Круглый стол «Влияние современных миграционных процессов на систему школьного образования»
Делимся свежими новостями из жизни лаборатории. Вчера, 20 сентября, Даниил Александрович Александров выступил с докладом на круглом столе «Влияние современных миграционных процессов на систему школьного образования».
Круглый стол был организован Государственным бюджетным учреждением «Московский дом национальностей» в рамках проекта «Этнокультурный компонент в современном российском образовании и социуме». В центре регулярно проходят мероприятия, способствующие укреплению межнационального мира и согласия.
Лаборатория социологии образования и науки под руководством Даниила Александровича уже пятнадцать лет проводит исследования детей-мигрантов в российских школах. Репрезентативными обследованиями лаборатории охвачены такие регионы, как Санкт-Петербург, Московская область (все районы, прилегающие к МКАД), Калужская область и Новосибирск – всего более 500 школ. Для изучения интеграции детей-мигрантов в школьные коллективы мы используем методы социометрии.
В докладе Даниил Александрович представил основные результаты исследований Лаборатории. Как показывают наши данные, дети-мигранты в целом отличаются высоким уровнем мотивации к обучению, их интеграция идет успешно. Школьные коллективы хорошо принимают детей-мигрантов: уровень популярности и дружба со сверстниками не отличается от этнического большинства. Длительные трудности в обучении возникают только у учащихся, приехавших в подростковом и раннем подростковом возрасте, потому что их языковые компетенции формируются труднее, чем в дошкольном и раннем школьном возрасте.
Проблемы обучения детей-мигрантов у школ возникают преимущественно по двум причинам: излишне жесткие правила работы школ, принятые на федеральном уровне, а также многочисленные формы внешнего контроля. Жесткая система организации учебного процесса и контроля не позволяет школам приспосабливаться к появлению большого числа детей-мигрантов. Эти и другие проблемы адаптации были рассмотрены в докладе Даниила Александровича.
В ходе круглого стола были представлены и другие доклады о влиянии современных миграционных процессов на систему школьного образования: “Ученики с миграционной историей в российских школах”, “Организация деятельности Федерального координационного ресурсного центра по психологической и социокультурной адаптации несовершеннолетних иностранных граждан”.
Приглашенными экспертами на круглом столе выступили специалисты из разных научных и образовательных организаций: Института этнологии и антропологии имени Н.Н. Миклухо-Маклая РАН, Московского педагогического государственного университета, Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», и других ведущих научных учреждений и национальных общественных организаций из разных субъектов нашей страны.
Актуальность работы по адаптации детей из семей мигрантов не вызывает сомнений. За минувшее десятилетие она приобрела качественно новое измерение: контингент иностранных обучающихся вырос, расширилась география образовательных организаций, где обучаются дети и подростки с миграционной историей. Мы считаем тему важной и социально значимой, поэтому продолжаем активно изучать факторы интеграции и адаптации детей-мигрантов, а также делиться своими результатами с вами.