка России про финансовую грамотность. Исследование проводилось на большой выборке с целью понять, как финансовая грамотность влияет на поведение граждан РФ. Финансовую грамотность измеряли знаниевым тестом из 8 вопросов. Больше правильных ответов – выше финансовая грамотность.
Меня впечатлили выводы. Интересно, что высокая финансовая грамотность не служит протектором от вступления в финансовые пирамиды. Спикер назвал это “Горем от ума”.
Люди с высокой и низкой финансовой грамотностью склонны вступать в финансовые пирамиды. Однако те, кто обладают высоким уровнем финансовой грамотности, делают это не из-за незнания, а потому что способны рационализировать свои решения.
Также на конференции обсуждали вопросы финансового поведения людей. Было выявлено, что склонность к сбережениям зависит от типа домохозяйства и пола главы домохозяйства. Оказалось, что менее склонны к накоплениям семьи, где главой была женщина, а также домохозяйства из одного человека. Это наблюдение меня очень удивило.
Исследовательские команды в бизнесе
Большое внимание было уделено росту исследовательских команд бизнесе. Все больше компаний приходят к выводу, что наличие собственной исследовательской команды может быть более эффективным, чем постоянное обращение к внешним агентствам. Внутренняя команда глубже разбирается в продукте и пользователях, а еще она всегда “под рукой” для новых задач.
Со стороны нанимателей были высказаны мысли о том, что для маркетинговых исследований важен маркетинговый опыт, а для юзабилити- и продуктовых исследований более подходят социологическое и психологическое образование. Однако не все согласны с этим.
Лично у меня сложилось ощущение, что социологическое образование – в целом универсально для всех других ответвлений исследований. Однако также важно иметь общее представление о маркетинге, психологии и, возможно, управлении продуктами.
Также очень вдохновило, что некоторые сотрудники крупных компаний в какой-то степени продолжают академическую карьеру. Одна из исследовательниц поделилась тем, что с 2000-х годов “в свободное от работы время” делает лонгитюдное исследование. Она изучает жизненные траектории людей и то, как они приходят к IT-профессии.
В общем про конференцию
В целом, такие поездки очень вдохновляют развиваться и учиться дальше. Кроме того, очень успокаивает, когда осознаешь, что успешные исследователи из больших компаний сталкиваются с теми же проблемами в работе, что и ты. В общем, рекомендую Грушинскую конференцию всем, кто находится в Москве или готов приехать в этот город на пару дней.
Научно-учебная лаборатория «Социология образования и науки»: Стажер-исследователь