• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Ежегодная конференция 1 курса

28 июня состоялась ежегодная конференция полевых исследований первого курса. Тема этого года – “Beyond the classroom: student learning strategies”. На конференции студенты рассказали о результатах своих исследований, которые они готовили на протяжении двух учебных модулей. Для социологов это был первый исследовательский опыт в поле. Рассказываем, как прошла конференция, и какие впечатления она оставила у гостей и участников.

Как устроена исследовательская практика на первом курсе

Основа обучения в Вышке – проектная деятельность. Начиная с первого курса, социологи не только изучают методику проведения исследований, но и применяют полученные знания на практике. Конференция, которой посвящен сегодняшний материал, ежегодно проводится в рамках учебного курса “Полевые исследования”.

Два модуля студенты под руководством сотрудников Лаборатории собирали и кодировали данные, формулировали гипотезы и проверяли их, строя графики и проводя статистические тесты. Конференция – финальный этап обучения на курсе. Студенты подготовили презентации и постеры для своих однокурсников и гостей конференции, чтобы поделиться результатами своей работы – интересными находками в области учебных стратегий.

Светлана Савельева, преподаватель курса:
Практика в этом виде специально была задумана, чтобы дать еще не опершимся студентам возможность ощутить, что такое настоящее исследование, – как я говорю, разбудить в них внутренних исследователей. В компании старших коллег они проходили по всем этапам большого исследования: от первых гипотез до презентации своих результатов на конференции. Где-то надо было дать им свободу, где-то подтолкнуть и поддержать, а где-то просто показать, как это работает. Ведь можно долго объяснять, как нужно брать интервью, например, но невозможно таким образом научиться это делать.

Всего социологи собрали и расшифровали 334 интервью со студентами из разных городов России. В выборку вошли 20 городов от Калининграда до Владивостока — студенты из более чем 45 Российских ВУЗов приняли участие в исследовании.

Параллельно с интервью проводилось анкетирование, силами студентов была собрана 171 анкета среди программистов, и 163 — среди лингвистов. Хотя все интервью проводились в онлайн-формате, каждый студент провел одно очное исследование, чтобы отработать навык ведения беседы и привыкнуть к гайду.

О формате конференции

Участники могли презентовать результаты своего исследования в формате презентации или постера. Постер – это новый для студентов формат работы, в рамках которого необходимо уместить основную информацию о проделанной работе и выводы на одном стенде.

Первая часть конференции была отведена под презентации. У каждой команды было не более 12 минут, чтобы рассказать о своей работе аудитории. После этого гости конференции могли задать свои вопросы и уточнить детали исследования. В первом блоке конференции мы узнали, как отличаются учебные стратегии у программистов и лингвистов, и как подготовка к экзаменам меняет наш подход к обучению.

Арсений Аврамов, 1 курс:
Мне очень понравилась конференция тем, что мы отдельно друг от друга делали различные постеры и презентации на примерно схожие темы. От этого только интереснее, потому что получаются схожие результаты. И когда ты видишь, что у тебя такой-то результат получился, а у кого-то схожий, хотя вы исследовали независимо, это добавляет мотивации тебе. Что ты не зря это сделал, что это хороший вывод, который кто-то смог повторить.

Затем – постерная сессия и кофе-брейк. Студенты и гости конференции могли свободно знакомиться со стендами и общаться с их авторами напрямую. Исследовательский дух подкрепили спелой черешней, абрикосами и сладостями!

Элина Батурина, 1 курс:
[Конференция] понравилась! Понравилась возможность задавать вопросы: было очень интересно послушать какой-то более детальный рассказ <...>
Мы первый раз делали постер, этот формат кардинально отличается от презентации, потому что нужно уместить только самое интересное, самое нужное.
Светлана Савельева, преподаватель курса:
Это было действительно большое путешествие. Ребята только осваивали новые и порой сложные концепты, тут же пробовали делать сами, страдали (особенно на этапе поиска информантов), набивали шишки и все равно продолжали идти. У меня лично вызывает это большое уважение. И появляется настоящая радость, когда я вижу, как они с горящими глазами ходят от постера к постеру, стремятся донести свою идею или постичь чужую, обсуждают сходства и отличия в результатах друг друга.

После обсуждения было проведено анонимное голосование за лучший постер. И пока шел подсчет голосов, оставшиеся команды представляли результаты своей работы в формате презентации. Во время этой части конференции мы выяснили, какие метакогнитивные иллюзии присутствуют у студентов, изучающих иностранные языки, и как студенты-лингвисты воспринимают работу в команде.

Ирина Ли, 1 курс:
Интересно, что у нас одни и те же интервью на всех, и из одного гайда интервью можно столько сделать и вытащить. Это было очень интересно <...> Мне очень понравилось само оформление постеров, оно прям очень красивое, на самом деле. В презентации ты листаешь, а тут всё на одном слайде, достаточно кратко и красиво оформлено. Мне понравился такой формат.

Результаты и впечатления

Мы уверены, что участники конференции получили не только долгожданную оценку за курс, но и первый опыт проведения социологического исследования, который уже можно указать в портфолио. Две команды ушли не с пустыми руками и были награждены призом зрительских симпатий – шоколадками.

Ксюша, 3 курс, стажер-исследователь Лаборатории:
Работы выглядят как цельные, осмысленные презентации. И очень здорово, что уже на первом курсе у ребят есть представление о том, как рассказать о своей работе. То есть, не просто её сделать, а как-то красиво, понятно и интересно её подать.

Конференция первого курса – добрая традиция, которая объединяет на одной площадке студентов с разных курсов, гостей, интересующихся темой образования, и опытных исследователей. Надеемся, что эта встреча помогла студентам лучше понять, в чем же заключается работа социолога, а может и немного выдохнуть после сессии.