• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Ян Талья о летней школе Европейского университета

Для вас, наши читатели, даже в каникулы и отпуска есть интересный материал. Летом у студентов Вышки появляется свободное от учебы время, которое они тратят не только на отдых. Так, наш студент и стажер-исследователь Ян Талья принял участие в летней школе Европейского университета. Сегодня мы делимся его впечатлениями от школы с вами.

Что происходило на летней школе

Отвечая на вопрос про активности на школе, машинально хочется разделить программу на формальную часть (лекции и воркшопы) и неформальную часть (нетворкинг разного рода), но сделать это довольно сложно: название школы довольно говорящее, поскольку организуют и ведут школу преимущественно студенты магистратуры и аспиранты университета, и какого-то формализма в условно «формальной» части нет.
На летней школе в Европейском университете Ян встретил знакомых преподавателей и студентов из Вышки. Это классно, встречать знакомых в других, не связанных с основной деятельностью, местах.
Вообще у школы несколько задач, которые решаются разными активностями.

Первая задача — познакомить на лекциях участников школы с тем, как понимают социологию именно в Европейском университете. В каждом [высшем учебном заведении] все равно видение ее как науки и отношение к методологии социологического исследования разное. Было интересно увидеть как различия, так и схожести.

Вторая задача — научить участников школы работать друг с другом. Школа предполагает, что ее участники так или иначе заинтересованы в исследовательской деятельности, а поскольку в современной науке исследования обычно проводятся в коллективах (и не всегда знакомых), нужно этому учиться. Поэтому часть школы посвящена тому, что участники в случайных группах за один день должны придумать исследование на стыке своих навыков и интересов и на следующий день представить его проект перед другими командами.

Третья задача — предоставить возможности для нетворкинга участникам школы во время кофе-брейков или же во время еще более неформальных активностей, как например, небольшого пикника.

О том, как находить подобные мероприятия


Не так сложно найти содержательные занятия летом. Многие ребята из вышки, а тем более стажеры лаборатории, постоянно во что-то вовлечены, много читают и могут дать полезную рекомендацию.
Про школу я слышал довольно давно. Насколько я знаю, некоторые стажеры-исследователи СЛОНа когда-то участвовали в ней. О школе каждый год пишет и сам Европейский в своих соцсетях, но, если честно, я в этом году это как-то пропустил и увидел “call for applications” вообще в одном антропологическом Телеграм-канале уже когда прием заявок заканчивался. Его, на удачу мне, продлили. Вообще могу порекомендовать читать в Телеграме разные академические каналы по социальным наукам, если хотите быть в курсе текущей академической повестки дня и узнавать о каких-то мероприятиях. Поучаствовать я решил, потому что было интересно узнать, как живет социологический мир за пределами Вышки, а также хотелось познакомиться с людьми, интересующимися социальными исследованиями, из разных образовательных институций.

Об ожиданиях и впечатлениях

Ян отмечает, что такие мероприятия ориентированы больше для будущих ученых и исследователей, и важно хорошо оценить свою мотивацию перед подачей заявки.

Вообще школа открыта и для студентов, которые, например, не имели опыта в социологии, но которые хотели бы его получить в будущем (и такие студенты на школе были), но опять же, все строится вокруг исследований — преимущественно академических, не для бизнеса. (Тут стоит учитывать еще, что отбор на школу конкурсный и нужно написать мотивационное письмо вместе с research proposal — тема крайне важная в исследовательской деятельности.)

У социолога Рэндалла Коллинза есть теория, частью которой является то, что успешные социальные взаимодействия заряжают участников положительной эмоциональной энергией, что способствует желанию участвовать в подобных социальных взаимодействиях и дальше. Так вот, эта летняя школа для меня стала таким кейсом: зарядился энергией и мотивацией продолжать совершенствоваться в исследовательской деятельности. Если говорить об ожиданиях, то я ожидал увидеть разных мотивированных студентов и студенток и в их увидел. Вообще, подготовка групповых проектных предложений не была изначально указана в программе школы и стала неожиданностью, но оказалось, что так даже лучше.

Три главных инсайта

Ян поделился, какие основные идеи он вынес для себя – а теперь для нас и читателей – после участия в летней школе. Что оказалось особенно важным: взгляд на социологическую академию со стороны и под новым углом, который «Университет без профессоров» дал возможность сделать.

Не сказал бы, что это какое-то открытие лично для меня, но социология и, шире, социальные исследования в целом никоим образом не что-то монолитное, и одна и та же тема или же один и тот же метод могут по-разному трактоваться в разных институциях. Если вы хотите стать хорошим исследователем/исследовательницей, не стоит зацикливаться на одной лишь своей институции и её подходах/прочтениях, нужно обращать внимания и на другие (что никак не мешает продолжать по-своему любить свою!).
Не думаю, что кого-то это должно удивить, но исследования — это про людей: как про самого исследователя/исследовательницу, так и про его/ее респондентов-информантов-собеседников, так и про его/ее коллег. Поэтому не стоит бояться каких-то неформальных активностей на разных мероприятиях и вообще новых знакомств.
Даже у совсем не знакомых друг с другом людей с совершенно разными взглядами, академическими интересами и предпочтениями в методах могут быть удивительные точки соприкосновения, если правильно «брейнштормить». Как я выяснил для себя, «мозговой штурм» — это целое искусство».

Желаем Яну интересных исследований и академических достижений, а также, конечно, новых мероприятий!