Подборка фильмов на Новогодние каникулы от СЛОНа
Год подходит к концу, все научные и учебные дедлайны успешно пройдены, подарки уже спрятаны под елкой – а значит, Новый Год и Новогодние каникулы наступят вот-вот!
Чтобы провести их с пользой и интересом, мы собрали для вас небольшую подборку фильмов от читателей, студентов, преподавателей, научных сотрудников – эта подборка фильмов точно не оставит вас равнодушными. Создадим незабываемую атмосферу новогодних каникул вместе!
Мы просили порекомендовать нам фильмы, которые иллюстрируют знакомые социологические теории и понятия, затрагивают ряд социальных проблем, а также имеют чарующую визуальную составляющую. Ведь просмотр фильмов, когда ты социолог, это не только про интересный досуг, но и развитие наблюдательности. Здорово замечать в сюжетах понятия и явления, которые до этого прочитал в статье или услышал на лекции. Вам точно что-то будет по душе! :)
«Возвращение в Реймс (Фрагменты)» (2021, реж. Жан-Габриэль Перьо)
«Кинокартина рассматривает классовое строение французского общества, этапы его становления и развития, при этом затрагивая проблемы гендерного разделения, жилья, безработицы, благосостояния и отсутствия образования у населения. В работе можно заметить плавное становление современного французского общества, а также посмотреть, как исследуются вопросы политики, протестов, отстаивания личных прав и границ населения.
Обращаясь к тексту философа Дидье Эрибона о развитии рабочего класса в условиях социальных изменений, переходя от персонажа к герою, Перьо выстраивает синтетическое повествование в документальном фильме. Режиссер комбинирует воедино материалы найденной пленки и пропагандистские фильмы 50-х годов, настаивает на возможной новой актуальности кинематографа события.»
— Гурин Даниил, студент 3 курса и стажер-исследователь СЛОНа
Источник изображения: filmlinc
«Чарли и шоколадная фабрика» (2005, реж. Тим Бёртон)
«Мне кажется, социологические явления можно найти в любом фильме, если есть такая цель :) В предновогоднюю пору захотелось порекомендовать чего-то более доброго и зимнего! Один из любимых фильмов, ассоциирующийся для меня с Новым Годом – «Чарли и шоколадная фабрика» 2005 года. Наиболее ярко в картине представлены проблемы, связанные с социальным неравенством. Например, мы видим сильный контраст между бедной семьей главного героя, Чарли, и семьями детей из богатых семей.
Однако, лично для меня, после ДПВ Здоровье интересен сюжет с зубами Вилли Вонки. Отец Вонки дантист, который с детства приучил сына следить за здоровьем полости рта. Благодаря этому уже взрослый Вонка продолжает ухаживать за зубами и сияет идеальной голливудской улыбкой перед посетителями своей фабрики. Таким образом мы видим, как образование и профессия отца влияют на поведенческие привычки сына и на его здоровье во взрослом возрасте.»
– Полина Ермолаева, студентка 4 курса и стажер-исследователь СЛОНа
Источник изображения: filmpro
«Цветы лиловые полей/The Color Purple» (1985, реж. Стивен Спилберг)
Действие фильма происходит в начале XX века в небольшом городке в штате Джорджия, где еще действуют и процветают вековые традиции прежнего уклада южных штатов. В центре картины – жизнь героини Силии, чье стремление найти себя в мире, закрытом для нее, превращается в триумф жестокости, которую преодолела любовь, и боли, которую затмила радость.
«Фильм о гендерной и расовой дискриминации, снятый Спилбергом. Прекрасно показано, как отношения неравенства выстраиваются внутри угнетенной группы (афроамериканцев). Кстати, скоро должна состояться премьера новой версии этого фильма - Color Purple (2023). Возможно, сможем посмотреть его в кино»
— Тенишева Ксения Алексеевна, доцент в департаменте социологии НИУ ВШЭ СПб
Источник изображения и текст: kinopoisk
«Отец/The Father” (2020, реж. Флориан Зеллер)
Энтони уже далеко не молод и живет один в лондонской квартире. Он считает, что прекрасно справляется со всем сам, и помощь ему не нужна, но его дочь Энн противоположного мнения. Она собралась переезжать в Париж и хочет найти отцу сиделку. Энтони упирается всеми возможными способами, но в его квартире начинают происходить странности — в гостиной оказывается посторонний мужчина, дочь вдруг меняет внешность, и куда-то постоянно пропадают любимые часы.
«До определенного момента никто не задумывается о тяготах старения. О том, как это не доверять самому себе, своим глазам, памяти. Как это терять самого себя? Или о том, как видеть перед собой близких и осознавать, что это уже не они. Тяжелый фильм. Потрясающая игра Энтони Хопкинса»
— рекомендация от научного сотрудника НИУ ВШЭ СПб
Источник изображения и текст: kinopoisk
«Don't look up/Не смотрите наверх» (2021, реж. Адам Маккей)
Астрономы открывают новую комету и, рассчитав ее траекторию, узнают, что через полгода она столкнётся с Землёй, что положит конец существованию человечества и всего живого на планете. Двое учёных с трудом добиваются аудиенции у президента США, но там к их предупреждению относятся с недоверием, тогда они выступают в популярной телепередаче, но большинство всё равно не воспринимает угрозу всерьёз.
Затем герои пытаются поведать о грядущей катастрофе СМИ, но они остаются в тени. Аудитории больше интересны темы вроде обсуждения знаменитостей и политических дрязг, а не что-то из мира науки. А когда астрономам всё же удаётся выступить на телешоу, их история уступает по рейтингу недавнему скандалу в семействе известного рэпера, и соцсети ее игнорируют. К счастью для героев, президент вляпывается в очередной скандал, и вспоминает про астероид и формирует новую повестку дня для масс, пытаясь отвлечь внимание публики.
«До абсурдности доведены масс-медиа и их влияние (но моментами становится страшно, что схожие штуки происходят и в реальной жизни).»
– Мария Рыженко, студентка 4 курса
Источник изображения и текст: kinopoisk
Чтобы не делать рекомендацию очень длинной, предлагаем еще несколько идей для киновечера! Эти фильмы также предложили читатели нашей группы.
- Кухонные байки (2003, реж. Бент Хамер)
- Россия 1985–1999: TraumaZone (2022, реж. Адам Кертис)
- Девочка (2018, реж. Лукас Донт)
- Капитан Фантастик (2016, реж. Алекс Сомерс)
- Голодные игры: Баллада о змеях и певчих птицах (2023, реж. Фрэнсис Лоуренс)