• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Круглый стол «Влияние современных миграционных процессов на систему школьного образования»

Делимся свежими новостями из жизни лаборатории. Вчера, 20 сентября, Даниил Александрович Александров выступил с докладом на круглом столе «Влияние современных миграционных процессов на систему школьного образования».

Круглый стол «Влияние современных миграционных процессов на систему школьного образования»

Из архива ГБУ "Московский дом национальностей"

Круглый стол был организован Государственным бюджетным учреждением «Московский дом национальностей» в рамках проекта «Этнокультурный компонент в современном российском образовании и социуме». В центре регулярно проходят мероприятия, способствующие укреплению межнационального мира и согласия.

Лаборатория социологии образования и науки под руководством Даниила Александровича уже пятнадцать лет проводит исследования детей-мигрантов в российских школах. Репрезентативными обследованиями лаборатории охвачены такие регионы, как Санкт-Петербург, Московская область (все районы, прилегающие к МКАД), Калужская область и Новосибирск – всего более 500 школ. Для изучения интеграции детей-мигрантов в школьные коллективы мы используем методы социометрии.

В докладе Даниил Александрович представил основные результаты исследований Лаборатории. Как показывают наши данные, дети-мигранты в целом отличаются высоким уровнем мотивации к обучению, их интеграция идет успешно. Школьные коллективы хорошо принимают детей-мигрантов: уровень популярности и дружба со сверстниками не отличается от этнического большинства. Длительные трудности в обучении возникают только у учащихся, приехавших в подростковом и раннем подростковом возрасте, потому что их языковые компетенции формируются труднее, чем в дошкольном и раннем школьном возрасте. 

Проблемы обучения детей-мигрантов у школ возникают преимущественно по двум причинам: излишне жесткие правила работы школ, принятые на федеральном уровне, а также многочисленные формы внешнего контроля. Жесткая система организации учебного процесса и контроля не позволяет школам приспосабливаться к появлению большого числа детей-мигрантов. Эти и другие проблемы адаптации были рассмотрены в докладе Даниила Александровича. 

В ходе круглого стола были представлены и другие доклады о влиянии современных миграционных процессов на систему школьного образования: “Ученики с миграционной историей в российских школах”, “Организация деятельности Федерального координационного ресурсного центра по психологической и социокультурной адаптации несовершеннолетних иностранных граждан”. 

Приглашенными экспертами на круглом столе выступили специалисты из разных научных и образовательных организаций:  Института этнологии и антропологии имени Н.Н. Миклухо-Маклая РАН, Московского педагогического государственного университета, Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», и других ведущих научных учреждений и национальных общественных организаций из разных субъектов нашей страны.

Актуальность работы по адаптации детей из семей мигрантов не вызывает сомнений. За минувшее десятилетие она приобрела качественно новое измерение: контингент иностранных обучающихся вырос, расширилась география образовательных организаций, где обучаются дети и подростки с миграционной историей. Мы считаем тему важной и социально значимой, поэтому продолжаем активно изучать факторы интеграции и адаптации детей-мигрантов, а также делиться своими результатами с вами.