• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Настя Петрова о поступлении на PhD

Продолжаем рассказывать о достижениях наши стажеров и студентов!
Анастасия Петрова с первого курса вовлеклась в работу лаборатории, ездила в экспедиции, участвовала в проектных группах, работала в проектах СЛОНа. Год назад она закончила магистратуру Вышки, а в этом году поступила на PhD к Кристине Сальмивалли и Клэр Гарандо. Настя будет заниматься проблемой кибер-буллинга.
В интервью Настя Петрова рассказала нам о поступлении на крутую программу, переезде в другую страну. Бонусом — три совета бакалаврам, которые хотят заполучить крутого научного руководителя и поступить в престижный университет.

— Какой темой и под чьим руководством ты занималась в Вышке?

Я писала под руководством Титковой Веры Викторовны, и все исследовательские работы у меня были про школьный буллинг, если в целом говорить. 

— Ты сказала "в целом". Какие аспекты этой темы ты изучала?

Бакалаврский диплом у меня был про связь распространенности буллинга и базовых характеристик школ, в частности размера и местоположения школы. Мы в этой работе обнаружили интересный эффект школьной дисциплины на распространенность буллинга. Курсовая на 1 курсе магистратуры у меня была про то, что больше помогает жертвам буллинга: активная защита наблюдателей или их сопереживание. Магистерский диплом был про связь семейной агрессии и школьного буллинга с модерирующим эффектом поддерживающей школы. 

— А что будешь изучать в университете? Какие темы? Будут ли они как-то связаны с предыдущими?

У меня есть большая общая тема, над которой я буду работать несколько лет. Она звучит как "Gender Diversity and Parental Involvement in Cyberbullying and School Bullying". На этой неделе я и мои научные руководительницы обсудили и сформулировали более узкую тему на этот год. Исследование будет про связь личного опыт родителей (то есть, были ли они в своих школьные годы вовлечены в буллинг как агрессоры, жерты или наблюдатели), и советами, которые они дают своим детям по поводу того, как реагировать на буллинг. Кроме того, мы будем смотреть на то, как опыт родителей связан с их общим восприятием буллинга, и что они думают про участие школы в разрешении вопросов касательно буллинга. В этом году я буду использовать уже собранные данные. 

— Почему ты решила поступать на PhD? Что подтолкнуло?

После окончания магистратуры я решила оставить на какое-то время академическую деятельность. На тот момент я уже год работала аналитиком в небольшой компании, и мне хотелось попробовать себя вне университета. Я не могу сказать, что я осознанно искала возможности для PhD, но мне стало не хватать значимости того, что я делаю. После этого я начала в "ленивом" режиме смотреть разные PhD вакансии. Однажды моя подруга скинула мне вакансию в Университете Турку. Сама вакансия состояла из описания исследования, которым предстоит заниматься, и мне всё очень понравилось. Ещё я обратила внимание на людей, с которыми я буду работать. Поскольку я цитировала их работы и знала, какими исследованиями они занимаются, меня очень вдохновила такая возможность. Перечень документов был не очень сложный, и я решила, почему бы и нет? Эта вакансия выглядит так, что мне будет не только интересно, но и я смогу внести свой вклад в эту тему. Это важно для меня.

— Расскажи, пожалуйста, про своих научных руководителей

У меня две научные руководительницы – Кристина Сальмивалли и Клэр Гарандо. Кристина Сальмивалли, помимо большого количества исследований школьного буллинга, с командой разрабатывала известную и эффективную антибуллинговую программу KIVA. Клэр Гарандо внесла большой вклад в изучение буллинга, она фокусируется на взаимоотношениях сверстников друг с другом. 

— Можешь поделиться впечатлениями от общения с Кристиной Сальмивалли?

В первый раз я с ней пообщалась на моем интервью, но на нем мы обсуждали только рабочие моменты. Было понятно, что она очень открытая и приятная в общении. У нее большой опыт в изучении буллинга, но при этом чувствуется, что ко мне относятся как к коллеге. Я чувствую, что между нами есть взаимное уважение. Она знала о всех сложностях оформления документов и относилась к этому с пониманием, поддерживала меня. Если у меня возникает вопрос, она всегда подскажет, к кому обратиться. В первый день работы в университете провела меня по ключевым местами, познакомила с другими сотрудниками и объяснила, к кому с какой просьбой я могу обратиться. В общем, я себя чувствую в безопасности здесь. 

— Тяжело ли было принять решение о переезде?

Я, в целом, человек, который больше любит стабильность, поэтому любое решение о смене обстановки я принимаю долго и тщательно продумываю. Был, конечно, небольшой страх – получится ли? 

В итоге все прошло хорошо. К тому же, я переезжала не в пустоту, в Финляндии у меня есть друзья. Больше месяца я жила у друзей. Это во многом упрощает переезд, когда на новом месте есть люди, которые тебя поддерживают. Насчет работы я почти не переживала: школьный буллинг является моим научным интересом в течение уже нескольких лет, потому я была уверена в том, что мне будет интересно. Я больше переживала именно за процесс переезда: перевозка вещей, бумажная волокита очень выматывают. Не могу сказать, что все получилось с первого раза, но я к этому отношусь спокойно, и считаю, что со всеми трудностями справилась хорошо. 

— Ты упомянула друзей из Финляндии. Кто они, и откуда вы знаете друг друга?

Подруги, у которых я жила первый месяц, обе из России и обе с «Социологии и социальной информатики» Питерской Вышки. Они живут и работают в Финляндии. В Турку теперь тоже есть подруга, с которой я познакомилась благодаря первым двум. Она из России, но окончила бакалавриат в Финляндии. Близко я общаюсь с людьми, которые из России, но в целом я хорошо общаюсь со всеми, с кем успела познакомиться. 

— А у кого-то из твоих близких был опыт переезда в другую страну по работе или учебе, или все остались в России?

Моя семья живет в моем родном городе Волгограде. У меня есть друзья в Волгограде, Санкт-Петербурге, Москве, а еще в Сербии. Я очень трепетно отношусь к дружбе, семье. Конечно, я скучаю по ним. Последние 8 лет я жила в Санкт-Петербурге, поэтому такого рода разлука для меня привычна. Видеозвонки позволяют постоянно поддерживать контакт с теми, кто мне дорог. 

— Что еще требовалось для поступления? Какие документы ты собирала?

Наверное сначала можно рассказать, как в целом эта вакансия устроена, чтобы было понятно, почему именно такой набор документов. Я работаю в исследовательском центре INVEST, который находится в Университете Турку. В этом исследовательском центре есть и магистры, и PhD студенты, которые связаны с социальными науками (социология, психология и т.д.). Я попала в университет благодаря проекту PARTICIPATE, в котором университеты из нескольких стран (например, Ирландия, Финляндия и Греция) объединились, чтобы проводить исследования о вовлеченности родителей в буллинг и кибербуллинг. Этот проект выиграл грант у фонда Марии Кюри и, согласно проекту, университеты в сумме набрали 10 исследователей. У каждого есть какая-то одна широкая тема, но все они связаны с родителями и (кибер)буллингом. У меня это gender diversity in parental involvement in cyberbullying. Именно поэтому от меня не требовался proposal, в котором обычно кандидаты описывают, какое исследование они могли бы провести: тема для потенциального кандидата на эту вакансию уже была подготовлена. 

Что касается других документов, которые я готовила примерно две недели. Нужно было приложить мотивационное письмо, резюме, список людей, к которым можно обратиться за рекомендациями касательно моего опыта, академические транскрипты (сканы дипломов), академические работы (т.е. сами дипломные и курсовые работы) и подтверждения знаний английского языка. На тот момент у меня был немного “просроченный” IELTS, поэтому в этот документ я добавила ссылку на англоязычный курс, который я в тот момент вела в Вышке, скан IELTS, приглашение на мобильность в университет Хельсинки, где я училась на английском, подтверждение того, что бакалавриат и магистратура частично преподавались мне на английском, а также указала дату сдачи TOEFL, которая была после дедлайна подачи заявки. Когда я сдала TOEFL и получила результаты, я отправила файл отдельно, но на тот момент я уже успешно прошла собеседование. Конечно, все документы предоставляются на английском языке. Я заказывала нотариально заверенный перевод своих академических транскриптов, а всё остальное либо переводила сама и добавляла подпись, либо документ уже был на английском. 

— Можешь охарактеризовать систему подачи документов?

Все было очень интуитивно. Была ссылка с описанием вакансии. В самом низу страницы ссылка, по которой заполняешь заявку и загружаешь документы. Затем, если ты проходишь на следующий этап, тебе пишет HR, и вы договариваетесь на собеседование. У меня собеседование было через два дня, как только я получила письмо. Это, конечно, было сложно, но я подготовилась за два дня: посмотрела, какие вопросы задают на подобных интервью, подумала, что я про себя расскажу. Я прошла собеседование, и потом уже мне написали, что я один из топовых кандидатов. Я дала согласие на проверку отдела безопасности, и потом написали, что меня принимают. Мне пришло официально acceptance letter, которое потом используется для подачи документов на визу или ВНЖ. Больше никаких созвонов не было, но HR специалистка постоянно была со мной на связи и помогала мне со всеми вопросами. И я помню, что я написала ей письмо с 17 вопросами касательно заполнения заявки на визу, она, мне кажется, была немного в шоке от количества вопросов, но со всеми помогла разобраться. После подготовки документов надо записаться в визовый центр, что, например, у меня получилось не с первого раза, но ничего страшного не произошло, было достаточно времени. Проходит томительный период ожидания, после которого приходят документы. Как только я получила документы, я купила билет на автобус. Параллельно я собирала всё необходимое, разговаривала с арендодателем квартиры, в которой я жила в Санкт-Петербурге, раздавала вещи друзьям. Весь этот подготовительный этап также занял какое-то количество времени, а потом, в начале августа, я села в ночь на автобус и утром была в Финляндии. 

— Какие у тебя впечатления от Финляндии? 

Я не первый раз надолго остаюсь Финляндии, потому что в 2021 году я 5 месяцев жила здесь, пока была на академической мобильности. Конечно, первое время это всегда восторг от всего, что движется или не движется. Мне кажется, основные радости и трудности быта в Финляндии я как раз познала в 2021 году. Тогда я «сломалась» и уже в ноябре купила себе лампу, которая имитирует солнечный свет. Люди здесь серьезно относятся к зиме и нехватке солнца. Витамин D и сладости можно купить в любом месте, зимние виды спорта и развлечений очень развиты, чтобы люди почаще выходили из дома в такой сложный период. 

Я прошла все круги ада по оформлению документов. В моменты, когда нужно решать какие-то дела с документами, ощущается ценность work-life balance, которому все следуют. После окончания официальных рабочих часов никакие дела решить не получится.

Очень много разнообразных возможностей для хобби всех мастей. На что я обратила внимание в этот раз – это количество центров для взрослых, в которых также много кружков (например, спортивных или языковых). 

— А можешь еще про город, в котором живешь рассказать? Или сравнить с Петербургом. 

Финляндия – маленькая по плотности населения страна, и это, конечно, ощущается во всех городах. 

Я живу в городе Турку, в котором 186 000 населения, и это пятый по численности населения город. Изначально Турку был столицей, теперь это крупный транспортный узел Финляндии. Основные достопримечательности – замок Турку, кафедральный собор, река Аура, бывшая тюрьма на холме Каколанмяки. В целом город спокойный и приятный для жизни. 

В Финляндии два официальных языка: финский и шведский. Подавляющее большинство хорошо знает английский, поэтому проблем в коммуникации практически не возникает. 

Из за того, что я не впервые в Финляндии, я привыкла к скачущим в парке зайцам вместо бездомных собак. Наверное, поскольку в этот раз я плотно занималась документами, то много интересного узнала для себя именно об этом. Что я ещё заметила в этот раз, у финнов есть очень необычная манера представляться. Некоторые делают это как бы через детей. Например, на курсах при знакомстве один из моих одногруппников представился так: «Добрый день, меня зовут Иллари, и у меня двое детей, поэтому они могут нам мешать». Мои друзья сказали, что это очень распространенная история. 

— А нужно ли тебе параллельно с работой в лаборатории взять какие-то курсы в университете или преподавать? 

Да, поскольку я все таки являюсь PHD студентом, предполагается, что я должна закрыт 240 кредитов за 4 года. 200 из них – это моя диссертация. Моя диссертация по итогу будет выглядит не как единый большой манускрипт, а как несколько статей (3-4), которые объединены одной темой. Получается, учебой мне нужно набрать 40 кредитов за четыре года. 

Есть какие-то обязательные курсы, например, про этику исследования. И есть также обязательные воркшопы и зимнии школы от проекта PARTICIPATE. 

И про преподавание: во время собеседования мне сказали, что, конечно, от меня не ждут, что я буду преподавать, потому что основная работа – это проведение исследований. Но если я хочу, то могу взять небольшие курсы. Кроме того, в университете есть scientific семинары, и, если будет проводиться семинар про буллинг, то мне могут предложить подготовить небольшое выступление. 

— Не могла бы ты дать несколько советов бакалаврам, которые хотят получить крутого научника и поступить в престижный университет?  

Во-первых, я рекомендую найти лабораторию, которая соответствует исследовательским интересам. Я сама очень благодарна лаборатории «Социология образования и науки». Работа со старшими коллегами в Лаборатории во много помогла мне определить свои исследовательские интересы, а также получить навык проведения социологических исследований. Во-вторых, я рекомендую принимать активное участие в проектах, которые предлагают лаборатории, например, экспедиции или исследовательские семинары. Я сама начала заниматься изучением буллинга после поездки в экспедицию вместе с Лабораторией. В-третьих, я рекомендую общаться с разными людьми во время и вне учебы, это очень помогает расширять горизонты и узнавать новое. Самое главное – не бояться задавать вопросы.не кажется, я эту простую истину поняла не сразу, но это очень полезная практика для расширения кругозора.

— Кого из Вышки тебе хочется поблагодарить? 

Я бы хотела поблагодарить всех коллег из Лаборатории за поддержку, напутствие, критику и общение. Вообще я очень благодарна всем, с кем сталкивалась по учебе, работе в Лаборатории и внеучебной активности за 7 лет, проведенные в Вышке, потому что всё это сыграло огромную роль в развитии меня как человека и специалистки. 

Материал подготовили: Гурин Даниил, Рыжухина Кристина